ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/2021 от 26.01.2021 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

дело №12-58/2021

(43RS0003-01-2020-005122-53)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

26 января 2021 года город Киров

Судья Первомайского районного суда г.Кирова Автамонов А.Р.,

при секретаре Поповой Т.А.,

с участием защитника ФИО1 – Цариковой В.С.,

представителя Федеральной антимонопольной службы Управление по Кировской области – главного специалиста Управления УФАС ФИО13

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО4{Номер} от 02.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, в отношении заявителя,

УСТАНОВИЛ:

02.11.2020 постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО4{Номер} директор филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в Кирове ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить. В обоснование доводов указывает, что 20.04.2018 между АО «(Данные деперсонифицированы)» и ФИО14 был заключен договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения.

Как указывает заявитель, АО «(Данные деперсонифицированы)» не требовало у ФИО6 исполнительно-техническую документацию. ИТД была предоставлена добровольно и самостоятельно организацией, осуществляющей СМР для ФИО6, по собственной инициативе.

Вместе с тем, в обжалуемом постановлении ему вменено нарушение пункта 104 Правил №1314, выраженное в направлении замечаний к исполнительно-технической документации.

В соответствии с положениями Договора, Заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению в пределах границ, принадлежащего ему земельного участка в соответствии с ТУ (неотъемлемая часть Договора), осуществляет мероприятия и обеспечивает создание сети газопотребления в пределах своего земельного участка от точки подключения до газоиспользующего оборудования, обеспечивает Исполнителю доступ к объекту для проверки выполнения ТУ и готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению и пуску газа.

В свою очередь, Исполнитель обязуется осуществить: мониторинг выполнения Заявителем ТУ, а также фактические действия по подключению.

Порядок мониторинга исполнителем выполнения заявителем технических условий подключения Правилами №1314 не урегулирован. Стороны самостоятельно определяют порядок мониторинга в соответствии с пунктом 12 типовой формы договора, утвержденной постановлением Правительства от 15.06.2017 №713.

АО «(Данные деперсонифицированы)» направило в адрес Заявителя лишь свое краткое суждение по представленной исполнительно-технической документации, что не может являться навязыванием заявителю услуги и обязательств.

В судебном заседании защитник ФИО1 - Царикова В.С. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.

Представитель Федеральной антимонопольной службы Управление по Кировской области ФИО15 представив письменный отзыв, просит постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменений, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, административная ответственность наступает за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в Кировское УФАС России на рассмотрение поступило заявление ФИО6 от 27.09.2019 б/н (входящий номер {Номер} от 01.10.2019) на действия АО «(Данные деперсонифицированы)» о нарушении Правил подключения к сетям газораспределения.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 (далее - Правила подключения).

Согласно пункту 2 Правил №1314, под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности; под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил № 1314).

По смыслу подпункта «а» пункта 83 Правил №1314, договор о подключении включает в себя существенные условия, в частности перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий.

Согласно пункту 97 Правил №1314, мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, среди прочего, выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.

В подпункте «б» пункта 98 Правил №1314 установлено, что исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 №713.

В силу подпунктов «а», «б» пункта 100 Правил №1314, заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (подпункт «а»); при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом «б» пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) (подпункт «б»).

Исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных названными Правилами (пункт 72 Правил №1314).

В соответствии с пунктом 104 Правил №1314, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены названными Правилами.

Из материалов дела следует, что 20.04.2018 АО «(Данные деперсонифицированы)» (Исполнитель) и ФИО6 (Заявитель) заключили договор {Номер} о подключении объекта капитального строительства, а именно, объекта капитального строительства - строящегося индивидуального жилого дома в пределах границ земельного участка по адресу: {Адрес}.

В силу пункта 3 договора, срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 9 месяцев со дня заключения договора.

В пункте 9.9.1 технических условий (приложение №1 к договору от 20.04.2018) установлено условие о необходимости направить в адрес газораспределительной организации исполнительно-техническую документацию сети газопотребления.

