ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/2021 от 20.02.2021 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 12-58/2021

УИД 42RS0009-01-2020-010530-26

Р Е Ш Е Н И Е

город Киселевск 20 февраля 2021 года

Судья Киселевского городского суда Кемеровской области Ильина Н.Н.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - ООО «Артель старателей Аргут» - Плахиной А.С., действующей на основании доверенности от 01.01.2021, сроком по 31.12.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя юридического лица - генерального директора ООО «Артель старателей Аргут» ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №НЗВАТ-1059-в/4 от 25 ноября 2020 года, которым юридическое лицо ООО «Артель старателей Аргут» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №НЗВАТ-1059-в/4 от 25 ноября 2020 года ООО «Артель старателей Аргут» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей.

ООО «Артель старателей Аргут» признано виновным в том, что в нарушениеп.1, п.2 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.5, п.6 ст.13, абз.6 ст.42 Земельного Кодекса РФ, п.5, п.6, п.8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, Общество не обеспечило своевременное выполнение мероприятий по рекультивации земель, нарушенных горными работами.

ООО «Артель старателей «Аргут» осуществляет добычу россыпного золота на месторождении р. Малый Кундат на участке недр расположенном на территории Тисульского муниципального района Кемеровской области на основании лицензии на право пользования недрами

При осуществлении деятельности ООО «А.С. «Аргут» руководствуется проектной документацией «Добыча россыпного золота на месторождении р. Малый Кундат в Тисульском районе Кемеровской области» ООО «Артель старателей «Аргут». Данный проектный документ согласован территориальной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр на территории Кемеровской области (ТКР Кузбасснедра) от 29.05.2018

Поверхность отрабатываемого участка значительно поражена горными работами с нарушением почвенно-растительного слоя. Поверхность после производства горных работ представлена выемками в виде карьера, заполненного породами вскрыши в процессе горнотехнической рекультивации, эфельными и галечными отвалами промывки песков, защитными дамбами, руслоотводной и нагорной канавами.

Техническим проектом «Добыча россыпного золота на месторождении р. Малый Кундат в Тисульском муниципальном районе Кемеровской области» определен комплекс рекультивационных работ, направленных на восстановление ценности нарушенных земель, а также на улучшение экологических условий района разработки.

В соответствии с календарными графиками технического и биологического этапов рекультивации, представленными в проектной документации «Добыча россыпного золота на месторождении р. Малый Кундат в Тисульском муниципальном районе Кемеровской области» рекультивацию нарушенных земель предусмотрено осуществлять с первого года отработки лицензионного участка. Так как проектная документация протоколом заседания ТКР- Кузбасснедра согласована в 2018 году, таким образом, первый год отработки является 2018 год.

В ходе проверки, документов подтверждающих факт выполнения технического и биологического этапов рекультивации Обществом не представлено. В ходе обследования территории (акт обследования территории на предмет соблюдения требований природоохранных требований от 09.09.2020) выполнение мероприятий по рекультивации нарушенных земель не установлено.

Таким образом, в нарушение требований п. 1, п. 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5, п. 6 ст. 13, абз. 6 ст. 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, п. 5, п. 6, п. 8 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» ООО «А.С. «Аргут» не обеспечило своевременное выполнение мероприятий по рекультивации земель, нарушенных горными работами.

Законный представитель ООО «Артель старателей Аргут» обратился в Киселевский городской суд с жалобой на указанное постановление, мотивируя жалобу тем, что 29.09.2020 года в 16-00 час. в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Артель старателей «Аргут» (далее Общество) установлено, что Общество допустило нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в связи с чем составлен протокол об административном правонарушении от 16.10.2020 №НЗВАТ-1059-в/4.

В соответствии с лицензией на пользование недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча россыпного золота на месторождении р.Малый Кундат на участке недр расположенном на территории Тисульсткого муниципального района Кемеровской области. Срок лицензии: 09.10.2017-31.12.2018. В соответствии с изменениями и дополнениями №1 к лицензии срок лицензии продлен до 30.06.2021.

Неотъемлемой частью лицензии являются условия пользования недрами, которые Общество обязано выполнять в силу требований п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О

недрах»).

На момент проведения проверки уполномоченным органом установлено, что в лицензии отсутствуют документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий по рекультивации нарушенных земель.

По результатам рассмотрения дела постановлением от 25 ноября 2020 года №НЗВАТ-1059-в/4 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Заявитель не согласен с размером назначенного наказания, полагает, что постановление подлежит изменению в части изменения административного наказания по следующим основаниям.

01.08.2018 Тисульский районный суд Кемеровской области приостановил деятельность предприятия сроком на 30 дней. В результате указанных приостановок деятельности, в связи с окончанием промывочного сезона, а также в связи с финансовыми трудностями Общество не имело возможности возобновить работы.

В результате данных приостановок предприятие не смогло быстро восстановить работу и в связи с экономической обстановкой вынуждено было приостановить работу, а соответственно не был выполнен график календарный по добыче россыпного золота согласно проекта. Ввиду отсутствия необходимого фронта для рекультивации в 2019 году, не представилось возможным ее осуществить.

Тем не менее, работы возобновлены, по мнению заявителя нарушения не являются значительными и не несут какой-либо угрозы, в том числе для окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются отношения в сфере пользования недрами. Объективной стороной данного правонарушения является пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Субъектами правонарушения могут быть недропользователи (субъекты предпринимательской деятельности), инвесторы (граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединении несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции).

Субъективная сторона данного правонарушения состоит, как правило, в умышленных действиях либо в бездействии. Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закону недрах). В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).

Статьей 6 Закона о недрах установлено, что недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.

Статьей 12 Закона о недрах установлено, что лицензия на пользования недрами закрепляет условия и форму договорных - отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащим настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные лицензией, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Земельный кодекс и Правительство РФ предусмотрели необходимость проведения рекультивации земель, нарушенных в результате работ по недропользованию.

Однако, как указывалось ранее, работы не велись, а соответственно отсутствует нарушение земель для осуществления мероприятий по рекультивации.

Заявитель считает, что наложение на заявителя административного штрафа в размере 400000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, а также тот факт, что Общество не осуществляет работы по добыче минерального сырья на участках недр, предоставленных в пользование в рамках лицензии , исходя их конкретных обстоятельств настоящего дела, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица считаю возможным назначенное Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 руб. в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.7 КоАП РФ, уменьшить ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы.

Просит суд изменить постановление Южно-Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по делу №НЗВАТ-1059-в/4 от 25.11.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей Аргут» в части назначенного административного штрафа в размере 400000 рублей назначить обществу с ограниченной ответственностью «Артель старателей Аргут» административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Законный представителю юридического лица ООО «Артель старателей Аргут», в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – генеральный директор ФИО1, будучи надлежащим образом извещённым о месте и времени судебного заседания по жалобе на постановление должностного лица, в судебное заседание не явился, уважительных причин своего отсутствия не представил, направив в судебное заседание защитника Плахину А.С., действующую на основании доверенности.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – ФИО2 надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также возражения на жалобу.

Таким образом, судья считает возможным рассмотреть жалобу на постановление должностного лица от 25 ноября 2020 года в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1, и должностного лица административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении.

Согласно возражениям должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – ФИО2, она считает постановление №НЗВАТ-1059-в/4 от 25.11.2020 о назначении административного наказания законным и обоснованным, а жалобу заявителя - не подлежащую удовлетворению по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей Аргут» осуществляет добычу россыпного золота на месторождении р. Малый Кундат на участке недр расположенном на территории Тисульского муниципального района Кемеровской области на основании лицензии на право пользования недрами

При осуществлении деятельности Общество руководствуется проектной документацией «Добыча россыпного золота на месторождении р. Малый Кундат в Тисульском районе Кемеровской области».

Поверхность отрабатываемого участка значительно поражена горными работами с нарушением почвенно-растительного слоя. Поверхность после производства горных работ представлена выемками в виде карьера, заполненного породами вскрыши в процессе горнотехнической рекультивации, эфельными и галечными отвалами промывки песков, защитными дамбами, руслоотводной и нагорной канавами.

Техническим проектом «Добыча россыпного золота на месторождении р. Малый Кундат в Тисульском муниципальном районе Кемеровской области» определен комплекс рекультивационных работ, направленных на восстановление ценности нарушенных земель, а также на улучшение экологических условий района разработки.

В соответствии с календарными графиками технического и биологического этапов рекультивации, представленными в проектной документации «Добыча россыпного золота на месторождении р. Малый Кундат в Тисульском муниципальном районе Кемеровской области» рекультивацию нарушенных земель предусмотрено осуществлять с первого года отработки лицензионного участка. Проектная документация протоколом заседания ТКР- Кузбасснедра согласована в 2018 году, таким образом, первым годом отработки является 2018 год.

В ходе проверки документов, подтверждающих факт выполнения технического и биологического этапов рекультивации, Обществом не представлено.

