Дело № 12-58/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
15 февраля 2018 года <...>
Судья Рубцовского городского суда Алтайского края Видюкова С.И., рассмотрев жалобу должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ФАРТЗАЙМ» ФИО1, на постановление заместителя управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО2 от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО2 от *** должностное лицо - директор Общества с ограниченной ответственностью «МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ФАРТЗАЙМ» (далее - ООО «МКК ФАРТЗАЙМ») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
ФИО1 обжаловал данное постановление в Рубцовский городской суд Алтайского края, указав, что отчет за 9 месяцев 2017 года был представлен *** по форме ОКУД 0420840 «Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации» по состоянию на 30.09.2017» в версии Анкета - Редактор 1.2.96.9 от 31.05.2017, так как отчет, подготовленный в новой версии программы *** не загружался по техническим причинам, о чем писала на его обращение служба поддержки Центрального банка Российской Федерации. В связи с этим, ООО «МКК «ФАРТЗАЙМ» отправило отчет в предыдущей версии Анкеты - Редактор, который в свою очередь загрузился в личный кабинет организации в срок, предусмотренный для сдачи отчетности. В предписании от *** не указывалось, что отчет не принят по причине подготовки его в прежней версии программы «Анкета - Редактор», поэтому организация считала исполненным указанное предписание. *** ООО «МКК ФАРТЗАЙМ» вновь подала «Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации». Таким образом, как на момент вынесения представления, так и на день рассмотрения дела об административном правонарушении (***) бухгалтерская отчетность о деятельности общества была представлена. Из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 2423/13, определения Верховного суда Российской Федерации от 11.10.2017 № 305-АД 17-7626 следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности. В силу того, что отчетность была сдана в сроки, установленные законодательством, предписание от *** является незаконным, следовательно является незаконным и само постановление о наложении штрафа. Учитывая, что сдача бухгалтерской отчетности входит в должностные обязанности бухгалтера, так же факт наличия протокола о принятии отчета, то у общества и его директора на момент выдачи предписания и наступления срока его исполнения имелись объективные основания полагать, что с его стороны отсутствуют нарушения действующего законодательства. Просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу. В случае установления наличия в действиях состава административного правонарушения просит учесть малозначительность правонарушения, отсутствие имущественного ущерба и какого - либо иного вреда, в соответствии с положениями ст. ст. 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающими возможность замены субъектам малого предпринимательства наказания в виде административного штрафа предупреждением, просит освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием (предупреждением).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации; должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - заместитель управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО2; должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - ведущий экономист Сектора контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО3 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев представленные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления от *** заместителя управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО2
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и не обязано доказывать свою невиновность, бремя доказывания возлагается на публичную власть.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России.
Из материалов дела следует, что ООО «МКК ФАРТЗАЙМ» является микрофинансовой организацией, осуществляет деятельность в виде микрокредитной компании, относится к числу субъектов, на которых распространяется действие Федерального закона N 151-ФЗ от 02.07.2010 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
*** Департаментом обработки отчетности Банка России установлено нарушение в части непредставления в Банк России отчета по форме ОКУД 0420846 «Отчет о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании по состоянию на 30.09.2017» (далее - отчет), который следовало представить не позднее ***.
*** по указанному факту, ООО «МКК ФАРТЗАЙМ» выдано предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от *** (далее - предписание Банка России от ***). ООО «МКК ФАРТЗАЙМ» предписывалось в срок не позднее пяти рабочих дней с даты получения предписания устранить выявленное нарушение законодательства Российской Федерации, направив в Банк России отчет и ответ на предписание.
*** предписание Банка России от *** размещено в личном кабинете участника финансового рынка ООО «МКК ФАРТЗАЙМ», считается полученным ***. Срок исполнения предписания Банка России от *** - ***.
*** в связи с техническим сбоем на серверном оборудовании Банка России, срок, установленный для представления электронных документов в Банк России, продлен на 24 часа с момента размещения на сайте Банка России информации о возобновлении приема Банком России электронных документов.
