ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/2018 от 12.02.2018 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 12-58/2018

РЕШЕНИЕ

12 февраля 2018 года город Барнаул

Судья Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края Масликова И.Б., рассмотрев жалобу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г****, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, работающего **** на постановление должностного лица - заместителя начальника Алтайской таможни от 14.12.2017 года, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.ДД.ММ.ГГГГ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица - заместителя начальника Алтайской таможни ДАННЫЕ ФИО2 от 14.12.2017 должностное **** ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. ДД.ММ.ГГГГ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой просит постановление от 14.12.2017 отменить.

В обоснование жалобы указано, что назначенное ФИО1 наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей несоразмерно характеру и последствиям нарушений и противоречит принципу справедливости. Указывает, что при назначении наказания административный орган не учел, что нарушение предусмотренного законом срока предоставления статистической формы произошло вследствие непредвиденных семейных обстоятельств (похороны близкого родственника). В жалобе указывает, что вмененное ему правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, признаков, свидетельствующих о пренебрежительном отношении ФИО1 к должностным обязанностям, не установлено, поскольку он хоть и с нарушением срока на три дня, но направил требуемую статистическую форму. ФИО3 положительно характеризуется по месту работы, ответственно и добросовестно относится к исполнению возложенных на него должностных обязанностей, ранее по аналогичной статье к административной ответственности не привлекался. В жалобе заявитель ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана в срок, предусмотренный ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку постановление получено 14.12.2017, жалоба подана 22.12.2017, согласно штампу почтового отделения, имеющемуся на конверте, в котором поступила настоящая жалоба.

В соответствии с определением Октябрьского районного суда города Барнаула от 10.01.2018 жалоба по подведомственности передана для рассмотрения в Индустриальный районный суд города Барнаула.

При рассмотрении жалобы ФИО1 и его защитник факт совершения правонарушения не оспаривали, ссылались на изложенные в жалобе обстоятельства, полагали правонарушение малозначительным, в связи с чем просили производство по делу прекратить.

Выслушав ФИО1 и его защитника, проверив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311- ФЗ) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или грузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.

Аналогичное требование установлено Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 (далее - Правила).

Так согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, использования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

При этом в силу пункта 5 Правил таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.

Согласно пункту 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

В соответствии с пунктом 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалобы установлено, что ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» (далее - Общество) в апреле 2017 года осуществляло вывоз товаров в Республику Казахстан.

18.05.2017 Обществом в Алтайскую таможню была предоставлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) с системным номером 1300170517-12062193 с нарушением сроков, установленных действующим законодательством (статистическую форму необходимо было предоставить не позднее 15.05.2017).

Несвоевременное представление Обществом в таможенный орган статистической формы свидетельствовало о совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена Статьей 19.7.13 КоАП РФ.

В этой связи 29.05.2017 в отношении Общества Алтайской таможней было возбуждено дело об административном правонарушении №10605000-000447/2017 по ч.1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.

29.05.2017 года генеральным директором Общества ДАННЫЕ ФИО4 представлено письменное пояснение, согласно которому он признает факт и вину совершении административного правонарушения. Он также сообщил, что ответственность за заполнение и представление в таможенные органы статистической формы возложена на финансовый отдел Общества, возглавляемый начальником отдела ФИО1, который самостоятельно исполнял обязанность по предоставлению статистической формы, путем заполнения ее в личном кабинете на сайте Федеральной таможенной службы.

15.06.2017 года заместителем начальника Алтайской таможни дело об административном правонарушении № 10605000-447/2017 рассмотрено по существу, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа, о чем вынесено постановление.

11.07.2017 постановление вступило в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1, статьи 2.4 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

01.12.2017 года должностным лицом Алтайской таможни в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 10605000-1543/2017.

14.12.2017 года по делу об административном правонарушении № 10605000- 1543/2017 вынесено постановление, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

При рассмотрении дела должностным лицом установлено, что Общество в апреле 2017 года произвело поставку товаров в Республику Казахстан. Следовательно, не позднее 15 мая 2017 года (с учетом выходных дней) Общество было обязано предоставить статистическую форму. Однако статистическая форма была предоставлена в таможенный орган только 18 мая 2017 года, то есть с нарушением срока на 3 рабочих дня после истечения предельного срока предоставления статистической формы.

В соответствии с приказом Общества № 1413 от 12.09.2013, трудовым договором от 12.09.2013 № 688, ФИО1 замещает должность начальника финансового отдела в Обществе.

В соответствии с должностной инструкцией от 12.01.2015 начальника финансового отдела Общества, должность ФИО1 относится к категории руководителей, он подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по экономике и финансам.

В соответствии со своими должностными обязанностями, начальник финансового отдела обязан:

- организовывать финансовыми ресурсами предприятия (пункт 2.1);

- обеспечивать разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовую устойчивость (пункт 2.2);

- руководить разработкой проектов перспективных и текущих финансовых планов и бюджетов денежных средств (пункт 2.3);

- анализировать финансово - хозяйственную деятельность (пункт 2.10);

- осуществлять контроль за выполнением финансового плана и бюджета пункт 2.11) и т.д.

Изложенное свидетельствует о том, что начальник финансового отдела общества ФИО1 наделен в Обществе организационно- распорядительными и административно-хозяйственными функциями и является должностным лицом по смыслу примечания к статье 2.4 КоАП РФ.

Приказом Общества от 25.02.2015 № 46 введен в действие с 02.03.2015 штатный регламент Общества, согласно с пунктом 4 которого финансовый отдел оформляет статистическую форму учета перемещения товаров и предоставляет её в Алтайскую таможню не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем оформления подтверждающих документов.

