Дело №12-58/2020 Копия
УИД 52RS0010-01-2020-000289-85
РЕШЕНИЕ
г.Балахна 13 мая 2020 года
Судья Балахнинского городского суда Нижегородской области Плеханов В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 25.12.2019 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия № 06-087/2019 от 25.12.2019должностное лицо – начальник управления по экологии АО «Волга» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В жалобе, в том числе дополнительной, в обоснование своих требований заявитель указал, что материалы дела не содержат доказательств его вины.АО «Волга» на праве собственности владеет шламонакопителем осадков сточных вод, расположенным на отработанных участках Чернораменского торфопредприятия 1,2 км.северо-западнее д.Истомино Балахнинского района Нижегородской области. Шламонакопитель состоит их четырех секций:
- сооружение шламонакопитель двухсекционныйдля складирования осадков, назначение: складирование осадков сточных вод, протяженность 500000 м., инв. №53197, лит.Г1, адрес объекта: Нижегородская область, Балахнинский район, д.Истомино, кадастровый номер: 52:17:0020702:1233;
- сооружение шламонакопитель (1 секция),назначение: складирование осадков сточных вод, протяженность: 150000 м., инв.№, адрес объекта: <адрес>, д. Истомино, кадастровый № (по тексту постановления указана как 3 секция);
- сооружение 4-я секциязолошламонакопителя (складирования осадков),назначение: складирование осадка, протяженность: 150000 м., инв. №, адрес объекта: <адрес>, д.Истомино, кадастровый №.
В настоящее время используется 4-я секция - золошламонакопитель (одна из четырех). Кроме секций шламонакопителя, на земельном участке располагается насосная станция перекачки иловой воды со шламонакопителя. Земельный участок, на котором располагаются указанные объекты, передан АО «Волга» в аренду сроком до <дата>. В вину ему вменяется отсутствие проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы по 3-й секции шламонакопителя.
Согласно договору № от <дата> аренды земельного участка, на котором располагается шламонакопитель, целевое назначение земельного участка - землипромышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещения, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - под производственными объектами; производственный объект - шламонакопитель, а также насосная станция перекачки иловой воды со шламонакопителя.
Цель рекультивации земельного участка - это возможность использовать его в дальнейшем по целевому назначению. В настоящее время земельный участок, на котором расположен шламонакопитель, используется по целевому назначению, и планируется к дальнейшему использованию по прямому целевому назначению. Срок аренды земельного участка - до 2062 года.
Согласно рабочему проекту шламонакопителя секции №№,4 (по правоустанавливающим документам №№,4) для предотвращения фильтрации пульпы, то есть просочения жидких отходов в землю, через дно и откосы дамб предусмотрена укладка 2-х слоев полиэтиленовой пленки с защитным слоем из песка. Гребень дамб крепится щебнем слоем 15 см., пропитанным битумом, низовой откос посевом трав по слою плодородного грунта 0,20 м., а верховой откос - отсыпкой крупного щебня слоем 0,30 м. Таким образом, рабочим проектом, который выполнен, предусмотрены мероприятия, позволяющие избежать деградации земель под шламонакопителем. Считают, что тем самым ни он, ни АО «Волга» не нарушает требования п.5 ст.13 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст.11 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, в том числе являются:7.2) проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления; 8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: - истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Из этого прямо следует:п.7.2 - земли ранее использовались для размещения отходов. Однако, 3-я секция шламонакопителя полностью не заполнена. Это подтверждается «Характеристиками объекта размещения отходов» от <дата>, ежегодно направляемого в ГБУ НО Экология региона, согласно которому количество тонн отходов, которое может быть размещено на 3-й секции, составляет 90 060 тонн (п. 15 «Вместимость объекта»). На текущий момент в 3-й секции размещено 79 365,2 тонн (пункт 17 «Накоплено всего»).
Эксплуатация этой секции приостановлена, потому что АО «Волга» стало термически обезвреживать отходы, в результате чего образовался новый вид отходов -зола, и отходы размещаются на 4-й секции.
