Дело № 12-59
РЕШЕНИЕ
15 марта 2013года <...>
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Ганбина С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - Главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Мурманской области №*** от Дата должностное лицо директор филиала ОАО «***» привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере ***.
Считая постановление незаконным, ФИО1 обратился в суд с жалобой. В обоснование указав, что при вынесении постановления административный орган не учел, что согласно установленного в ОАО "***" порядка согласования договоров и платежей директор филиала имеет право осуществлять самостоятельно финансовые операции на сумму не превышающую ***, остальные платежи производятся путем подачи соответствующей заявки в головную организацию. Заявки на оплату закупки смывающих и обеззараживающих средств направлялись филиалом в головную организацию для оплаты в Дата – Дата, однако финансирования до настоящего времени по заявкам не поступало, в том числе и по последней заявке от Дата №*** согласно договору Адрес*** от Дата на поставку средств гигиены. Полагает, что им в рамках предоставленных полномочий были предприняты все необходимые меры к соблюдению требований трудового законодательства в части обеспечения работников филиала смывающими и обезвреживающими средствами. Кроме того, в ОАО «***» генеральным директором утверждены нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты работникам ОАО «***», занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, данные нормы разработаны Дата на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от Дата №***, приказа Минздравсоцразвития РФ от Дата №***, до утверждения Типовых отраслевых норм, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от Дата №***. Дата головной организацией ОАО «***» г.Москва у филиалов запрашивались сведения, в соответствии с утвержденными ОАО «***» Дата Нормами, о количестве требуемой спецодежды, спецобуви и СИЗ (зима-лето) для централизованной закупки. Указанные сведения филиалом были предоставлены в ОАО «***» для заключения договора поставки с ООО «***». Полагает, что им – директором филиала ОАО «***» в рамках предоставленных полномочий были предприняты все необходимые меры для обеспечения работников филиала необходимыми СИЗ, отсутствует вина директора филиала в том, что головной организацией закуплена спецодежда и СИЗ в объеме, не соответствующем Типовым отраслевым нормам, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от Дата №***. Указал, что работники филиала ОАО «***» обеспечены СИЗ в объеме закупленной спецодежды головной организацией ОАО «***» по нормам, утвержденным ОАО «***».
Полагает, что инспектором не принято во внимание, что п. 7.8.1., 7.8.2 Правил внутреннего трудового распорядка филиала ОАО «***» порядок введения суммированного учета рабочего времени установлен. Кроме того, указанное нарушение не являлось предметом проверки проводимой в рамках распоряжения (приказа) ГИТ в Мурманской области от Дата №***, не отражено в акте проверки, полагает, что привлечение его к административной ответственности за указанное нарушение ч. 3 ст. 104 ТК РФ незаконным.
Кроме того, инспектором дана неправильная правовая оценка действиям директора филиала, в части не установления работникам ФИО 1., ФИО 2., ФИО 3. продолжительности ежедневной работы, времени начала и окончания работы, времени перерывов в работе, числа смен в сутки в трудовых договорах. Форма трудового договора с работниками ОАО «***» утверждена головной организацией ОАО «***» г.Москва, директор филиала не вправе вносить изменения в указанную форму. Указанное нарушение не являлось предметом проверки проводимой в рамках распоряжения ГИТ в МО от Дата и не отражено в акте проверки, считает привлечение его к административной ответственности за указанное нарушение незаконным.
Указал, что в его действиях не усматривается состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием его вины как должностного лица во вменяемом ему правонарушении. Просит отменить постановление.
В судебном заседании защитники ФИО1 поддержали доводы жалобы, по основаниям, изложенным в ней.
Представители Государственной инспекции труда ГИТ в Мурманской области в судебном заседании просили постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материал дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.
Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо - руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.
Из материалов дела следует, что в рамках полномочий государственного инспектора труда в отношении ОАО «***» филиала «Мурманский» была проведена внеплановая документарная проверка в связи с требованием Военной прокуратуры Северного флота, по поступившим в ГИТ в Мурманской области обращениям ***. по вопросам нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также в связи с поступившей в ГИТ в МО информацией Мурманскстата о наличии задолженности по выплате заработной платы.