В соответствии с пояснением от 22.11.2017 ФИО1, ответственность за заполнение и представление в таможенные органы статистической формы была возложена пунктом 4 валютного регламента на финансовый отдел. Указанную обязанность он не поручал своим подчиненным и исполнял самостоятельно, путем заполнения её в личном кабинете на сайте Федеральной таможенной службы.

Таким образом, установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом, своевременно не организовал представление статистической формы в Алтайскую таможню по совершенной Обществом в апреле 2017 года сделке.

В силу части 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Изложенные в обжалуемом постановлении обстоятельства, а именно, что статистическая форма была представлена с нарушением срока, установленного п.7 Правил подтверждаются также иными собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении №10605000-000447/2017 от 29.05.2017, постановлением по делу об административном правонарушении №10605000-447/2017 от 15.06.2017, статистической формой учета перемещения товаров 1300170517-12062193, пояснениями генерального директора ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» ДАННЫЕ ФИО4 от 26.05.2017, пояснениями директора финансового отдела ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» ФИО1 от 22.11.2017, договором поставки №2-Ат от14.04.2014, счетами -фактурами от 01.04.2017 № 8683, от 06.04.2017 № 9273, от 06.04.2017 № 9272, от 11.04.2017 № 9824, от 18.04.2017 № 10855, от 18.04.2017 № 10854, от 21.04.2017 № 11269, 21.04.2017 № 11270, от 26.04.2017 № 11943, от 30.04.2017 № 12687, от 30.04.2017 № 12688.

Изложенные в оспариваемом постановлении фактические обстоятельства совершения правонарушения ФИО1 и его защитником при рассмотрении жалобы не оспаривались.

Изложенные в жалобе доводы не являются основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности.

Правила не требуют предоставления статистических форм в последний день срока. То есть ФИО1 мог подать от имени Общества статистическую форму сразу после осуществления поставки товаров. Так как последняя поставка товара была произведена 30.04.2017, то у него с момента поставки товаров было 8 рабочих дней (и 15 календарных дней) на подачу статистической формы, однако по факту статистическая форма была предоставлена на третий рабочий день после истечения предельных сроков предоставления статистической формы, установленных действующим законодательством.

Доводы об уважительной причине пропуска указанного срока во внимание приняты быть не могут, поскольку у ФИО1 имелась реальная возможность исполнить надлежащим образом обязанность по предоставлению статистических форм в установленный срок. Препятствий по взаимодействию с таможенным органом не установлено.

ФИО1 также не представил доказательств принятия исчерпывающих мер для обеспечения своевременного предоставления Обществом статистической формы (статистические формы предоставлялись ФИО1 лично, мер по делегированию данной функции другим работникам Общества им не предпринималось).

Наличие возможности соблюдения сроков для предоставления статистической формы также подтверждается тем фактом, что после поставок товаров ФИО1 выполнял иные трудовые функции (отчитывался перед коммерческими банками в рамках обязательного банковского мониторинга), проигнорировав требования Правил – о чем он также пояснил при рассмотрении жалобы, мотивируя пропуск срока загруженностью в связи с выполнением иных трудовых функций.

Рассматривая доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения судья приходит к следующему.

Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 (ред. от 19 декабря 2013 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Судья не соглашается с доводами жалобы о том, что данное правонарушение может быть признано малозначительным, поскольку состав правонарушения является формальным и неправомерные действия должностного лица образуют объективную сторону состава правонарушения независимо от наступивших последствий.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС. Значимость ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза очевидна и вытекает из статьи 104 Закона № 311-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Таким образом, государство придает особую значимость ведению статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и устанавливает соразмерную меру ответственности за действия, препятствующие ее ведению надлежащим образом.

Сроки и порядок последующей работы органов государственной власти со статистическими формами не может влиять на квалификацию правонарушения, гак как оно считается совершенным с момента нарушения срока предоставления статистической формы. То есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований таможенного законодательства.

Предоставление лицом недостоверных сведений или несвоевременное предоставление статистической формы не позволяет надлежащим образом обрабатывать содержащихся в ней сведения, препятствует формированию, публикации и предоставлению заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

С учетом изложенного, совершенное ФИО1 административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, объектом которого является установленный порядок управления, не является малозначительным.

Обстоятельства отсутствия общественной опасности в действиях должностного лица, отсутствие вреда, устранение допущенного нарушения, сами по себе не могут рассматриваться в качестве оснований для вывода о малозначительности совершенного правонарушения, с учетом формального характера состава вмененного административного правонарушения, по которому не требуется наступление последствий.

Доводы о незначительной просрочке подачи данных, о совершении правонарушения впервые учтены должностным лицом при назначении административного наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, иное толкование законодательства и не свидетельствуют о необоснованности принятого постановления.

Наказание ФИО1 назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, в строгом соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания должностным лицом было учтено смягчающее обстоятельство - совершение правонарушения впервые.

При рассмотрении жалобы суд в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает отсутствие отягчающих вину обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что вид назначенного наказания (штраф) соразмерен допущенному нарушению и обеспечит достижение целей наказания. Оснований для назначения иного вида наказания не имеется. Кроме того, административный штраф назначен в минимальном, предусмотренном санкцией статьи размере.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется, оснований для прекращения производства по делу не установлено.

При указанных обстоятельствах, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление должностного лица - заместителя начальника Алтайской таможни от 14.12.2017 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья И.Б. Масликова

Верно. Судья И.Б. Масликова

Секретарь А.А. Чернышова

Подлинный документ находится в материалах дела № 12-58/17 Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края.

Верно. Секретарь А.А. Чернышова