Ненаполненность секции также подтверждается рабочим проектом рекультивации, разработанным ООО «Гидрострой проект», в котором указано, что 50 212 м.кв. подлежит заполнению.Кроме того, сведения о заполнении соответствуют цифрам, указанным в рабочем проекте:П. 15 «Характеристики объекта размещения отходов» - вместимость объекта 440 000 м.куб., или 90 060 тонн абсолютно сухого вещества. То же самое (0,44 млн.м.куб.) -стр.7 рабочего проекта.
Согласно п. 17 «Накоплено всего» «Характеристики объекта размещения отходов» размещено 79 365,2 тонн абсолютно сухого вещества, то есть не заполнено 10 695 тонн абсолютно сухого вещества.
Таким образом, из обоих документов следует, что секция полностью не заполнена, соответственно, земельный участок будет продолжать использоваться для размещения отходов.
Что касается п.8, то рабочий проект рекультивации, во-первых, не получил положительного заключения гос. экспертизы, во-вторых, никаких изменений в него не вносилось.
Из пп.7.2. и 8 ст. 11 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» никак не следует, что разработка проекта по рекультивации требует немедленного прохождения гос.экспертизы. АО «Волга» может воспользоваться проектом и передать его на гос.экспертизу спустя и 10, и 20 лет. Или разработать новый проект. Срок действия договора аренды позволяет это сделать.
Рабочий проект рекультивации, разработанный ООО «Гидрострой проект», был заказан АО «Волга» в целях оценки возможных расходов на рекультивационные работы. На гос.экспертизу проект был направлен с целью оценки качественности проектных работ. После того, как проект не прошел экспертизу, с учетом того, что иные земельные участки под размещение отходов в районе д.Истомино отсутствовали, а срок аренды земельного участка истекает только в 2062 году, было принято решение не рекультивировать 3-ю секцию с целью дальнейшего ее заполнения в будущем и, при необходимости, реконструкции (наращиваю дамб), в соответствии с установленными требованиями.
Согласно ст.77 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч.2 ст.78 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Вышеуказанные нормы не имеют никакого отношения к вменяемому правонарушению.
В силу ч.4 ст.12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Полагают, что административный орган крайне узко толкует определение «эксплуатация». Эксплуатация подразумевает под собой использование секции не только для размещения отходов. Эта секция используется как гидротехническое сооружение. Шламонакопитель - это не просто объект капитального строительства, состоящий из 4-х секций, а единый комплекс гидротехнического сооружения, состоящий на учете в госрегистре гидротехнических сооружений (Ростехнадзор), обеспечивающий безопасную и регламентную работу биологических и механических очистных сооружений. Все очистные сооружения и шламонакопитель связаны в единый технологический процесс: все 4 секции шламонакопителя соединены между собой трубопроводами, по которым подаются стоки с осадками, и отводящими трубопроводами, по которым откачивается осветленная вода со шлаконакопителя на очистные сооружения. Талые, ливневые воды со всех секций с помощью насосных станций через трубопроводы перекачиваются на очистные сооружения.
Кроме того, эксплуатация подразумевает также техническое обслуживание, обеспечение безопасности объекта. АО «Волга» следит за состоянием дамб шламонакопителя, которые являются неотъемлемой частью шламонакопителя и системой очистки сточных вод, а также состоянием системы замкнутого водооборота ГТС.
Из статьи следует, что рекультивация проводится после окончания эксплуатации, то есть после того, как объект уже никогда не будет использоваться. Однако, кроме того, что 3-я секция шламонакопителя не заполнена полностью, эта секция также может быть реконструирована (наращивание дамб с целью увеличения объема секции), так как 4-я секция тоже заполняется, а иные очистные сооружения и накопители отходов, которые образуются от предприятия и населения, на территории г.Балахны и Балахнинского района отсутствуют.