В виду дополнительного поступления коллективного обращения работников филиала и также по очередному требованию Военной прокуратуры Северного флота в отношении ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» филиала «Мурманский» также была проведена внеплановая документарная проверка.
В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Согласно пунктам 12,13 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н, подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок).
Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.
До получения работодателем результатов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда или в случае их отсутствия у работодателя, перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.
Судом установлено, что в ОАО «***» разработан перечень профессий (рабочих мест) ОАО «***» имеющих право на бесплатное получение смывающих и (или) обезвреживающих средств, согласно которому по таким профессиям, как машинист насосных установок, оператор котельной, слесарь-ремонтник, слесарь по обслуживанию тепловых сетей предусмотрены нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или обезвреживающих средств.
Работодателем к проверке представлен договор поставки №*** от Дата о поставке средств гигиены, однако, денежные средства по данному договору головной организацией ОАО «***» г.Москва не проплачены.
Согласно письменным пояснениям директора филиала от Дата, после оплаты договора и поставки средств гигиены поставщиком, данные средства будут выданы работникам филиала.
В материалах дела об административном правонарушении имеется заявка на осуществление платежа от Дата №*** на оплату поставки средств гигиены согласно договору №*** от Дата, однако доказательств перечисления денежных средств на данные цели не представлено.
Как установлено административным органом, до Дата директором филиала «***» ФИО1 не предпринимались действия по обеспечению работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, кроме того, оформленные договор №*** от Дата прекратил свое действие Дата и документы о пролонгировании условий договора в ГИТ в МО не представлено.
Невыдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств является нарушением ч. 1 ст. 221 Трудового кодекса РФ, Перечня профессий (рабочих мест) ОАО «***», имеющих право на бесплатное получение смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в ОАО «***» филиал «***» разработан Перечень профессий (должностей) на обеспечение работников бесплатной, сертифицированной, специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам паросилового и энергетического хозяйства».
Данный перечень не соответствует в полном объеме номенклатуре, предусмотренной типовыми отраслевыми нормами.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии с пунктом 98 раздела 5 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.04.2011 № 340н (далее Типовые нормы), слесарю по обслуживанию тепловых сетей предусмотрена выдача следующих наименований СИЗ: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, костюм для защиты от воды или плащ для защиты от воды, жилет сигнальный 2 класса защиты, ботинки кожаные с защитным подноском или сапоги кожаные с защитным подноском, сапоги резиновые с защитным подноском, перчатки с полимерным покрытием, каска защитная, подшлемник под каску, очки защитные, наушники противошумные, средство индивидуальной защиты, органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольное, страховочная или удерживающая привязь (пояс предохранительный), самоспасатель, на наружных работах зимой дополнительно: костюм на утепляющей прокладке, жилет сигнальный 2 класса защиты, подшлемник под каску утепленный, ботинки кожаные утепленные с защитным подноском или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском, или валенки с резиновым низом, перчатки с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами.
Разработанный работодателем перечень СИЗ предусматривает выдачу слесарю по обслуживанию тепловых сетей: комбинезона хлопчатобумажного, сапог резиновых, сапог кирзовых (без защитного подноска), рукавицы комбинированные, самоспасатель СПИ-20, ПД-3, пояс предохранительный с лямками, на наружных работах дополнительно: куртка на утепляющей подкладке, брюки на утепляющей прокладке.
Таким образом, в списке отсутствуют такие наименования СИЗ, как костюм для защиты от воды или плащ для защиты от воды, жилет сигнальный 2 класса защиты, ботинки кожаные с защитным подноском или сапоги кожаные с защитным подноском, сапоги резиновые с защитным подноском, перчатки с полимерным покрытием, каска защитная, подшлемник под каску, очки защитные, наушники противошумные, средство индивидуальной защиты органов дыхания (ЗИЗОД) противоаэрозольное, на наружных работах зимой дополнительно жилет сигнальный 2 класса защиты, подшлемник под каску утепленный, ботинки кожаные утепленные с защитным подноском или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском, или валенки с резиновым низом, перчатки с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами.