Строительство сетей газопотребления объекта капитального строительства ФИО6 осуществлялось ООО ПКП «(Данные деперсонифицированы)».

Письмом от 01.03.2019 ООО ПКП «(Данные деперсонифицированы)» направило в адрес АО «(Данные деперсонифицированы)» исполнительно-техническую документацию по объекту, расположенному по адресу: {Адрес}. Письмо получено Обществом 04.03.2019.

АО «(Данные деперсонифицированы)» направило в адрес ООО ПКП «(Данные деперсонифицированы)», ФИО6 письма от 10.04.2019, 20.06.2019, 07.08.2019, в которых указало замечания по исполнительно-технической документации в отношении объекта капитального строительства, а именно: нет подписи представителя технического надзора заказчика; акты освидетельствования скрытых работ выполнить согласно пункту 6.2.1 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», вписать представителя застройщика по вопросам строительного контроля с идентификационным номером в национальном реестре специалистов в области строительства ФИО7, представителя технического надзора в иных лицах; приложить паспорта на применяемые материалы и оборудование, отключающие устройства; приложить свидетельства об аттестации технологии сварки в соответствии с пунктом 4.6 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы распределительные. Сети газопотребления. Эксплуатационная документация» с приложениями области применения; дооформить строительный паспорт газопровода согласно пункту 10.6.2 СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», в пункте 1 строительного паспорта вписать длины отводов, переходов ИС, ОУ; дооформить общий журнал работ в соответствии с пунктом 6.1.6 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (заполнить раздел 5, включить работы по огрунтовке и покраске газопровода); по документам, представленным в исполнительно-технической документации 21.05.2019, максимальный часовой расход природного газа котлом Twin Apha 16 составляет 3,72 куб.м. в час. Согласно пункту 7 договора от 20.04.2018, заявитель обязан в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанного в договоре максимального часового расхода газа, в срок, определенный сторонами, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор; согласно приказу от 11.02.2019 № 47 «О назначении ответственных лиц» инженер по технадзору группы строительного контроля и организации строительства производственно-технического отдела назначена ФИО8 Согласно представленной документации, даты производства работ на объекте не соответствуют приказу, а значит, велись без участия инженера по техническому надзору ФИО8

Письмами от 21.05.2019, 03.07.2019 ООО ПКП «(Данные деперсонифицированы)» направило в адрес Общества обоснования по выставленным газораспределительной организацией замечаниям к исполнительно-технической документации.

Письмом от 23.08.2019 ФИО6 направила в адрес Общества ответы на очередные замечания и исполнительно-техническую документацию в отношении объекта по адресу: {Адрес} а также просила осуществить фактическое присоединение и составить акт о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям. Письмо получено АО «(Данные деперсонифицированы)» 28.08.2019.

03.09.2019 ФИО6 направила в адрес АО «(Данные деперсонифицированы)» заявление, в котором сообщила, что объект не подключен к газораспределительным сетям в связи с тем, что выставляются замечания по исполнительно-технической документации, просила ускорить процесс подключения к газораспределительным сетям.

В ответ на указанное заявление АО «(Данные деперсонифицированы)» подготовило и направило в адрес ФИО6 письмо от 07.11.2019 с замечаниями по исполнительно-технической документации, сообщив, что необходимо выполнить повторную опрессовку, согласно пункту 6.1.4 ГОСТ Р 54983-2012 «Системы распределительные. Сети газопотребления природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация»; нет подписей представителей эксплуатирующей организации, представителя технического надзора. Указало, что согласно приказу от 11.02.2019 № 47 «О назначении ответственных лиц» инженер по технадзору группы строительного контроля и организации строительства производственно-технического отдела назначена ФИО8, согласно представленной документации даты производства работ на объекте не соответствуют приказу, а значит, велись без участия указанного инженера по техническому надзору.

Акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) составлен 29.01.2020.