Кроме того, в 3-й секции располагаются осадки с очистных сооружений, преимущественно - мелкое волокно древесины. Это волокно можно достать, произвести определенную обработку (высушить) и использовать в качестве топлива для получения тепловой энергии (пара) для производства продукции АО «Волга».
Находящиеся в секции отходы также могут быть переработаны и использованы в качестве сырья для производства удобрений или других товаров.
Все это позволит уменьшить объем заполнения секции и продолжить ее использование. Секция шламонакопителя - это объект капитального строительства.
Согласно п. 14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Следовательно, реконструкция проводится в отношении объекта, который физически существует (то есть состоит на кадастровом учете, зарегистрировано в ЕГРН).
Если же провести рекультивацию части земельного участка (то есть полностью засыпать землей), на котором располагается 3-я секция, объект капитального строительства будет ликвидирован (снят с учета). В этом случае придется строить новый объект, что повлечет более значительные затраты, получение огромного количества разрешительной документации. Таким образом, из всех перечисленных в постановлении норм закона, не следует обязанность проведения гос.экспертизы, которая необходима при реализации проекта рекультивации земель.
Ему в вину вменяется нарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, обязанность проведения и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы предусмотрены в случаях, когда реализуется проект рекультивации. Однако, АО «Волга» не реализует такие проекты.
Податель жалобы ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, о чем в деле имеются данные, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного задания от него не поступило, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, - государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просит рассмотреть дело без его участия, что суд считает возможным.
От представителя межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия ФИО3 поступило ходатайство об отложении судебного заседания, которое определением суда оставлено без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию, а также соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.
Ответственность по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно обжалуемому постановлению и материалам дела, Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу с 15.01.2019 по 08.02.2019 была проведена плановая комплексная выездная проверка, с целью соблюдении АО «Волга» требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Основным видом деятельности АО «Волга», согласно Уставу, является производство и продажа бумаги и бумажных изделий.
В результате хозяйственной деятельности на АО «Волга» образуются отходы производства и потребления.
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от <дата> № АOXGNG4H АО «Волга» поставило объект на учет по адресу <адрес> присвоен код объекта оказывающего негативное воздействие №П с присвоением I категории.
1-ая площадка - головная площадка (с цехом механической очистки стоков (ЦМОС)), расположена по адресу <адрес>;
2-я площадка - площадка шламонакопителей (золошламонакопители), расположенная в северо-западном направлении от <адрес> в 600 м от <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020701:23, местоположение <адрес>, шламонакопитель в районе д.Истомино, разрешенное использование - под производственными объектами, общей площадью 869117+/-652,60 кв.м.передан и аренду АО «Волга» согласно договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от <дата>.
Согласно акту-приема передачи земельного участка от <дата> на земельном участке имеется: сооружение 4-я секции золошламонакопителя (складирование осадка) общей площадью 150000 кв.м., сооружение шламонакопитель (1-я секция) общей площадью 150000 кв.м; сооружение шламонакопитель двухсекционный для складирования осадков общей площадью 500000 кв.м., насосная станция перекачки иловой воды со шламонакопителя ( производственное) общей площадью 157,6 кв.м.
Согласно договору аренды №-МОС ДО «Волга» передало ООО «Волга - УК «Жилищно-коммунального хозяйства» с правом владения и использованием объектов и земельных участков, начало срока аренды <дата>.
АО «Волга» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, экспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-класса опасности от <дата>№ со сроком действия - бессрочно, в части обработки, обезвреживания и размещения (хранение, захоронение) отходов IV класса опасности (обработка, обезвреживание отхода коры и обработка, обезвреживание и размещение ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод).
Количество и перечень отходов, образующихся на предприятии, отражены в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Предприятие имеет утвержденные Нормативы образования обходов и лимитов на их размещение от <дата>№-р, сроком действия с <дата> по <дата>. которые ежегодно подтверждаются техническими отчетами о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, Технический отчет по обращению с отходами за 2017-2018 года был сдан в Департамент Росприроднадзора по ПФО <дата>№-TO. Технический отчет об обращении с отходами за 2016-2017 года сдан в Департамент Росприроднадзора по ПФО <дата>№-ТО.