Оператору котельной, пунктом 145 раздела 6 Типовых норм предусмотрена выдача следующих наименований СИЗ: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинки кожаные с защитным подноском или сапоги кожаные с защитным подноском, перчатки с полимерным покрытием, очки защитные, наушники противошумные или вкладыши противошумные, зимой дополнительно: костюм на утепляющей прокладке, ботинки кожаные утепленные с защитным подноском или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или валенки с резиновым низом, перчатки с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами.
Разработанный работодателем перечень СИЗ для оператора котельной предусматривает только выдачу костюма хлопчатобумажного для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих загрязнений механического воздействия, рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием, очки защитные, наушники противошумные, на наружных работах зимой дополнительно: куртка на утепляющей подкладке.
Разработанный работодателем перечень не содержит всех СИЗ для слесаря-ремонтника, предусмотренных п. 161 раздела 6 Типовых норм.
Для машиниста насосных установок, разработанный работодателем перечень СИЗ соответствует п. 41 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 № 541н.
Разработанный работодателем перечень СИЗ в отношении начальника смены не противоречит требованиям действующего трудового законодательства.
Из личных карточек учета выдачи СИЗ выявлены следующие нарушения в части обеспечения выдачи средств индивидуальной защиты: машинисту котельных установок ФИО 5. не выданы сапоги резиновые; слесарю по обслуживанию тепловых сетей ФИО 6. не выданы сапоги резиновые с защитным подноском, ботинки кожаные с защитным подноском или сапоги кожаные с защитным подноском, костюм для защиты от воды или плащ для защиты от воды, жилет сигнальный 2 класса защиты и т.д.; слесарю-ремонтнику ФИО 7. не выданы каска защитная, сапоги резиновые с защитным подноском, очки защитные; оператору котельной ФИО 8., ФИО 9. не выданы сапоги кожаные с защитным подноском, ботинки кожаные утепленные с защитным подноском или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском, или валенки с резиновым низом; начальнику смены ФИО 10. не выданы костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих загрязнений механического воздействия, сапоги резиновые.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
При проведении проверки установлено, что машинисту (кочегару) котельной ФИО 1. не выданы специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты по номенклатуре, предусмотренной п. 44 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятых на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 № 541н.
Оператору котельной ФИО 3. п. 145 раздела 6 Типовых норм предусмотрена выдача СИЗ: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинки кожаные с защитным подноском или сапоги кожаные с защитным подноском, перчатки с полимерным покрытием, очки защитные, наушники противошумные или вкладыши противошумные, зимой дополнительно: костюм на утепляющей прокладке, ботинки кожаные утепленные с защитным подноском или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или валенки с резиновым низом, перчатки с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами, а выдан только костюм летний.
Начальнику смены ФИО 2. не выданы костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих загрязнений механических воздействий, сапоги резиновые, плащ непромокаемый, брюки на утепляющей подкладке, валенки, обеспечение которыми определяет разработанный на предприятии Перечень профессий (должностей) на обеспечение работников бесплатной, сертифицированной, специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам паросилового и энергетического хозяйства», утвержденными директором филиала ФИО1, согласно представленным материалам, выданы только полукомбинезон «Балтика» и куртка зимняя «Балтика».
В нарушение Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н, выдача ФИО 3., ФИО 2. СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, не по форме, которая приведена в приложении к Межотраслевым правилам.
В силу статьи 104 Трудового кодекса РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Работодателем в качестве документа, вводящего суммированный учет рабочего времени, предоставлено Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников Открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление», утвержденное Дата и.о. генерального директора ОАО «***» ФИО 11
Согласно п. 7.8.1 Правил внутреннего трудового распорядка филиала «***», утвержденных Дата, установлено, что когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.
Пунктом 7.8.2 Правил внутреннего трудового распорядка филиала «***» ОАО «***» предусмотрено, что суммированный учет рабочего времени вводится приказом Работодателя.