На запрос Управления АО «(Данные деперсонифицированы)» направило письмо от 08.11.2019 с перечнем исполнительной документации, который включал в себя ссылки на СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», ГОСТ Р 58095.0-2018 «Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления. Часть 0. Общие положения», ГОСТ 51872-2002 «Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения», СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем их металлических и полиэтиленовых труб», ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления природного газа. Общие положения к эксплуатации. Эксплуатационная документация».

Анализ вышеизложенных норм законодательства запрещает требовать от заявителя сведения и документы, не предусмотренные Правилами №1314, на что имеется прямое указание в пункте 72 указанных Правил.

Газораспределительная организация обязана осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий, который производится на объекте капитального строительства после обеспечения заявителем доступа к данному объекту, а не путем требования исполнителя о направлении заявителем в адрес газораспределительной организации исполнительной документации и последующей проверки данной документации.

Осуществление АО «(Данные деперсонифицированы)» действий по мониторингу выполнения заявителем технических условий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 №713.

Вместе с тем, включение в типовую форму акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) указанного заключения, в рассматриваемом судом случае не свидетельствует о правомерных и обоснованных действиях Общества относительно требования у заявителя (потребителя) направления в его адрес исполнительно-технической документации и об обязанности заявителя (потребителя) направлять данную документацию газораспределительной организации (газораспределительная организация вправе проверять техническую документацию на соответствие техническим условиям непосредственно в ходе мониторинга после обеспечения заявителем (потребителем) доступа к объектам капитального строительства).

При этом, как следует из положений подпункта «н» пункта 83 Правил №1314, исполнитель может давать лишь рекомендации в связи с осуществлением мониторинга. В то же время отказ в выдаче, несоставление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по причине ненаправления в газораспределительную организацию исполнительно-технической документации либо по причине возникших у газораспределительной организации замечаний в отношении этой документации Правилами №1314 не предусмотрен.

Таким образом, требования Общества у заявителя (потребителя) исполнительной документации на сеть газопотребления, а также предъявление замечаний по ней противоречат пункту 104 Правил №1314.

В соответствии с подпунктами «б», «в», «г» пункта 3 Правил №1314, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения предусматривает, среди прочего выдачу технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий («б»); заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 №713 («в»); выполнение заявителем и исполнителем технических условий («г»).

В пункте 28 Правил № 1314 определено, что технические условия должны содержать следующие данные: а) максимальная нагрузка (часовой расход газа); б) сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям; в) срок действия технических условий; г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения; д) характеристика существующей сети газораспределения в точке присоединения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.

По смыслу подпункта «з» пункта 83 Правил № 1314 технические условия, включающие в том числе информацию, указанную в пункте 75 названных Правил, являются существенным условием договора о подключении.

Технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию: а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько); в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).

Подпункт «д» пункта 75 Правил №1314 предусматривает возможность включения в технические условия других условий подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения.

Вместе с тем, установленная приведенной нормой возможность касается исключительно включения в технические условия других условий подключения, но не включения дополнительных требований, на чем необоснованно настаивает заявитель в жалобе.

В действиях должностного лица АО «(Данные деперсонифицированы)», выразившихся в требовании от ФИО6 документов, не предусмотренных Правилами подключения, содержится нарушение п.104 Правил подключения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.21 КоАП РФ.

По данному факту в отношении директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении {Номер} от 08.07.2020. Действия ФИО1 квалифицированы по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судом установлено, что письмо с замечаниями по исполнительно-технической документации от 07.11.2019 {Номер} подписано директором филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО1, который был назначен на указанную должность приказом от 19.03.2018 {Номер}л/с. и на него были возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в филиале.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Собранные доказательства по делу в их совокупности исчерпывающим образом доказывают вину ФИО1 в совершении правонарушения и являются допустимыми и достаточными. Не доверять письменным материалам административного дела, подтверждающим виновность заявителя, у суда оснований не имеется. В тоже время, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о невиновности заявителя.

С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что действия директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО1 правильно квалифицированы по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения лица, обстоятельств дела.

Срок и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО4{Номер} от 02.11.2020 о привлечении директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение 10 суток со дня получения или вручения копии.

Судья А.Р. Автамонов