Дело № Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 08 октября 2019 года <адрес> Судья Сургутского городского суда <адрес>-Югры Лопатнев А.В., расположенного по адресу: <адрес>, рассмотрев в открытом заседании жалобу законного представителя юридического лица - временно исполняющего обязанности генерального директора ООО «Газпром трансгаз Сургут» ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ООО «Газпром трансгаз Сургут» УСТАНОВИЛ: Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром трансгаз Сургут» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей. В жалобе, поданной в Сургутский городской суд, временно исполняющий обязанности генерального ООО «Газпром трансгаз Сургут» ФИО1 выражает несогласие с вынесенным в постановлением, просит его отменить, мотивируя тем, что административным лицом в рамках рассматриваемого дела, допущен ошибочный вывод, что демонтированные трубы газопроводов категории Б, являются отходом - трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, незагрязненные. В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. Ранее, понятие «отход» было определено следующим образом: «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а так же товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства». В свою очередь в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» термин «удаление отходов» обозначает - последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды. Изложенные нормативные ссылки подтверждают, что законодатель подразумевает, что материал относится к категории «отходы» тогда когда он не имеет потребителя, то есть никому не нужен. При этом лицо, в процессе деятельности которого образовались не нужные побочные вещества или предметы, должно предпринять действия по их удалению посредством утилизации, обезвреживания, размещения либо передать их другому лицу для последующего выполнения указанных операций. ООО «Газпром трансгаз Сургут» не совершает действий и не привлекает на договорных условиях сторонние организации для проведения мероприятий направленных на утилизацию, обезвреживание или захоронение демонтированных труб. ООО «Газпром трансгаз Сургут» проводит мероприятия по предотвращению образования отходов, по итогам которых демонтированные при проведении капитального ремонта участков газопроводов трубы категории «Б», имеющие потребительские свойства для целей использования в других отраслях народного хозяйства, ООО «Газпром трансгаз Сургут» относит к вторичным ресурсам и реализует данную продукцию по договорам купли-продажи (договор купли-продажи демонтированной трубы категории «Б» №B12-S22918 от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с п. 3.2 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» вторичные ресурсы - материальные накопления сырья, веществ, материалов и продукции, образованные во всех видах производства и потребления, которые не могут быть использованы по прямому назначению, но потенциально пригодные для повторного использования в народном хозяйстве для получения сырья, изделий и/или энергии. На месте ремонта после извлечения участка магистрального газопровода из-под земли производится идентификация дефектов, в соответствии с «Инструкцией по оценке дефектов труб и соединительных деталей при ремонте и диагностировании магистральных газопроводов (с Изменением №)», утвержденных ДД.ММ.ГГГГ ОАО Газпром». В каждом филиале ООО «Газпром трансгаз Сургут» созданы приказом комиссии ил проведения технической и стоимостной оценки демонтированных труб. Комиссия составляет акты технической оценки труб (акт №-ЛЭС-С, акт №ЛЭС А-04/1-18,акт -VC; -ЛЭС-С, акт №а-ЛЭС-С, акт №а-ЛЭС-С, акт №-ЛЭС-С). Акты технической оценки труб служат основанием для последующего составления актов об оприходовании материальных ценностей по форме №М-4 (при этом в бухгалтерском учете труба отражается в соответствии с установленным Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных приказом Минфина от ДД.ММ.ГГГГ№н, на аналитическом счете «10 - Материалы» на субсчете 10-5 "Запасные части", где учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Для учета отходов выделен отдельный субсчет 10-6 "Прочие материалы", на котором учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п.) Стоимостная оценка демонтированных труб проводится Независимым оценщиком. На основании отчета подготовленного Независимым оценщиком составляются акты стоимостной оценки. На основании вышеуказанных документов демонтированная труба в дальнейшем реализуется по договору купли-продажи. В связи с этим демонтированные трубы категории Б не могут быть отнесены к отходам, в отношении них разработаны и утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а так же вестись учет в соответствии с приказом № Минприроды России. В соответствии с п.1. 4.1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения. Руководствуясь ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО5 было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ№-ОН/44, которое они также просят отменить. В судебном заседании защитники ООО «Газпром трансгаз Сургут» ФИО6 и ФИО7 доводы жалобы поддержали. Заслушав защитников, изучив представленные материалы и доводы жалобы, прихожу к следующему. В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса влечет наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Росприроднадзор направлены материалы проверки в отношении ООО «Газпром трансгаз Сургут», согласно которых установлено, что Обществом в ходе осуществления деятельности допущены нарушения требований закона, а именно паспорта на отходы - Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные, Обществом не составлялись. Данный вид отхода не нормируется, в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не включен, в установленном порядке учет данного вида отходов не ведется, соответствующие отчеты, содержащие сведения об объемах данного вида отхода в уполномоченные государственные органы не предоставляются. Данные сведения указывают на наличие события административного правонарушения, а именно несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ. Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Газпром трансгаз Сургут» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем постановление должностного лица административного органа законным признать нельзя в связи с нижеследующим. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242, выделена отдельная группа отходов "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (4 69 520 00 00 0) в составе которой, выделено 5 видов отходов отнесенных к IV классу опасности. Частью 2 статьи 14 Закона №89-ФЗ установлено, что подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. Как следует из материалов дела, Распоряжением ПАО «Газпром» от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден «Порядок технической инвентаризации, учета и использования труб, демонтированных при капитальном ремонте, реконструкции, модернизации и ликвидации магистральных газопроводов ПАО «Газпром»» (далее - Порядок). Согласно данного Порядка: - трубы категории Б - трубы, признанные металлоломом, применение которых на магистральных газопроводов не допускается; - на основании актов отбраковки вырезанных труб комиссия составляет акт технической оценки труб, демонтированных при капительном ремонте, реконструкции, модернизации или ликвидации магистральных газопроводов по форме согласно приложению 1. Обществом предоставлены акты: - отбраковки вырезанных труб категории Б №,2 от №,2 от ДД.ММ.ГГГГ; - отбраковки вырезанных труб категории Б и СДТ №; - отбраковки вырезанных труб категории Б и СДТ №. На основании данных актов были составлены акты технической оценки труб, демонтированных при капительном ремонте, реконструкции, модернизации или ликвидации магистральных газопроводов: №-ЛЭС-С от ДД.ММ.ГГГГ; №а-ЛЭС-С от ДД.ММ.ГГГГ; №-ЛЭС- С от ДД.ММ.ГГГГ; №а-ЛЭС-С от ДД.ММ.ГГГГ; №-ЛЭС-С от ДД.ММ.ГГГГ; № ЛЭС А-04/1-18 от ДД.ММ.ГГГГ; № ЛЭС А-04/2-18 от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от согласно которых было образовано труб категории Б - 995,89 тонн (3038,62 метра). Обществом предоставлены исходные данные об отходе «Трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, незагрязненные», образованные в результате проведения работ на газопроводах. Данный вид отхода отнесен к V классу опасности, что подтверждается протоколом лабораторных измерений проб отходов № от ДД.ММ.ГГГГ, а также расчетом класса опасности отхода. Обществом (Продавец) заключен договор № B12-S22918 от ДД.ММ.ГГГГ купли продажи демонтированной трубы категории Б. Предмет договора: Продавец обязуется передать в собственность покупателю, а покупатель принять и оплатить бывшие в употреблении, демонтированные с объектов транспорта газа и признанные непригодными для дальнейшего использования на объектах транспорта газа трубы категории Б. В соответствии со спецификацией №,2 к данному договору, количество бывших в употреблении, демонтированных с объектов транспорта газа и признанных непригодными для дальнейшего использования на объектах транспорта газа труб категории Б, составляет 7583,781 тонн. Согласно справки Общества, количество демонтированных труб категории Б реализованных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по филиалам находящимся на территории ХМ АО, составляет 7583,781 тонн. Согласно справки Общества, количество демонтированных труб категории Б принятых к учету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по филиалам находящимся на территории ХМАО, составляет 995,89 тонн. Согласно предоставленных документов: трубы категории Б, являются - трубами стальными газопроводов отработанные без изоляции, незагрязненные, отнесенные Обществом к V классу опасности; - количество демонтированных труб категории Б реализованных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по филиалам находящимся на территории ХМАО, составляет 7583,781 тонн; - количество демонтированных труб категории Б принятых к учету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по филиалам находящимся на территории ХМАО, составляет 995,89 тонн. В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Данный Порядок (утвержден Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№). Обществом предоставлены данные учета в области обращения с отходами за 1,2,3,4 кварталы 2018 года, 1 квартал 2019 года, которые не содержат сведений об образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных отходов - Трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, незагрязненные. Вместе с тем, из материалов дела следует, что трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, незагрязненные, обращение с которыми вменено должностным лицом, на основании протоколов лабораторных измерений проб отходов отнесены к V классу опасности, иного в материалах дела не содержится ( л.д. Т.1 л.д.52-65. ) В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 400 (далее - Положение N 400), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. На основании пп. ДД.ММ.ГГГГ Положения N 400 Росприроднадзор проводит работу по паспортизации отходов I - IV класса опасности. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством паспорт на отходы V класса опасности не составляется. При расследовании дела должностным лицом противоречия между требованиями законодательства, в части того, что «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» (4 69 520 00 00 0) автоматически отнесены к IV классу опасности и фактическими обстоятельствами дела, установленными в ходе проверки в части того, что трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, ООО «Газпром трансгаз Сургут» незагрязненные отнесены к V классу опасности, не устранены. Доказательства, что данные трубы подлежат обязательной паспортизации, не представлены. Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Требование заявителя об отмене представления не может быть удовлетворено, так как не подлежит рассмотрению в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах, постановление должностного лица не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: Жалобу временно исполняющего обязанности генерального директора ООО «Газпром трансгаз Сургут» ФИО1 удовлетворить частично. Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ООО «Газпром трансгаз Сургут» отменить. Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Судья: подпись КОПИЯ ВЕРНА «08» октября 2019 г. Подлинный документ находится в деле № СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ Судья Сургутского городского суда ______________________________ А.В. Лопатнев Судебный акт вступил (не вступил) в законную силу «_____»__________________20_____г. Секретарь суда __________________________________ |