ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-58/2022 от 12.01.2022 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

№ 12-58/2022 (12-811/2021)

РЕШЕНИЕ

12 января 2022 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Чебыкина Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника управления – начальника центра ЛРР Управления Росгвардии по Архангельской области ФИО2 от 01 декабря 2021 года № 44 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника управления – начальника центра ЛРР Управления Росгвардии по Архангельской области ФИО2 от 01 декабря 2021 года № 44 должностное лицо – заместитель начальника управления по производству Управления специальной связи по Архангельской области, филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Росийской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал жалобу об изменении постановления и снижении назначенного наказания в виде административного штрафа.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, инспектор Центра ЛРР Управления Росгвардии по Архангельской области ФИО3 указал о многочисленности допущенных нарушщений и назначении ФИО1 наказания в виде штрафа в минимальном размере.

Выслушав участников процесса, проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что 25 ноября 2021 года в ходе плановой выездной проверки соблюдения Управлением специальной связи по Архангельской области — филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области оборота оружия, по адресу: <...>, установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за сохранность и учет боевого оружия и патронов к нему в комнате хранения оружия УСС по Архангельской области в г. Архангельске (согласно приказу УСС по Архангельской области от 11 января 2021 года № 6), допустил нарушения обязательных требований учета и хранения оружия и патронов, установленных требованиями пункта 51 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», пункта 125 раздела XVIII Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814», допущено ненадлежащее ведение учета оружия и боеприпасов в «Книге выдачи и приема оружия, патронов УСС по Архангельской области» (от 16 августа 2021 года), а именно:

- в п/п № 317 за 13 сентября 2021 года не указано количество патронов, отсутствуют расписки работников в получении и приеме патронов (ошибочно расписки проставлены дважды в строках с информацией о выданном и принятом оружии)

- в п/п. № 387 за 15 сентября 2021 года не указан калибр патронов;

- в п.п. № 404 за 15 сентября 2021 года, № 465 за 21 сентября 2021 года, № 888 за 22 октября 2021 года внесенные ошибочно записи (оттиски перевернутого штампа с наименованием вида, модели, калибра, выданного оружия, типа и калибра патронов) не зачеркнуты, не оговорены надписью «Запись ошибочна», не заверены подписью лица, ведущего учет оружия. Записи о серии и номере оружия, серии и номере партии патронов произведены в свободных полях перевернутого оттиска штампа, вследствие чего, серия и номер оружия записаны под перевернутым оттиском с информацией о количестве выданных патронов, а серия и номер партии патронов под перевернутым оттиском с информацией о выданном оружии);

- в п/п № 496 за 22 сентября 2021 года ошибочная запись о годе выпуска оружия (1967 год) вместо фактического (1968 год) не зачеркнута, не оговорена надписью «Запись ошибочна», не заверена подписью лица, ведущего учет оружию;

- в п/п № 546 за 27 сентября 2021 года не указан тип патрона. Также допущенная ошибочная запись (поставленный оттиск штампа с наименованием вида, модели, калибра, выданного оружия, типа и калибра патронов) не зачеркнута, не оговорена надписью «Запись ошибочна», не заверена подписью лица, ведущего учет оружия. Запись о модели, калибре, номере фактически полученного/принятого оружия, количестве и калибре фактически полученных/принятых патронов, сделана поверх ошибочно сделанного оттиска;

- в п/п № 553 за 28 сентября 2021 года допущена ошибка при указании даты сдачи оружия и патронов - «28.09.2»;

- в п/п №№ 566, 567, 568 за 29 сентября 2021 года ошибочные записи (цифры «3» вместо «5») не зачеркнуты, не оговорены надписью «Запись ошибочна», не заверены подписью лица, ведущего учет оружия;

- в п/п № 580 за 29 сентября 2021 года допущена ошибка в части нумерации пунктов (запись о п/п № 580 внесена после п/п №573 от 29 сентября 2021 года);

