РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
23 марта 2018 года г. Самара
Судья Советского районного суда г. Самары Навроцкая Н.А., рассмотрев жалобу заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» г.о. Самара Черепушкиной Н.М. на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, предусмотренном ст. 17.15 ч. 1 КоАПРФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ. начальником отдела - старшим судебным приставом МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, которым МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа 30 000 рублей.
МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары обралось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 1715 КоАП РФ, в которой просило отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела –старшим судебным приставом МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В., в соответствии с которым за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание – штраф в размере 30 000 рублей, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы заведующий МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары указал, что не исполнило требование судебного пристава-исполнителя неимущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ, не установив теневые навесы на групповых площадках, в которых они отсутствуют площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка, и не оборудовав физкультурную площадку с учетом росто-возрастных особенностей детей на территории детского сада согласно требованиям п.п. 3.9, 3.12 СанПин 2.4.1.3049-13, тем самым не исполнив требование СПИ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. определением Советского районного суда г.Самары МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары был освобожден от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области. Определение вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ. от судебного пристава-исполнителя в учреждение поступило требование об исполнении решения Советского районного суда по делу №. Решение Советского районного суда г.Самары. Факт виновных действий и виновного бездействия МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары при принятии решения о привлечении данного учреждения к административной ответственности не был установлен. Действиями учреждения не был причинен имущественный ущерб никому, не было угрозы причинения материального ущерба, ущерба жизни, здоровью иных лиц. МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары является бюджетным учреждением. Финансирование учреждения осуществляется из бюджета г.о.Самара. Администрации городского округа Самара является главным распорядителем средств бюджета городского округа по отрасли «Образование». МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары является получателем средств бюджета городского округа Самара. МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары неоднократно обращалось в Департамент образования Администрации г.о.Самары с запросами о выделении бюджетных средств для выполнения решения суда: письма № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ.. № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. Дефицит бюджета городского округа Самара на 2016 год в соответствии с п.1 Решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» составляет 137 875, 30 руб. Дефицит бюджета городского округа Самара на 2017 год в соответствии с п.1 Решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ 3 156 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» составляет 1 840 168,6 рублей. Администрация городского округа Самара, которая в соответствии с решением Советского районного суда г.Самары является также должником, обязанным исполнить судебное решение, не обеспечила финансовую возможность МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары исполнить требования исполнительного документа. МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары не предусмотрено финансирование на уплату штрафов. Наложение штрафа на МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары усугубит финансовое положение социально-значимого бюджетного учреждения МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары.
В судебном заседании представитель МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары по доверенности Н.М.Черепушкина доводы, изложенные в вышеуказанной жалобе, полностью поддержала, просила отменить постановление начальника отдела -старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ. Пояснила суду, что они представляли судебному приставу-исполнителю материалы, свидетельствующие о том, что отсутствует бюджет для исполнения его требований. Несмотря на это, судебный пристав вынес требование. У учреждения отсутствуют финансовые возможности за счет собственных средств исполнить решение суда. По настоящее время денежные средства по смете им не выделялись. МБДОУ "Детский сад №" г.о. Самары оказывает платные услуги, но данных средств на проведение указанных работ не хватает.
Представитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам и розыску УФССП по Самарской области Дерр С.В. в судебном заседании возражала против отмены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ в отношении МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары.
Выслушав представителя МБДОУ "Детский сад №" г.о.Самары, представителя МОСП по особым исполнительным производствам и розыску УФССП по Самарской области, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключении эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Судом установлено, что решением Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № исковые требования Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в интересах обучающихся муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № г.о. Самара к Администрации г.о. Самара, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № об обязании совершить действия, удовлетворены, постановлено Обязать Администрацию г.о. Самара осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п.,п. 3.9, 3.12 СанПИн 2.4.1.3049 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №.
Обязать Администрацию г.о. Самара и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № г.о. Самара, а именно: установить теневые навесы на групповых площадках, в которых они отсутствуют площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка, оборудовать физкультурную площадку с учетом росто – возрастных особенностей детей на территории детского сада согласно требованиям п.п.3.9, 3.12 СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Из материалов дела об административном правонарушении усматривает, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г. Самары, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство № в отношении МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара.
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Установлено, что в 5-дневный срок решение суда не исполнено.
С заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда должник в установленном законом порядке в суд не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании с МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара исполнительского сбора в размере 50000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
ДД.ММ.ГГГГ определением Советского районного суда МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара был освобожден от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Определение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ от судебного пристава-исполнителя в учреждение поступило требование об исполнении решения Советского районного суда по делу №.
Решение Советского районного суда не исполнено.
Из пояснений представителя МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара следует, что МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара является бюджетным учреждением, финансирование учреждения осуществляется из бюджета городского округа Самара.
В настоящее время МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара включен в титульный список капитального ремонта МОУ городского округа Самара на 2018 год
МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара полагает, что Администрация г.о. Самара не обеспечила финансовую возможность МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара исполнить требования исполнительного документа в полном объеме. В связи с чем учреждение не имело возможности исполнить решение суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 данной статьи, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, статьей 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда.
При рассмотрении дела должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей. Приводимые доводы должны получить надлежащую оценку при разрешении вопроса о наличии вины должника в совершении административного правонарушения.
Согласно материалам дела, исполнение требований исполнительного документа связано с наличием бюджетных средств, проведением проектно-изыскательских и строительных работ, муниципальные контракты о проведении которых заключаются в порядке, регламентированном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что требует определенных временных затрат.
В соответствии с положениями ст. 6 Бюджетного кодекса РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальным учреждениям средства из местного бюджета является его расходным обязательством.
Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Думы городского округа Самара о бюджете.
В соответствии с п.3 постановления Администрации городского округа Самара от 22.02.2012 года № 121 «Об утверждении перечней муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений городского округа Самара в сфере образования» финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, для муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования Администрации городского округа Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования на соответствующие цели. Департамент образования является главным распорядителем средств бюджета городского округа по отрасли «Образование». МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара является получателем средств бюджета городского округа Самара.
Суд учитывает, что МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара не может произвести ремонтные работы за счет собственные средств бюджетного учреждения, так доход от приносящей иной деятельности по сравнению с затратами на исполнение решения суда является незначительным, тратится на иные нужды учреждения, что отражено в предоставленных документах. Финансовое обеспечение осуществляет Департамент образования Администрации г.о. Самара из бюджета городского округа Самара, денежные средства для исполнения решения суда в надлежащие сроки не перечислены, несмотря на неоднократные обращения руководства учреждения, решение суда..
Таким образом, у МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара отсутствует возможность исполнить в полном объеме и своевременно судебное решение.
Делая вывод о наличии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, начальник отдела - старший судебный пристав МОС по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области ограничился формальной констатацией факта нарушения срока и не дал оценки доводам должника о принятых в установленный срок мерах, направленных на исполнение требований исполнительного документа и о недостаточности данного срока для исполнения обязанности с учетом требований действующего законодательства, сезонности проведения работ, целесообразности оборудования теневых навесов, площадки в зимний период
Суд полагает, что МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара предприняты и предпринимаются все зависящие от него, исчерпывающие, своевременные меры по исполнению решения суда, требований судебного пристава-исполнителя.
МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара предоставлены суду достоверные доказательства, подтверждающие объективное существование уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для исполнения.
С учетом изложенного, постановление начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара нельзя признать законным и обоснованным, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд
Решил:
Жалобу МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара на Постановление начальника отдела- старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара - удовлетворить.
Постановление начальника отдела -старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Дерр С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья