Дело №12-591/2020
(43RS0003-01-2020-003852-80)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Киров 11 ноября 2020 года
Судья Первомайского районного суда г. Кирова Юсупов Т.Ф.,
с участием с участием представителя ФИО1 – Цариковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в Кирове ФИО1 на постановление УФАС по Кировской области {Номер} от 27.08.2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
27.08.2020 постановлением руководителя управления Кировского УФАС ФИО8{Номер}, директор филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в Кирове ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить. В обоснование доводов указывает, что 31.01.2018 между АО «(Данные деперсонифицированы)» и ФИО5 был заключен договор о подключении объекта капитального строительства, во исполнение которого заявитель принял на себя обязательство по обеспечению готовности объекта в подключении к сетям в соответствии с ТУ, а исполнитель – осуществлению мониторинга выполнения заявителем ТУ, а также фактические действия по подключению. Порядок мониторинга и выполнения технических условий подключения Правилами №1314 не урегулирован. Типовой формой акта готовности сетей и оборудования к подключению предусмотрено указание сведений о проверке технической документации на соответствие техническим условиям, то есть факт выполнения ТУ заявителем должен быть подтвержден документацией. Пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления и только после подписания акта. Таким образом, АО имело право требовать исполнительно-техническую документацию с целью проверки на соответствие выданным техническим условиям. Из Правил №1314 следует, что список требований к техническим условиям, выдаваемым исполнителем, не является исчерпывающим. Вывод о готовности сети газопотребления и газоиспользуемого оборудования к подключению невозможно сделать без проверки соответствия материалов и технологии строительства техническим требованиям. Также считает, что срок давности привлечения к административной ответственности необходимо исчислять с даты заключения договора, а не от даты письма. В связи с чем, срок давности к моменту вынесения постановления истек. Просит постановление по делу об административном правонарушении от 27.08.2020 отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник ФИО1 - Царикова В.С. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.
Представитель Федеральной антимонопольной службы Управление по Кировской области, извещенный надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовал.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, административная ответственность наступает за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
Как усматривается из представленных материалов дела, в Кировское УФАС России на рассмотрение поступили заявления ФИО5 от 14.11.2019 (входящий {Номер} от 15.11.2019), от 27.11.2019 (входящий {Номер} от 27.11.2019), от 11.01.2020 (входящий {Номер} от 13.01.2020) на действия АО «(Данные деперсонифицированы)» о нарушении Правил подключения к сетям газораспределения.
Между АО «(Данные деперсонифицированы)» и ФИО5 заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения {Номер} от 31.01.2018 г. (далее - Договор).
Согласно п. 1 Договора исполнитель принимает на себя обязательства по мониторингу выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению объекта капитального строительства - здания к сети газораспределения, а заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства в пределах границ принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу: г. Киров, {Адрес} (кадастровый номер земельного участка {Номер}) в соответствии с условиями договора.
В соответствии с п. 2 Договора подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение), являющимися неотъемлемой частью Договора.
Указанные технические условия содержат, в том числе, условие о необходимости направить в адрес филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове исполнительно-техническую документацию сети газопотребления заявителя (п. 9.7.1 технических условий).
Правилами подключения к сетям газораспределения не предусмотрено право газораспределительной организации включать в технические условия на подключение условие об обязанности заявителя направить в адрес газораспределительной организации исполнительно - техническую документацию сети газопотребления.
В соответствии с п. 3 Договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 1 год со дня заключения настоящего договора.
По смыслу пунктов 4 и 6 Договора исполнитель обязан проверить выполнение заявителем технических условий при условии обеспечения заявителем доступа исполнителя к объекту капитального строительства в срок не позднее чем за 14 дней до дня подключения к сетям газораспределения и составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), а заявитель обязан обеспечить исполнителю доступ к объектам капитального строительства для проверки выполнения технических условий и готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению и пуску газа в согласованные с исполнителем сроки, но не позднее чем за 14 дней до дня подключения.
Пунктом 11 Договора предусмотрено, что порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга устанавливаются в следующем порядке: не реже двух раз в период действия договора в согласованные сторонами дни заявитель обеспечивает исполнителю доступ к объектам капительного строительства заявителя в целях, установленных данным пунктом договора.
Работы по строительству сетей газопотребления в границах земельного участка заявителя осуществлялись ООО ПКП (Данные деперсонифицированы)».
ИП ФИО5 направила в адрес АО «(Данные деперсонифицированы)» письмо от 12.03.2019 (получено 14.03.2019), в котором сообщила, что представителями газораспределительной организации был выполнен мониторинг выполнения заявителем технических условий на объекте, указала, что вопросов, относящихся к техническим условиям, исполнителем не выявлено. Указанным письмом заявитель просил подписать и выдать акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), а также по требованию АО «(Данные деперсонифицированы)» для подписания всех необходимых документов, касающихся пуска газа, направил исполнительно-техническую документацию в отношении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Киров, {Адрес}.
В дальнейшем, письмами АО «(Данные деперсонифицированы)» от 31.05.2019 {Номер}, от 17.09.2019 {Номер}, от 11.11.2019 {Номер} были направлены замечания по исполнительно-технической документации в отношении объекта заявителя.
ИП ФИО5 письмами б/д б/н (получено газораспределительной организацией 14.08.2019), б/д б/н (получено газораспределительной организацией 04.10.2019), от 12.11.2019 (получено газораспределительной организацией 13.11.2019) сообщала об исправлении предъявленных замечаний по исполнительно-технической документации, повторно направил копию документации, просила выдать акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению, осуществить фактическое присоединение объекта к сетям газораспределения и составить акт о подключении (технологическом присоединении).
Таким образом, несмотря на отсутствие обязанности по направлению исполнительно - технической документации, данная документация направлялась заявителем в адрес газораспределительной организации, а также ИП ФИО5 по требованию АО «(Данные деперсонифицированы)» устранялись замечания по данной документации.
ИП ФИО5 вновь обратилась в адрес АО «(Данные деперсонифицированы)» письмом от 29.11.2019 (получено в этот же день), в котором направила дополнительные документы, свидетельствующие об устранении замечаний по исполнительно-технической документации, указала на устранение всех замечаний по данной документации и снова просила выдать акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению, осуществить фактическое присоединение и составить акт о подключении (технологическом присоединении).
Ответа на данное письмо не последовало.
Акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению был составлен только 27.12.2019.
В заявлениях, направленных в адрес Кировского УФАС России, ИП ФИО5 указала, что АО «(Данные деперсонифицированы)» требовало направления в адрес газораспределительной организации исполнительно-технической документации, обязанность по предоставлению которой не предусмотрена Правилами подключения к сетям газораспределения, направляло необоснованные замечания по данной документации. Указанные действия, по мнению заявителя, направлены на затягивание подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) и, как следствие, привели к затягиванию срока подключения к сетям газораспределения.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 (далее - Правила подключения).
Согласно пункту 2 Правил подключения под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявителем является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 настоящих Правил, газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.
Порядок подключения (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения определен в п. 3 Правил подключения:
а) направление заявителем исполнителю (газораспределительной организации) запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с п. 59 Правил подключения подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Пункт 60 Правил подключения устанавливает, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Пунктом 62 Правил подключения предусмотрено, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Пункт 97 Правил подключения устанавливает, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Пункт 75 Правил подключения устанавливает, что технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:
а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);
б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);
в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;
г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
В соответствии с п. 50 Правил подключения технические условия также могут включать обоснованные требования по строительству (реконструкции) сети газораспределения исполнителя до границы земельного участка нового потребителя.
Подпунктом «б» пункта 98 Правил подключения предусмотрена обязанность газораспределительной организации осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Подпункт «н» пункта 83 Правил подключения устанавливает, что договор о подключении должен содержать порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.
Исполнитель имеет право участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении в случаях, предусмотренных договором о подключении (подп. «а» п. 99 Правил подключения).
При осуществлении исполнителем мониторинга выполнения заявителем технических условий заявитель обязан представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) (подп. «б» п. 100 Правил подключения), обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий (подп. «г» п. 100 Правил подключения).
Таким образом, Правилами подключения предусмотрены следующие права и обязанности сторон в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий:- исполнитель может участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения; - заявитель обязан представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации); - заявитель обязан обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий. Иных прав и обязанностей сторон при осуществлении исполнителем мониторинга выполнения технических условий Правилами подключения не предусмотрено. Кроме того, как следует из нормы пп. «н» п. 83 Правил подключения, исполнитель может давать лишь рекомендации в связи с осуществлением мониторинга. При этом, отказ в выдаче акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по причине не направления в газораспределительную организацию исполнительно-технической документации, либо по причине возникших у газораспределительной организации замечаний по исполнительно-технической документации на сеть газопотребления объекта капитального строительства Правилами подключения не предусмотрено. Из пп. «г» п. 100 Правил подключения и п. 11 Договора следует, что мониторинг исполнения заявителем технических условий производится газораспределительной организацией непосредственно на объекте капитального строительства после обеспечения заявителем доступа к данному объекту. Таким образом, газораспределительная организация обязана осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий, который производится на объекте капитального строительства после обеспечения заявителем доступа к данному объекту (а не путем требования исполнителя о направлении заявителем в адрес газораспределительной организации исполнительной документации и последующей проверки данной документации) и заканчивается составлением акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению). При этом, Положениями Правил подключения не предусмотрено право исполнителя требовать направления в газораспределительную организацию исполнительно-техническую документацию сети газопотребления, а равно обязанность заявителя направлять в адрес газораспределительной организации данную исполнительно - техническую документацию. Согласно п. 3 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1128 (далее - Приказ Ростехнадзора №1128), исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ. Пунктом 4 Приказа Ростехнадзора №1128 предусмотрено, что для проведения проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства застройщиком, техническим заказчиком или лицом, осуществляющим строительство, в орган государственного строительного надзора представляется перечень (реестр) всей исполнительной документации, составленной при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства. Органом государственного строительного надзора исполнительная документация запрашивается в объеме, необходимом для проведения оценки соответствия выполненных работ и примененных строительных материалов требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Объект заявителя, расположенный по адресу: <...>, относится к опасным производственным объектам. При приемке сетей газопотребления в эксплуатацию необходимо руководствоваться Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870 (далее - Технический регламент №870). В соответствии с п. 92 Технического регламента №870, приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования. Пункт 93 Технического регламента №870 устанавливает, что приемка сетей газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором, в состав которой входят представители: а) застройщика; б) строительной организации; в) проектной организации; г) эксплуатационной организации; д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора;
ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
Техническим регламентом №870 не предусмотрено обязательного участия в составе приемочной комиссии газораспределительной организации. В рассматриваемом случае (при приемке сетей газопотребления объекта заявителя) АО «(Данные деперсонифицированы)» как газораспределительная организация не входит в указанную комиссию.
Пункт 95 Технического регламента №870 предусматривает документы и материалы, которые предоставляются приемочной комиссией при приемке сетей газораспределения и газопотребления.
Согласно п. 98 Технического регламента №870 документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии.
Акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления) в отношении объекта заявителя составлен приемочной комиссией 12.08.2019.
Из данного акта следует, что приемочная комиссия рассмотрела представленную документацию, провела внешний осмотр сети газопотребления и объектов СУГ, определила соответствие выполненных строительно-монтажных работ проектной и рабочей документации. Приемочной комиссией приняты следующие решения: строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом, предъявленный к приемке объект считать принятым заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией с 12.08.2019.
Данный акт подписан всеми членами приемочной комиссии, в том числе представителем Западно-Уральского управления Ростехнадзора.
По смыслу пп. «б» п. 88 Технического регламента №870 оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента при завершении строительства либо реконструкции сетей газораспределения и газопотребления осуществляется в форме приемки сетей газораспределения и газопотребления.
Пункт 89 предусматривает, что применение иных форм оценки соответствия сетей газораспределения и газопотребления требованиям технических регламентов, не предусмотренных пунктом 88 настоящего технического регламента, не допускается.
Таким образом, все вопросы соответствия параметров построенной или реконструированной сети газораспределения или сети газопотребления параметрам, предусмотренным в проектной документации, относятся исключительно к компетенции приемочной комиссии, которая по результатам мероприятий составляет акт приемки на основании п. 98 Технического регламента. Кроме того, именно приемочной комиссии на основании п. 95 Технического регламента №870 предоставляется документация, которую запрашивало АО «(Данные деперсонифицированы) (в состав приемочной комиссии в рассматриваемом случае АО «(Данные деперсонифицированы)» не входило). Подписанный всеми членами приемочной комиссии акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления на основании п. 98 Технического регламента является документальным подтверждением соответствия построенных сетей газопотребления требованиям, установленным техническими регламентами. Данный факт также означает, что документация предоставлялась приемочной комиссии и проверялась комиссией (в состав которой входит представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности).
Документы, которые АО «(Данные деперсонифицированы)» запрашивало в письмах о направлении замечаний, на основании Технического регламента подлежат представлению приемочной комиссии и проверяются данной комиссией, в состав которой АО «(Данные деперсонифицированы)» в рассматриваемом случае не входит.
АО «(Данные деперсонифицированы)» письмом от 30.12.2019 {Номер} представило в Кировское УФАС России перечень исполнительной документации в отношении объекта по адресу: г. Киров, {Адрес}, которую заявитель должен был представить в газораспределительную организацию. Данный перечень включал в себя ссылки, в том числе на СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация».
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Перечень №1521). В примечании к Перечню №1521 указано, что нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в перечне.
