Дело № 12-58/2022
РЕШЕНИЕ
г. Тверь 24 февраля 2022 года Судья Заволжского районного суда г. Твери Зварич Е.А.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
представителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2,
должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио Министра образования Тверской области ФИО4 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО3 №36-18-12/05-2021 от 24 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – временно исполняющего обязанности Министра образования Тверской области ФИО4
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО3 №36-18-12/05-2021 от 24 ноября 2021 года должностное лицо - временно исполняющего обязанности Министра образования Тверской области ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Как указано в постановлении и следует из материалов дела, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
21 декабря 2019 года между Министерством просвещения РФ и Правительством Тверской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Тверской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов РФ, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных учреждениях» в рамках государственной программы РФ «Развитие образования» (Соглашение №073-09-2020-952).
Управлением Федерального казначейства по Тверской области, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Тверской области от 03.08.2021 №130 «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве образования Тверской области» проведена плановая выездная проверка, установлен факт не достижения по состоянию на 31 декабря 2020 года показателя результативности «создано новых мест в общеобразовательных учреждениях» в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642. В нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 41 Приложение №3 к Правилам №1642, пункта 4.3.3 Соглашения №073-09-2020-952 по состоянию на 01 января 2021 года Министерством образования допущено не достижение показателей результативности «создано новых мест в общеобразовательных учреждениях» при плановом показателе -2 448, фактически достигнуто значеное-1 224.
В соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области от 05.12.2018 № 578-рг ФИО4 назначена на должность Министра образования Тверской области, а распоряжением от 25.09.2021 на должность временно исполняющего обязанности Министра образования Тверской области с 25.09.2021. Таким образом, должностное лицо не предприняла необходимых и достаточных мер для соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО4 обратилась с жалобой в суд. Считает, что администратором программы в части реализации мероприятия является Министерство строительства Тверской области, а заказчиком объекта является Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери. В 2019 году заключен муниципальный контракт на проведение строительно-монтажных работ по объекту с ООО ЦХД «Инжиринг». Подрядчиком частично выполнены работы по устройству системы дренажа, устройству ливневой канализации и хозяйственно-бытовой канализации. По состоянию на 01.09.2020 строительная готовность объекта составила 5%. Подрядчиком муниципальный контракт на проведение строительно-монтажных работ 11.09.2020 расторгнут. Департаментом объявлен электронный аукцион, который трижды признан несостоятельным по причине отсутствия заявок. Полагает, что Министерством по вышеуказанным объективным причинам не мог быть достигнут показатель результативности «создано новых мест в общеобразовательных учреждениях» в части строительства школы на 1224 места в микрорайоне «Радужный» города Твери к 31.12.2020. По мнению заявителя отсутствие возможности у Министерства достичь показатель результативности свидетельствует об отсутствие вины должностного лица в его недостижении.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 доводы жалобы поддержала, дополнив, что резолютивная часть постановления вынесена с нарушением норм КоАП РФ.
Представитель Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагая вынесенное постановление законным и обоснованным.
Из письма руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО5 следует, что лист объявления постановления (резолютивной части постановления) по делу об административном правонарушении подписанный защитником ФИО4, подтверждает факт оглашения резолютивной части постановления.
Заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы, полагая вынесенное постановление законным и обоснованным. Пояснила, что в КоАП РФ форма документа для объявления резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении не установлена. Вместе с тем Приказом Федерального казначейства от 28.11.2017 г. № 328 утвержден Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства производств по делам об административных правонарушениях. Согласно п. 4.4.12 указанного Порядка постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, о чем делается запись в листе объявления постановления (резолютивной части постановления) по делу об административном правонарушении по форме согласно приложению. Лист объявления постановления (резолютивной части постановления) в материалах дела имеется. Отдельно резолютивная часть постановления не составлялась, т.к. это не предусмотрено указанным Порядком.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4 и ее защитник Павлова М.К. в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Санкцией данной нормы для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В судебном заседании установлено, что 21 декабря 2019 года между Министерством просвещения РФ и Правительством Тверской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Тверской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов РФ, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных учреждениях» в рамках государственной программы РФ «Развитие образования» (Соглашение №073-09-2020-952).
На основании приказа Управления Федерального казначейства по Тверской области от 03.08.2021 №130 «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве образования Тверской области» Управлением Федерального казначейства по Тверской области, проведена плановая выездная проверка, установлен факт не достижения по состоянию на 31 декабря 2020 года показателя результативности «создано новых мест в общеобразовательных учреждениях» в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642. В нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 41 Приложение №3 к Правилам №1642, пункта 4.3.3 Соглашения №073-09-2020-952 по состоянию на 01 января 2021 года Министерством образования допущено не достижение показателей результативности «создано новых мест в общеобразовательных учреждениях» при плановом показателе -2 448, фактически достигнуто значеное-1 224.
Данные обстоятельства явились основанием для составления 10.11.2021 в отношении должностного лица - временно исполняющего обязанности Министра образования Тверской области ФИО4 протокола об административном правонарушении №36-21-12/05-2021, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ (л.д. 119-122).
24.11.2021 заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО3 в отношении должностного лица- временно исполняющего обязанности Министра образования Тверской области ФИО4 вынесено постановление № 36-18-12/05-2021, которым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 141-147).
Вместе с тем, при рассмотрении дела должностным лицом Управления Федерального казначейства по Тверской области не приняты во внимание следующие обстоятельства.
Исходя из положений ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
По смыслу данной нормы при объявлении резолютивной части постановления должностное лицо обязано изготовить вводную и резолютивную части постановления и объявить лицам, участвующим в деле, когда будет изготовлено постановление в окончательной форме. При этом объявленная резолютивная часть постановления должна быть подписана должностным лицом, ее вынесшим, и приобщена вместе с мотивированным постановлением к материалам дела.
Согласно материалам дела, заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО3 24.11.2021 оглашена резолютивная часть постановления (л.д. 140).
Между тем, резолютивная часть постановления № 36-21-12/05-2021 от 24.11.2021 в материалах дела отсутствует. Лист объявления постановления (резолютивной части постановления) по делу об административном правонарушении, вопреки доводам представителя УФК по Тверской области резолютивной частью постановления считаться не может, поскольку не имеет вводной части постановления и подписи должностного лица, его вынесшего.
Такое разрешение дела требованиям КоАП РФ не соответствует.
Учитывая установленные обстоятельства прихожу к выводу, что должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, в связи с чем постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО3 № 36-18-12/05-2021 от 24 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ подлежит отмене.
Поскольку приведенное выше, полагаю, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, постановление о назначении административного наказания подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности, установленный в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
При новом рассмотрении необходимо учесть требования ст. 29.11 КоАП РФ, вынести постановление на основании требований закона.
С учетом изложенного, в обсуждение иных доводов жалобы не вступаю.
Руководствуясь ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу врио Министра образования Тверской области ФИО4 – удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО3 №36-18-12/05-2021 от 24 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – временно исполняющего обязанности Министра образования Тверской области ФИО4 отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Тверской области.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья Е.А. Зварич
Дело № 12-58/2022