В ходе обследования территории выполнение мероприятий по рекультивации нарушенных земель не установлено.

Таким образом, Общество не обеспечило своевременного выполнения мероприятий по рекультивации земель, нарушенных горными работами. При таких обстоятельствах считает, что в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей Аргут» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАПРФ.

Вина Общества в совершении данного административного правонарушения подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении, которые отвечают критериям допустимости и в своей совокупности достаточны. Более того, факт совершения вменяемого правонарушения Обществом не отрицается.

Считает доводы Общества о наложении на него административного штрафа в размере 400000 рублей, как не соответствующего тяжести совершенного правонарушения, и целям административного наказания и о необходимости снижения штрафа до 200000 рублей (ниже низшего предела) несостоятельными и в части назначения наказания, поясняет следующее.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» были реализованы положения Постановления Конституционного суда №4-П от 25.02.2014 (далее - Постановление № 4-П), предусматривающие возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, положения которых применяются в настоящее время.

Считает, что Обществом не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, ни в ходе проведения проверки, ни в настоящее время при обращении в суд для назначения наказания ниже низшего предела.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Постановлению №4-П, при назначении административного наказания юридическому лицу, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Рассматривая возможность снижения размера административного штрафа ниже низшего предела в каждом конкретном случае необходимо учитывать все имеющиеся элементы массива обстоятельств в совокупности.

Указывает на то, что рассмотрев предоставленные представителем общества пояснения, обоснованно пришла к выводу, что фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения не имеют свойства исключительности, природа допущенных нарушений свидетельствует о пренебрежительном отношении Заявителя к возложенным на него законодательством обязанностям.

Общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей Аргут» могло, но не обеспечило внесение изменений в проектную документацию, в том числе в части изменения календарного графика выполнения рекультивационных работ, что помогло бы избежать данного правонарушения.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств (чрезвычайных, объективно непреодолимых), не зависящих от воли обязанного лица. Таких обстоятельств, находящихся вне контроля Общества, материалами административного дела не установлено.

Таким образом, с учетом вышеизложенного считает, что обоснованно сделан вывод о том, что Общество не привело подтверждения исключительных обстоятельств позволяющих назначить наказание ниже низшего предела.

Кроме того, указывает, что из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав юридического лица. Обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, также не установлены, а назначенное административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами административной ответственности, а потому оснований для применения части 3.2 стать 4.1 КоАП РФ, как и постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П не имеется, поскольку не установлена исключительность обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения.

Учитывая все обстоятельства, считает, что постановлением о назначении административного наказания № ПЗВАТ-1059-в/4 от 25.11.2020 установлен минимальный размер административного штрафа - 400000 рублей, предусмотренный санкцией части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является справедливым и соразмерным, особенно если учитывать объект посягательства, последствия правонарушения, степень общественной опасности.

Таким образом, считает постановление о назначении административного наказания № НЗВАТ-1059-в/4 от 25.11.2020 законным и обоснованным, просит постановление № НЗВАТ-1059-в/4 от 25.11.2020 оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей Аргут» - без удовлетворения.

В судебном заседании защитник законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении – Плахина А.С. жалобу поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в ней доводам.

В судебном заседании установлено, что ООО «А.С. Аргут» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от невыполнения обязанностей по рекультивации земель.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей по рекультивации земель. Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по землепользованию, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований земельного законодательства.

Согласно ч. 6 ст. 13 Земельного Кодекса РФ Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу абз. 4 ст. 42 Земельного Кодекса РФ осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

В соответствии с указанными Правилами (пп. 5, 6) рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Пунктами 8, 9 Правил предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

Пунктом 30 Правил предусмотрено, что завершение работ по рекультивации земель, подтверждается актом о рекультивации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.

В силу ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» земля является компонентом природной среды, природным ресурсом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Как следует из представленных в деле об административном правонарушении материалов должностным лицом - государственным инспектором в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 выявлено нарушение требований действующего природоохранного законодательства в части не обеспечения своевременного выполнения мероприятий по рекультивации земель, нарушенных горными работами.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами:

