ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/2021 от 01.12.2021 Некрасовского районного суда (Ярославская область)

Дело 12-58/2021

РЕШЕНИЕ

п. Некрасовское 01 декабря 2021 года

Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Борисовой Т.Ю., при секретаре Минаевой А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства П. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, принятое г. по делу об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства П.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ принятым г., глава крестьянского (фермерского) хозяйства П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с постановлением, глава крестьянского (фермерского) хозяйства П. подала жалобу, просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что протоколы об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ составлены на директора ОООП. и главу крестьянского (фермерского) хозяйства П. и идентичны по своему содержанию в части описания места, времени, события административного правонарушения. По факту нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории ГПЗ «Левашовский», выразившегося в размещении фермы и организации мест складирования навоза на земельных участках с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования. Со слов старшего государственного инспектора П. известно, что административное расследование прекращено за отсутствием состава правонарушения, данное обстоятельство в силу прямого указания закона исключает производство по делу об административном правонарушении. И в том случае, если протоколы составлены в рамках административного расследования, соответственно их рассмотрение относится к исключительной компетенции районного суда. Согласно ст. 23.25 КоАП РФ дело об административном правонарушении могло быть рассмотрено только главным государственным инспектором. Однако протокол рассмотрен в порядке ст. 23.29 КоАП РФ, неправомочным органом - осуществляющим экологический надзор. Органом, осуществляющим государственный экологический надзор являет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2007 г. № 400 утверждено положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, согласно которого Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В Ярославской области функции Федеральной службы осуществляет территориальный орган - Верхне-Волжское межрегиональное управление. Департамент охраны окружающей среды администрации Ярославской области к структуре Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не относится. Норма предусмотренная ст. 23.25 КоАП РФ в части особо охраняемых природных территорий является специальной по отношению к ст. 23.29 КоАП РФ. В протоколах дана ссылка на нарушение п. 16.1 Положения о государственном природном заказнике <данные изъяты> который наряду с другими видами деятельности запрещает размещение на территории заказника животноводческих комплексов, ферм и оросительных систем, использующих подготовительные сточные воды, мест складирования навоза. Положение о заказнике «Левашовский» утверждено постановлением Правительства Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ, тогда как спорные земельные участки переданы в собственность колхозу «Смычка», чьим правопреемником в итоге является ООО гораздо ранее - ДД.ММ.ГГГГ Право собственности на участок с кадастровым номером зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ, на участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации сельского поселения «Некрасовское» от ДД.ММ.ГГГГг. изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с сельскохозяйственного использованием на обслуживание производственных объектов и строительство молочно-товарной фермы. До принятия Положения о государственном заказнике «Левашовский» на сформированных земельных участках в течение длительного времени осуществлялось сельскохозяйственное производство.

В судебном заседании глава крестьянского (фермерского) хозяйства П. защитник З. доводы жалобы поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в жалобе, дополнительно пояснив, что надзорным органом по факту нарушений установленного режима использования заповедника ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, согласно постановления этого же органа ДД.ММ.ГГГГ по данному факту производство по делу об административном правонарушении прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в связи с чем принятое постановление в отношении главы крестьянского хозяйства считают незаконным, подлежащим отмене, согласно требованиям п. 7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании П.. просила отказать в удовлетворении жалобы, пояснив, что действительно по факту нарушения режима использования природных ресурсов на территории заказника <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 8.39 КоАП РФ, в рамках которого не представилось возможным установить субъект административного правонарушения и соответственно ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено, срок административного расследования не продлевался, поскольку уже в тот период времени было принято решение о проведении выездной внеплановой проверки СПК по итогам которой составлен акт проверки, далее осуществлялась документарная проверка крестьянско - фермерского хозяйства П., по итогам которой составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, при этом выявлен факт эксплуатации фермерского хозяйства на территории земельных участков с кадастровыми номерами в границах заказника собственником которых является ООО главой КФХ П. на данных земельных участках осуществляется деятельность запрещенная и противоречащая требованиям действующего законодательства, подробные письменные возражения на жалобу суду ранее предоставлялись, из них следует, что определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ на основании сообщения ГБУ ЯО «Центр охраны окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении по факту нарушения режима памятника природы <данные изъяты> в рамках административного расследования был запланирован осмотр территории фермерского хозяйства, расположенного на территории земельных участков с кадастровыми номерами , провести в рамках указанного расследования ocмотр обозначенной территории не представилось возможным, не представилось возможным достоверно установить лиц, осуществляющих эксплуатацию фермы в границах <данные изъяты> равно лицо, виновное в совершении административного правонарушения, на основании чего производство по делу об административном правонарушении было прекращено, вместе с тем, событие административного правонарушения, заключающееся в эксплуатации фермерского хозяйства в границах <данные изъяты> продолжало иметь место, в рамках административного расследования был установлен собственник земельных участков, с целью установления лица, виновного в совершении административного правонарушения, проведены внеплановая выездная проверка в отношении собственника участков ООО и главы КФХ П. и установлено, что фактически эксплуатацию фермерского хозяйства на указанной территории осуществляет глава КФХ П., дело об административном правонарушении рассмотрено г. на основании ст. 23.29 КоАП РФ, как надлежащим должностным лицом.