*** истек срок исполнения предписания Банка России от ***.
*** в адрес ООО «МКК ФАРТЗАЙМ» направлено уведомление от *** о неснятии предписания с контроля.
*** в ответ на предписание, ООО «МКК ФАРТЗАИМ» размещен в личном кабинете ответ на предписание. Согласно представленному ответу ООО «МКК ФАРТЗАЙМ» направлен отчет через личный кабинет ***. Установлено, и не оспаривается заявителем в жалобе, что отчет составлен по форме ОКУД 0420840 «Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации» по состоянию на 30.09.2017» в соответствии с требованиями Указания Банка России № 3979-У от 11.03.2016 «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» (далее - Указание Банка России № 3979-У), утратившего силу 22.08.2017 в связи с изданием Указания Банка России № 4383-У от 24.05.2017 "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения микрофинансовой компании" (далее - Указание Банка России № 4383-У).
*** в личном кабинете размещен отчет, составленный ООО «МКК ФАРТЗАЙМ» в соответствии с требованиями Указания Банка России № 4383-У.
*** составлен протокол об административном правонарушении по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О времени и месте составления протокола ФИО1 уведомлен надлежаще и заблаговременно, но в назначенное время для составления протокола не явился.
Постановлением заместителя управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО2 от *** должностное лицо - директор ООО «МКК ФАРТЗАЙМ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.
Микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных ч. ч. 1 и 3 ст.12 настоящего Федерального закона ограничений, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц;
В силу ст. 14 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" Банк России направляет микрофинансовой организации предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
В соответствии с требованиями ст. 15 вышеназванного Федерального закона микрофинансовые организации обязаны представлять в Банк России отчетность, в том числе бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также иные документы и информацию, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Форма, сроки, порядок составления и представления отчетности и иных документов и информации микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями устанавливаются нормативным актом Банка России.
Согласно ст. ст. 1, 10, 11 Указания Банка России N 4383-У от 24.05.2017 «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения микрофинансовой компании»», отчет о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании представляются в Банк России вместе с сопроводительным письмом в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в соответствии с требованиями Указания Банка России N 3906-У от 21.12.2015 "О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета" (Норма права, приведена в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности).
Отчетность, установленная настоящим Указанием, и бухгалтерская (финансовая) отчетность представляются в Банк России начиная с отчетного периода, в котором настоящее Указание вступило в силу.
Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (22.08.2017).
В соответствии с п. 1 Порядка составления и представления отчетности по форме 0420846 "Отчет о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании" Указания Банка России N 4383-У от 24.05.2017 отчетность по форме 0420846 составляется микрокредитными компаниями на последний календарный день отчетного периода и представляется в Банк России не позднее 23 рабочих дней по окончании отчетного периода. В целях составления Отчета под отчетным периодом понимается первый квартал, первое полугодие, девять месяцев, год.
Таким образом, отчетность микрофинансовой организации по форме 0420846 "Отчет о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании" за 9 месяцев 2017 года" должна быть представлена в Банк России в форме электронного документа с электронной подписью, не позднее 23 рабочих дней по окончании отчетного периода - 01.11.2017.
Действия ФИО1 должностным лицом квалифицированы как невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России.
Должностное лицо, правильно пришло к выводу, о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных доказательств:
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «МКК ФАРТЗАЙМ»;
- скрин - шотом статистики по приему отчетности в личном кабинете участника финансового рынка;
- протоколом приема ответа на предписание;
- письмом ООО «МКК ФАРТЗАЙМ»;
- скрин -шотом программы по приему ответов на предписание;
- информацией о размещении данных в личном кабинете;
- предписанием Банка России от ***;
- сведениями о записях в личном кабинете электронных документов;
- уведомлением о неснятии предписания с контроля от ***;
- извещением о вызове для составления протокола об административном правонарушении;
- протоколом по делу об административном правонарушении № от ***, где зафиксировано событие данного правонарушения.
Таким образом, обоснованность привлечения должностного лица - директора ООО «МКК «ФАРТЗАЙМ» ФИО1 к административной ответственности сомнений не вызывает.