В соответствии с документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также техническим отчетом по обращению с отходами запериод с <дата> по <дата> на АО «Волга» образуется 47 вида отходов I - Vкласса опасности.
В ходе проверки были представлены разработанные и утвержденные паспорта на 18 видов отходов 1 - IV класса опасности (на площадках по адресам:<адрес>, 600 м от д.Истомино золошламонакопители), из них на площадках по адресам: <адрес>, 600 м от д. Истомино золошламонакопители 43 вида: I класса опасности – 1 вид отходов; II класса опасности – 1 вид отходов; III класса опасности – 7 видов отходов; IV класса опасности – 9 видов отходов; V класса опасности – 25 видов отходов.
В ходе проверки были предоставлены разработанные и утвержденные паспорта на 18 видов отходов I - IV класса опасности.
АО «Волга» представлен статистический отчет по форме №-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 и 2018 гг.
Согласно данным статистического отчета за 2018 год и данным первичного учета в области обращения с отходами, на АО «Волга» образуются следующие виды отходов: ил избыточный биологических очистных сооружений - код ФККО 722 200 01 39 4 в количестве 5169 тонн (на начало года 68107,9 г, обезврежено 5169т., наличиена конецгода 68107,9 т); осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15% обводненный - код ФККО 723 3 01 03 39 4 в количестве 0 т (на начало года 0 т. наличие на конецгода 0; осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, практически неопасный - код ФККО 729 010 12 39 5 в количестве 10815,5 тонн (на начало года 288330,1 т, обезврежено 5802 т., размещение 5013 т наличие на конец года 293343,1); отходы коры - код ФККО 305 1000121 4 вколичестве 54529,2 тонн (на начало года 0т.обезврежено 54529.2 т); опилки натуральной чистой древесины - код ФККО 305 230 01 43 5 в количестве 6948 г (на начало года 0 т, обезврежено 6948); зола от сжигания кородревесных отходов и осадков очистки сточных вол целлюлозно-бумажного производства, содержащая преимущественно диоксид кремния - код ФККО 742 211 12 49 5 в количестве 2856,7 тонн (на начало года 35 176,8 т, обезврежено 54529,2 т, размещение 2856,7 т наличие на конец года 38033,5 т.).
На ОРО (площадка шламонакопителей (золошламонакопители), расположенная в северо-западном направлении от г.Балахны в 600 м от деревни Истомино.Земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020701:23, местоположение Нижегородская область, Балахнинский район, шламонакопитель в районе д. Истомино) размещены следующие отходы:ил избыточный биологических очистных сооружений - код ФККО 722 200 01 39 4 в количестве 5169 тонн (на начало года 68107,9 т, обезврежено 5169,0 т, наличие на конец года 68107,9 т); осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, практически неопасный – код ФККО 729 010 12 39 5 в количестве 10815,5 тонн (на начало года 288330,1т., обезврежено 5802т., размещение 5013т., наличие на конец года 293343,1); зола от сжигания кородревесных отходов и осадков очистки сточных вод целлюлозно-бумажного производства,содержащая преимущественно диоксидкремния -код ФККО 742 211 12 49 5 в количестве 2856,7 тонн (на начало года 35176,8 т., образовалось 2856,7 т, размещение 2856,7 т. наличие на конец года 38033,5 т.).
Первичный учет образования отходов и их дальнейшего движения организован всоответствии с Приказом Министерств природных ресурсов РФ от 01.09.2011 № 721 «Обутверждении порядка учета в области обращения с отходами».