Приказ о проведении внеплановой проверки от 01.09.2020; Уведомление о проведении внеплановой документарной проверки; Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «А.С. Аргут»; выкопировкой из проектной документации «Добыча россыпного золота на месторождении р.Малый Кундат в Тисульском муниципальном районе Кемеровской области; копией протокола заседания ТКР Кузбасснедра от 29.05.2018; отчетом по форме (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» за 2019 год; Актом обследования территории на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства от 09.09.2020 с фототаблицей; Уведомлением на подписание акта проверки от 23.09.2020 с отчетом об отправке; Актом проверки от 29.09.2020 ; уведомлением (извещением) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 13.10.2020 с отчетом об отправке; протоколом об административном правонарушении от 16.10.2020 №НЗВАТ-1059-в/4; определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 23.10.2020 №НЗВАТ-1059-в/4; определением о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 29.10.2020 №НЗВАТ-1059-в/4; определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 29.10.2020 №НЗВАТ-1059-в/4; определением о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 13.11.2020 №НЗВАТ-1059-в/4; определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 13.11.2020 №НЗВАТ-1059-в/4; определением об отказе в удовлетворении ходатайства №НЗВАТ-1059-в/4 от 25.11.2020.

По итогам рассмотрения дела должностным лицом административного органа вынесено постановление о привлечении юридического лица ООО «А.С. Аргут» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

При вынесении названного постановления должностным лицом дана надлежащая оценка вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного их исследования с соблюдением положений ст. 26.11 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях и сделан верный вывод о наличии состава вышеуказанного административного правонарушения в действиях ООО «А.С. Аргут».

Таким образом, должностным лицом обоснованно сделан вывод о виновности юридического лица – ООО «Участок «Коксовый» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании объективного и непосредственного исследования собранных по делу доказательств, установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, положения ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях соблюдены.

В тоже время, как следует из постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №НЗВАТ-1059-в/4 от 25 ноября 2020 года, при определении вида и размера административного наказания ООО «А.С. Аргут» должностным лицом было установлено отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем должностное лицо сочло возможным назначить ООО «А.С. Аргут» минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст.8.7 КоАП РФ для юридического лица, в виде административного штрафа.

Между тем, из представленной в судебном заседании защитником ООО «А.С. Аргут» Плахиной А.С. копии постановления по делу об административном правонарушении судьи Тисульского районного суда Кемервоской области от 01 августа 2018 года, следует, что указанным постановлением ООО «Артель старателей Аргут» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, сроком на 30 суток.

Из копии постановления по делу об административном правонарушении судьи Тисульского районного суда Кемервоской области от 15 августа 2018 года, установлено, что ООО «Артель старателей Аргут» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, сроком на 30 суток.

Указанные обстоятельства подтверждают доводы жалобы о том, что с учетом данных постановлений предприятие не смогло быстро восстановить работу и в связи с экономической обстановкой вынуждено было приостановить работу, а соответственно не был выполнен график календарный по добыче россыпного золота согласно проекта. Ввиду отсутствия необходимого фронта для рекультивации в 2019 году, не представилось возможным ее осуществить. Хоть работы и возобновлены, суд соглашается с мнением заявителя жалобы, что нарушения не являются значительными и не несут какой-либо угрозы, в том числе для окружающей среды.

Кроме того, постановлением главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Н.С.И. от 25 декабря 2020 года срок исполнения п.1, п.2, п.4. п.5, п.6 ранее выданного предписания в отношении ООО «А.С. Аргут» об устранении выявленных нарушений обязательных требований №НЗВАТ-1059-в от 29.09.2020, продлен до 29.09.2021.

Также, из представленной защитником юридического лица – Плахиной А.С. справки ПАО Сбербанк усматривается, что по состоянию на 25.11.2020 остаток денежных средств на расчетном счете ООО «А.С. Аргут», открытом в указанном Банке, составляет <данные изъяты> рубль, что свидетельствует о трудном финансовом положении данного юридического лица.

С учетом изложенного, наложение административного штрафа даже в минимальном размере, установленном санкцией ч.1 с.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушения– в размере 400000 рублей, по мнению суда, может негативно сказаться на финансовом положении данного юридического лица и затруднит деятельность предприятия.

На основании ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушения, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушения, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушения, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Совокупность вышеизложенных обстоятельств: отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, тяжелое финансовое положение юридического лица, суд расценивает в качестве исключительных обстоятельств, и считает возможным применить положения п.3.2, п.3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушения, снизив назначенное ООО «А.С. Аргут» наказание по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушения для юридических лиц, а именно до 200000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Изменить постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №НЗВАТ-1059-в/4 от 25 ноября 2020 года, о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей Аргут» к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

С применением положений ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизить размер административного штрафа, назначенного Обществу с ограниченной ответственностью «Артель старателей Аргут» постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №НЗВАТ-1059-в/4 от 25 ноября 2020 года, до 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.Н. Ильина