Должностным лицом действия ФИО1 верно квалифицированы по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание избрано в пределах санкции статьи, с учетом фактических обстоятельств совершенного правонарушения.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела должностным лицом не допущено.
Довод жалобы о том, что предписание Банка России от *** является незаконным, поскольку отчетность была сдана в сроки, установленные законодательством, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из доводов жалобы, *** ФИО1 был представлен отчет по форме ОКУД 0420840 «Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации» по состоянию на 30.09.2017». Данный отчет составлен в соответствии с порядком, установленным Указанием Банка России № 3979-У, утратившим силу 22.08.2017. поскольку отчет по новой форме не загружался по причине технического сбоя на серверном оборудовании Банка России.
Однако, основанием вынесения предписания Банка России от *** явилось непредставление директором ООО «МКК «ФАРТЗАЙМ» ФИО1 отчета по форме ОКУД 0420846 "Отчет о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании" за 9 месяцев 2017 года", составленному в соответствии с требованиями, установленными Указанием Банка России № 4383-У, который следовало представить до ***.
Направление заявителем и принятие Банком России отчета, составленного по форме ОКУД 0420840 «Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации» по состоянию на 30.09.2017», а также имевший место с 15.00 час. по 23.00 час. *** технический сбой на серверном оборудовании Банка России не влияет на обязанность предоставления в срок до *** отчета ОКУД 0420846 «Отчет о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании», предусмотренного Указанием Банка России N 4383-У.
Представление отчетности в соответствии с порядком, установленным утратившим силу на момент ее представления нормативным актом Банка России, не является надлежащим исполнением обязанности по представлению отчетности, которая заключается в представлении в установленном порядке и в предусмотренные сроки отчетности о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании.
Несмотря, на имевший место с 15.00 час. по 23.00 час. *** технический сбой на серверном оборудовании Банка России заявитель имел возможность выполнить требования законодательства по своевременному представлению отчетности и в установленном порядке.
Таким образом, предписание Банка России от *** выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержит характеристику допущенного нарушения и требование об устранении нарушений законодательства, в связи с чем, является законным.
Заявитель имел возможность выполнить требования законодательства по своевременному исполнению предписания, но не принял мер для недопущения правонарушения. Заявителем не проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о его виновности в совершении правонарушения.
Судья не усматривает наличие объективных причин, препятствующих исполнению предписания в установленный срок.
Указание в жалобе на то, что сдача бухгалтерской отчетности входит в должностные обязанности бухгалтера, а не заявителя, не может быть принято во внимание, поскольку противоречит требованиям действующего законодательства и не подтверждаются имеющимися в деле документами.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Руководитель общества является ответственным лицом за организацию деятельности общества и обязан обеспечить ее соответствие действующему законодательству. В случае пренебрежительного отношения руководителя к исполнению своих должностных обязанностей общество будет нести риск ответственности за неисполнение обязанностей, возложенных на общество. Руководитель общества обязан обеспечить контроль исполнения предписаний Банка России.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц руководителем ООО «МКК ФАРТЗАЙМ», и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является директор ФИО1.
Именно ФИО1, как директор ООО «МКК ФАРТЗАЙМ», являющийся должностным лицом, наделенным организационно - распорядительными и административно - хозяйственными полномочиями, не предпринял надлежащих мер, направленных на исполнение в установленный срок требований законного предписания Банка России, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении им должностных обязанностей.
Доводы ФИО1 о необходимости прекращения производства по делу, признав деяние малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом отклоняются.
Так, в силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В соответствии со ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Характер, совершенного директором ООО «МКК «ФАРТЗАЙМ» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объектом посягательства которого является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно - надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору), свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Кроме того, состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении директора ООО «МКК «ФАРТЗАЙМ» ФИО1 к исполнению возложенных на него обязанностей, по устранению нарушений, указанных в предписании Банка России от ***, в связи с чем, не может быть в соответствии с ч. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано малозначительным.
При рассмотрении дела судья не нашел возможным признание совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения постановления, не имеется.
Руководствуясь п. 1. ч. 1. ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО2 от *** в отношении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ФАРТЗАЙМ» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья С.И. Видюкова