АО «Волга» обезвреживает следующие виды отходов:осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, практически неопасный - код ФККО 729 010 12 39 5 в количестве 10815,5 т. (на начало года 288330,1т., обезврежено 5802 т., размещение 5013 т., наличие на конец года 293343,1 т.);ил избыточный биологических очистных сооружений - кол ФККО 722 200 01 39 4 в количестве 5169 т. (на начало гола 68107,9 т., обезврежено 5169т, наличие на конец года 68107,9 т);отходы коры - код ФККО 305 100 01 21 4 в количестве 54529,2 тонн (на начало года 0 т., обезврежено 54529,2 т.);опилки натуральной чистой древесины - код ФККО 305 230 01 43 5 в количестве 6948т. (на начало года 0 т., обезврежено 6948 т.).
АО «Волга» имеет на своем балансе объект размещения отходов (ОРО).
1. Золошламонакопитель расположенный в северо-западном направлении от г. Балахна в 600 м от деревни Истомино. Золошламонакопитель (свидетельство о праве собственности на объект недвижимости №52-АВ 337688 от 28.02.2008) предназначен для складированияосадков сточных вод бумажного производства и золы от котла по сжиганию отходов производства ОАО «Волга». Объект расположен на территории промплощадки юго-западнее п. Истомине Ввод в эксплуатацию – 2008г., площадь объекта– 150000кв.м.,вместимость объекта- 258400 т./547800 м3, размещено на 31.12.2015 -42714,60т./80571,1 м3отходов. Включен в ГРОРО.
Рабочий проект разработан ООО «Гидротехник» г.Н.Новгород. Данный проект имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы №2393-Э от 14.12.2006. Актом приемочной комиссии от 26.12.2007 четвертая секция золошламонакопителя принята в эксплуатацию.
Площадка расположена в Балахнинском районе Нижегородской области, на выработанных карьерах Чернораменского торфообъединения, юго-западнее д. Истомино. Золошламонакопитель односекционный с плановым размером 300х500 м. В состав входит: ограждающая первичная дамба, водоприемный колодец осветленной воды, разводящий пульпопровод с выпусками, напорный пульпопровод, напорный коллектор осветленной воды, насосная станция перекачки осветленной воды.
Ограждающие дамбы выполнены из песчаного грунта. Ширина по гребню 7м. по условиям проезда автотранспорта и укладки разводящего пульпопровода. Для предотвращения фильтрации пульпы через дно и откосы дамб предусмотрена укладка 2-х слоев полиэтиленовой пленки, стабилизированной сажей, с защитным слоем из песка толщиной 0,5 м. Гребень дамб крепится щебнем, слоем 15см, пропитанным битумом, низовой откос посевом трав по слою плодородного грунта 0,20м, а верховой откос отсыпкой крупного щебня слоем 0,30м. У подошвы низового откоса по всему периметру ограждающих дамб укладывается наслонный дренаж с кюветом для отвода фильтрационных и поверхностных вод.
Для отвода осветленной воды из золошламонакопителя предусмотрен один колодец. Сброс осуществляется через шандорный порог. Для задерживания плавающих отходов на колодце перед водоприемным окном предусмотрена забральная сетка. Из колодца осветленная вода подается к насосной станции для перекачки на очистные сооружения АО «Волга».
2. Шламонакопитель осадков сточных вод расположен на отработанных участкахЧернораменского торфопредприятия1,2 км северо-западнее д.Истомино Балахнинского района Нижегородской области и предназначен для складирования осадков сточных вод с очистных сооружений АО «Волга». Шламонакопитель имеет 3 секции накопления.
2.1. Шламонакопитель двухсекционный для складирования осадков общей площадью 500000 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от <дата> №<адрес>), ввод в эксплуатацию – 1980г., выведен из эксплуатации в 2000 г., рекультивация 1 секции завершена в 2008г., рекультивация 2 секции завершена в 2010г.
2.2. Шламонакопитель (3 секция) обшей площадью 150000 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от <дата>№-АВ 810557), ввод в эксплуатацию – 2000г., выведен из эксплуатации в 2008 г. С декабря 2008 года началась рекультивация третьей секции шламонакопителя согласно проекту, выполненному ООО «Строй-Индустрия» г.Н.Новгород (лицензия ГС-4-52-№-006720-2, от <дата>),рекультивация не проводится.