Суд, выслушав лиц участвующих по делу, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отмене постановления и прекращении производства по делу по следующим основаниям.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГг.. глава крестьянского (фермерского) хозяйства П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, а именно, в эксплуатации фермерского хозяйства в границах <данные изъяты> без предварительного выделения зоны ограниченного хозяйственного использования. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. Согласно ст.8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

<данные изъяты> образован в соответствии с распоряжением исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ-ри функционирует в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. № 460-п «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации Ярославской области и Правительства Ярославской области», Положения о заказнике «Левашовский» утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о заказнике <данные изъяты> и о внесении изменений в постановление администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ-п».

В соответствии с п. 16.1. Постановление Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ N 982-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о заказнике <данные изъяты> и о внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 247 и постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 460-п" (вместе с "Перечнем земельных участков, исключаемых из границ государственного природного <данные изъяты> запрещаются любые виды деятельности рекреационного и иного природопользования, влекущие за собой нарушение сохранности территории заказника, охраняемых природных объектов и комплексов, а также противоречащие целям создания заказника, в том числе: предоставление земельных участков для целей, не соответствующих целям создания заказника, в том числе для садоводства, огородничества, жилищного строительства, для строительства баз и домов отдыха, а также смена разрешенного вида использования для указанных целей; размещение животноводческих комплексов, ферм и оросительных систем, использующих подготовленные сточные воды, мест складирования навоза; движение механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и стоянка вне дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, а также движение и стоянка на акватории водных объектов моторных лодок, гидроциклов, иных водных моторных транспортных средств, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 16.8 данного пункта, а также иных транспортных средств, движение и стоянка которых разрешены Положением; выпас сельскохозяйственных животных в водоохранных зонах водных объектов и организация для них летних лагерей, ванн; загрязнение и захламление территории заказника, включая акваторию водных объектов, устройство свалок мусора и других отходов; осуществление хозяйственной деятельности и посещение мест массового размножения и миграций наземных позвоночных и птиц, гнездования и выращивания потомства объектов животного мира (с апреля по июнь включительно); уничтожение или повреждение специальных знаков, информирующих о наличии, границах заказника, об ограничениях природопользования на его территории, а также иных специальных знаков; любые виды хозяйственной деятельности и иного природопользования (за исключением видов деятельности, указанных в подпункте 16.2 данного пункта), препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству охраняемых видов животных.

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «0б охране окружающей среды», запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В силу статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ на основании сообщения ГБУ ЯО «Центр охраны окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГг. было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту нарушения режима памятника природы <данные изъяты> по ст. 8.39 КоАП РФ в части размещения на земельных участках с кадастровыми номерами , расположенных в границах заказника, зданий, строений, огражденных забором, складирование отходов жизнедеятельности животных (навоза).

Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ производство по указанному выше делу об административном правонарушении, возбужденном по ст. 8.39 КоАП РФ по данным обстоятельствам прекращено, в виду отсутствии состава административного правонарушении, как указано в постановлении – в рамках проведения административного расследования не представилось возможным установить субъект административного правонарушения, т.е. лицо, чьи противоправные действия, противоречащие требованиям законодательства, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Из представленного обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ по обстоятельствам эксплуатации фермерского хозяйства на территории земельных участков с кадастровыми номерами расположенных в границах заказника – с целью осуществления деятельности по разведению овец на территории земельного участка с кадастровым номером размещены здание фермы (недострой), здание гаража, ограждение в виде забора, осуществляется складирование навоза, на территории земельного участка с кадастровым номером оборудован навес и организован загон для животных, складируется навоз, осуществляется выпас овец, участок используется для сенокошения механическим способом с применением трактора.

Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях, установлены положениями ст. 28.1 КоАП РФ.

Согласно п. 4 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Административное расследование может проводиться после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.7 КоАП РФ).

В силу положений ч.6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Доказательств отмены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ по одному и тому же событию, надзорным органом не представлено, соответственно суд приходит к выводу, в силу положений п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ принятое г. о привлечении главы крестьянского (фермерского) хозяйства П. к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ принятое г.. о привлечении главы крестьянского (фермерского) хозяйства П. к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ отменить. Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток с момента получения.

Судья Т.Ю.Борисова