- в п/п № 588 за 30 сентября 2021 года не внесена запись о калибре патронов;

- в п/п № 619 за 02 октября 2021 года из-за неправильного проставления оттиска штампа (смещен вниз) расписки работников в получении и приеме патронов не проставлены в соответствующей строке (ошибочно расписки проставлены дважды в строках, с информацией о выданном и принятом оружии);

- в п/п № 672 за 06 октября 2021 года не проставлена дата выдачи патронов (ошибочно проставлена в п/п № 671);

- в п/п № 687 за 07 октября 2021 года не проставлены в соответствующих строках расписки работников в получении и приеме патронов (ошибочно подписи проставлены дважды в строках, с информацией о выданном и принятом оружии);

- в п/п № 689 за 07 октября 2021 года не проставлено в соответствующем столбце количество выданных патронов (ошибочно указано в столбце «дата и время выдачи»);

- в п/п № 693 за 08 октября 2021 года внесенная ошибочна запись (поставленный оттиск штампа с наименованием вида, модели, калибра, выданного оружия, типа и калибра патронов) не зачеркнута, не оговорена надписью «Запись ошибочна», не заверена подписью лица, ведущего учет оружия. Запись о модели, калибре, номере фактически полученного/принятого оружия, количестве и калибре фактически полученных/принятых патронов сделана поверх ошибочно проставленного оттиска штампа;

- в п/п № 708 за 09 октября 2021 года не проставлены в соответствующем столбце подписи работников в получении оружия и патронов (ошибочно проставлены в столбце «дата и время выдачи», а дата и время выдачи ошибочно проставлены в столбце для расписок);

- в п/п № 710 за 09 октября 2021 года допущены ошибки в местах проставления расписок работников за получение и прием патронов (расписки проставлены в не соответствующих друг другу строках);

- в п/п № 780 за 14 октября 2021 года ошибочная запись (серия и номер партии патронов) не зачеркнута, не оговорена надписью «Запись ошибочна», не заверена подписью лица, ведущего учет оружию. Далее в строке проставлены расписки работника об не осуществленном по факту получении и приеме патронов (цель выдачи оружия - проведение технического обслуживания);

- в п/п № 914 за 25 октября 2021 года не проставлена в соответствующей строке расписка работника в получении оружия (ошибочно расписки проставлены дважды в строках ниже, с информацией о полученных патронах);

- в п/п № 918 за 25 октября 2021 года не сделана запись о моделях и калибрах выданного оружия (2 ед. 9 мм пистолетов ПМ);

- в п/п № 954 за 27 октября 2021 года не проставлены в соответствующей строке расписки работников в получении и приеме патронов (расписки ошибочно проставлены дважды выше в строках с информацией об оружии);

- в п/п. №1001, №1004 и №1005 за 01 ноября 2021 года допущены ошибки при внесении сведений в столбец «Фамилия, имя, отчество работника организации», выразившиеся в указании в строках с фамилиями работников дополнительных слов, соответственно: «Предписание № 511, Предписание № 522, Предписание №510»;

- в п/п № 1003 за 01 ноября 2021 года ошибочная запись о номере оружия (24506) вместо фактического (240506) не зачеркнута, не оговорена надписью «Запись ошибочна», не заверена подписью лица, ведущего учет оружия.;

- в п/п № 1024 за 02 ноября 2021 года с ошибкой указана дата сдачи оружия и патронов - «02.11.0»;

- в п/п № 1036 за 03 ноября 2021 года с ошибкой указана дата сдачи оружия и патронов - «04.11.22»;

- в п/п № 1052 за 05 ноября 2021 года не указан вид оружия (номер оружия записан на том месте оттиска штампа, где должна была быть информация о виде оружия);

- в п/п № 1061 за 07 ноября 2021 года неверно указаны фамилия и имя работника;

- в п/п № 1071 за 08 ноября 2021 года неверно указана фамилия работника;

- в п/п № 1112 за 11 ноября 2021 года неверно указано имя работника;

- в п/п № 1109 за 10 ноября 2021 года с ошибкой указана дата сдачи оружия и патронов - «10.11.81»;

- в п/п № 1116 за 11 ноября 2021 года с ошибкой указана дата выдачи оружия и патронов - «11.11.81»;

- в п/п № 1133 за 12 ноября 2021 года с ошибкой указана серия оружия («РА» вместо «РЛ»).