Согласно п.4 Сведений о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов): наименование объекта размещения отходов (ОРО): АО «Волга» (золошламонакопитель). Номер ОРО в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) №250914т.
Согласно п.7.2 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Обэкологической экспертизе»(в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления) объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
В пункте 8 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Обэкологической экспертизе» указано, что к объектам, подлежащим ГЭЭ также относится объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе в случаеистечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы ивнесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Материалами дела установлено, что АО «Волга» эксплуатирует объект размещения отходов.
Согласно письму центрального аппарата Росприроднадзора oт 30.01.2015 № АА-08-01-31/0236 Департаменту Росприроднадзора по ПФО дано поручение на доведение ГЭЭ проекта «Рекультивация третьей секции шламонакопителя бумкомбината ОАО «Волга». Трижды заявителю направлялись письма о некомплектности представленных на ГЭЭ документов. Последнее письмо датировано <дата>. Указанные Департаментом замечания в установленные законом сроки не были доработаны. Все материалы ГЭЭ были возвращены заявителю. Таким образом, по состоянию на 2018 год на рекультивацию объекта размещения отходов (3 секция) отсутствует положительное заключение ГЭЭ, работы по рекультивации не проводятся.
В соответствии с ч.4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.13 Земельного кодекса РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» допускается возможность возмещения вреда, причиненного природной среде, посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств причинителя вреда в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Факт совершения начальником управления по экологии АО «Волга» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу и приведенными выше доказательствами, в том числе актом проверки от 08.02.2019, протоколом об административном правонарушении от 12.02.2019, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Судом также установлено, что 12.02.2019 протокол об административном правонарушении был составлен в отношении должностного лица ФИО1 по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
По результатам рассмотрения дела, в том числе вышеуказанного протокола, ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу № 06-087/2019 от 21.02.2019.
Решением Балахнинского городского суда от <дата> постановление по делу об административном правонарушении № от <дата> было отменено и дело возвращено в Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу на новое рассмотрение.
В результате повторного рассмотрения дела действия должностного лица ФИО1 были переквалифицированы на ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, что соответствует требованиям КоАП РФ, поскольку по смыслу п.5 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ окончательная квалификация вменяемого лицу, привлекаемому к административной ответственности, административного правонарушения определяется судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении по существу, в выносимом им постановлении. Условием, подлежащим обязательному соблюдению при переквалификации совершенного деяния, является условие о подведомственности дела об административном правонарушении с учетом новой квалификации органу, должностное лицо которого рассматривает дело и осуществляет переквалификацию. Каких-либо иных ограничений на осуществление переквалификации совершенного административного правонарушения на стадии рассмотрения дела об этом административном правонарушении, помимо вышеизложенных, КоАП РФ не предусматривает.
Учитывая, что согласно характеристике объекта размещения отходов – шламонакопитель осадков сточных вод (по тексту оспариваемого постановления – 3 секция) выведен из эксплуатации в 2008 году и нерекультивирован, то,в опровержении доводам жалобы, в соответствии с приведенными выше нормами на АО «Волга», как на собственнике объекта, лежит обязанность по проведению государственной экологической экспертизы, что сделано не было.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, с учетом положений, установленных ст. 2.4 КоАП РФ, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, в опровержении доводам жалобы, действия начальника управления по экологии АО «Волга» ФИО1 правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ. Права должностного лица по обеспечению законности при привлечении к административной ответственности, установленные ст.1.5, ст.1.6 КоАП РФ, нарушены не были.
Наказание ФИО1 по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ назначено с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ в пределах санкции указанной статьи КоАП РФ и является соразмерным содеянному.
Порядок и сроки привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены, нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия № 06-087/2019 от 25.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника управления по экологии АО «Волга» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: подпись В.А. Плеханов
Подлинник решения хранится в материалах дела №12-58/2020 Балахнинского городского суда Нижегородской области.
Копия верна:
Судья: В.А. Плеханов