Указанные пункты Правил не позволяют сделать однозначный вывод о введении работникам со сменным режимом труда суммированного учета рабочего времени.
Таким образом, административным органом в ходе проведения проверки установлено, что порядок ведения суммированного учета рабочего времени в ОАО «***» установлен ненадлежащим документом, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 104 Трудового кодекса РФ.
Согласно статье 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
В соответствии со статьей 102 Трудового кодекса РФ при работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон.
Пунктом 2 статьи 103 Трудового кодекса РФ определено, что при сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
В соответствии с частью 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из материалов дела трудовым договором, заключенным с ФИО 1., определено, что для выполнения своих обязанностей работнику устанавливается продолжительность рабочего дня согласно графику сменности работы.
Указанная формулировка противоречит нормам Трудового кодекса РФ, таким образом, в трудовом договоре не установлены продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки.
Аналогичные нарушения установлены в отношении ФИО 2., ФИО 3.
Работодателем нарушены требования ч. 2 ст. 212, ст. 100 Трудового кодекса РФ.
Административным органом установлено, что работникам филиала «***» ОАО «***» работодателем не выданы в полном объеме специальная одежда, обувь и средства индивидуальной защиты, работники не обеспечиваются смывающими и (или) обезвреживающими средствами, в действиях работодателя усматриваются нарушения требований статьи 221 Трудового кодекса РФ, суммированный учет рабочего времени в филиале «***» ОАО «***» введен Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников ОАО «***», а не Правилами трудового распорядка филиала «***», в нарушение ч. 3 статьи 104 Трудового кодекса РФ; в трудовых договорах, заключенных с работниками ФИО 1., ФИО 2., ФИО 3., не установлены продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, в нарушение ч. 2 ст. 212, ст. 100 Трудового кодекса РФ.
В силу статьи 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Частью 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 362 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно п. 6.2.2 Положения директор филиала принимает на работу работников филиала в соответствии со штатным расписанием, утвержденным Обществом, и увольняет с работы работников филиала, за исключением главного инженера и главного бухгалтера, заместителей директора, главного механика филиала; применяет к работникам меры поощрения и взыскания в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ФИО1 обладает правами и обязанностями работодателя по отношению к работникам филиала «***».
В отношении должностного лица ФИО1 Дата составлен протокол об административном правонарушении №***, при составлении протокола ФИО1 не присутствовал, был извещен надлежащим образом, присутствовала защитник ФИО1 – ФИО 12.
Согласно статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается виновное противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
Должностное лицо является субъектом ответственности, в том числе и за нарушение законодательства о труде и охране труда, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Следовательно, руководитель предприятия, допустивший нарушение законодательства о труде, является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, в действиях должностного лица директора Филиала «***» ОАО «***» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения ФИО1 правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ начальник отдела - главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) ГИТ в Мурманской области ФИО 4. пришла к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление административного органа о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в срок, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, а также процессуальных нарушений судом при рассмотрении жалобы не установлено.
Довод ФИО1 о том, что он исполнял свои обязанности надлежащим образом, а работники не обеспечены специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также смывающими и обезвреживающими средствами в связи с тем, что головной организацией не оплачены счета, не может являться основанием для освобождения его от административной ответственности.
Кроме того, довод заявителя о том, что он как директор филиала не вправе вносить изменения в форму трудового договора, утвержденную головной организацией ОАО «***» г.Москва, также не принимается судом, поскольку трудовой договор подписан директором филиала «***» ОАО «***».
Довод ФИО1 об установлении порядка введения суммированного учета рабочего времени в филиале, был учтен при рассмотрении дела об административном правонарушении и ему дана надлежащая оценка административным органом.
При таких обстоятельствах, постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) ГИТ в Мурманской области ФИО 4. №*** от Дата о привлечении должностного лица директора филиала ОАО «***» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере *** является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела - Главного государственного инспектора труда ГИТ в Мурманской области ФИО 4. №*** от Дата о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере *** оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья С.В. Ганбина