В связи с чем уполномоченными должностными лицами Центра ЛРР Управления Росгвардии по Архангельской области в отношении заместителя начальника управления по производству Управления специальной связи по Архангельской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, и вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ наступает за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законом – ст. 22 Федерального закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»– установлено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

В силу п. 51 Постановления Правительства РФ от 21 июля 1988 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему») субъекты, имеющие право на приобретение оружия и юридические лица, занимающиеся для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

На основании п. 125 раздела Приказа МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814» (вместе с «Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации») учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел. Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы. Порядок ведения документов внутреннего учета и обязанности лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов в организациях и подразделениях по осуществлению ими контроля за наличием оружия, определяются приказами руководителей юридических лиц с учетом требований настоящей Инструкции.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в КоАП РФ в числе прочих следует понимать руководителей и других работников организаций, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 является заместителем начальника управления по производству Управления специальной связи по Архангельской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи», то есть должностным лицом по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ.

Правильность выводов должностного лица о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, и его вине подтверждается собранными по делу доказательствами (объяснением ФИО1 от 29 ноября 2021 года, рапортом председателя комиссии, начальника отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Архангельской области ФИО4 от 25 ноября 2021 года, рапортом старшего инспектора отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Архангельской области ФИО5 от 25 ноября 2021 года, копиями приказов, журнала), которые оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Вина ФИО1 в рассматриваемом случае выразилась в том, что он не обеспечил исполнение обязательных требований учета и хранения оружия и патронов. Осуществляя должный контроль, ФИО1 имел возможность и был обязан принять меры к недопущению выявленных нарушений, однако не сделал этого.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, должностным лицом соблюдены.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям КоАП РФ.

Допущенное ФИО1 правонарушение не является малозначительным, поскольку объектом его посягательства являются правила оборота оружия, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

Законных оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП РФ) не имеется.

В то же время, обжалуемое постановление подлежит изменению по следующим основаниям.

В силу требований ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Санкция ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ предусматривает для должностных лиц наказание в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу необходимо учитывать общественно опасный характер совершенного им административного правонарушении, имущественное и финансовое положение правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Тем самым законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Обжалуемым постановлением ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, то есть в минимальном размере.

В то же время, в силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Административное наказание назначено ФИО1 без учета указанных требований.

Так, при назначении наказания должностное лицо исходило из наличия смягчающего ответственность обстоятельства в виде раскаяния и согласия с протоколом.

В то же время, как следует из жалобы заявителя и его объяснений, имеющихся материалах дела, факт указанного в обжалуемом постановлении нарушения и свою вину он признает, проводит инструктажи с начальниками смен о правильности заполнения книг и журналов по обороту оружия, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений ФИО1 не привлекался.

Указанные обстоятельства также смягчают ответственность и являются исключительными, поэтому с учетом положений ст. 1.7, ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, судья приходит к выводу о возможности снижения размера назначенного административного штрафа менее минимального предела до 25 000 рублеи?.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Изменением постановления не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Вновь определенный размер административного наказания адекватен общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных ФИО1 действий, направлен на предупреждение совершения им новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к требованиям законодательства.

В остальной части обжалуемое постановление изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя начальника управления – начальника центра ЛРР Управления Росгвардии по Архангельской области ФИО2 от 01 декабря 2021 года № 44 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении изменить, снизив размер назначенного заместителю начальника управления по производству Управления специальной связи по Архангельской области, филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» ФИО1 административного штрафа до 25 000 (Двадцати пяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.А. Чебыкина