Вместе с тем, вышеуказанные нормативные документы, включенные АО «(Данные деперсонифицированы)» в состав исполнительной документации, не содержатся в Перечне №1521, а, следовательно, не должны применяться на обязательной основе.
Как было указано выше, Правилами подключения установлено, что заявитель должен обеспечить доступ к объектам капитального строительства для мониторинга газораспределительной организацией выполнения заявителем технических условий. Осуществление газораспределительной организацией действий по мониторингу выполнения заявителем технических условий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 №713. Данная типовая форма содержит заключение о том, что проектная и техническая документация соответствует техническим условиям на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения объекта капитального строительства.
При этом, включение в типовую форму акта о готовности вышеуказанного заключения не свидетельствует о правомерности газораспределительной организации требовать у заявителя направление технической документации в адрес исполнителя и об обязанности заявителя направлять данную документацию исполнителю.
Вместе с тем, газораспределительная организация вправе проверять документацию непосредственно в ходе мониторинга после обеспечения заявителем доступа к объекту капитального строительства и только на соответствие выданным техническим условиям (т.е. на соответствие конкретным требованиям, включенным в технические условия) (как это следует из типовой формы акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 №713).
При этом, газораспределительная организация в ходе осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий после обеспечения заявителем доступа к объекту капитального строительства вправе проверять не любую техническую документацию, а только ту, которая необходима для проверки выполнения заявителем конкретных пунктов технических условий.
В рассматриваемом случае исполнитель просил представить исполнительную документацию не в ходе мониторинга (после обеспечения ИП ФИО5 доступа к объекту капитального строительства), а требовал от заявителя направления в адрес АО «(Данные деперсонифицированы)» исполнительно-технической документации.
В письмах о направлении замечаний по исполнительно - технической документации газораспределительная организация указывала на необходимость внесения изменений, дополнений в представленную документацию и на необходимость предоставления в адрес исполнителя дополнительных документов, т.е. путем направления указанных писем АО «(Данные деперсонифицированы)» возложило на ИП ФИО5 обязательства, не предусмотренные Правилами подключения. Акт о готовности сетей, который составляется по результатам мониторинга исполнения заявителем технических условий, не составлялся исполнителем до выполнения всех требований (направления в адрес исполнителя всей документации), предъявленных в указанных письмах.
Кроме того, замечания, на которые исполнитель указывал в письмах, не относятся к выданным техническим условиям (не связаны с проверкой требований, включенных в технические условия).
Требование от ИП ФИО5 исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, проверка АО «(Данные деперсонифицированы)» данной документации и выявление недостатков этой документации свидетельствуют о навязывании исполнителем услуги по проверке исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, не предусмотренной Правилами подключения. Указанными действиями на заявителя возлагаются обязательства, не предусмотренные Правилами подключения.
Пункт 72 Правил подключения содержит прямое указание на то, что исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами.
Согласно п. 104 Правил подключения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
Западно-Уральское управление Ростехнадзора в письмах от 16.01.2019 г. {Номер} и от 16.01.2019 {Номер} указало, что требование АО «(Данные деперсонифицированы)» о предоставлении на проверку исполнительно-технической документации, а равно включение данного требования в технические условия Правилами подключения не предусмотрено.
Федеральная антимонопольная служба в письме от 24.01.2019 {Номер} сообщила, что Правилами подключения не предусматривается истребование у заявителя исполнительно-технической документации, а также указала, что соответствующие действия являются нарушением п. 104 Правил подключения.
Таким образом, требования от заявителя документов (исполнительно - технической документации на сеть газопотребления), не предусмотренных Правилами подключения (направление замечаний по исполнительно - технической документации на сеть газопотребления) представляет собой нарушение п. 104 Правил подключения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАПРФ.
По данному факту в отношении директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении {Номер} от 06.08.2020. Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судом установлено, что письма о необходимости предоставить исполнительную документацию в отношении объекта ФИО5 подписано директором филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО1, который был назначен на указанную должность приказом от 19.03.2018 {Номер}. и на него были возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в филиале.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Собранные доказательства по делу в их совокупности исчерпывающим образом доказывают вину ФИО1 в совершении правонарушения и являются допустимыми и достаточными. Не доверять письменным материалам административного дела, подтверждающим виновность заявителя, у суда оснований не имеется. В тоже время, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о невиновности заявителя.
С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что действия директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове ФИО1 правильно квалифицированы по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности основаны на неверном толковании закона.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения. События, послужившие основанием для возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица, имели место 17.09.2019 (дата письма {Номер}), и 11.11.2019 (дата письма {Номер}) а, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения обжалуемого постановления не истек.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемого постановления должностным лицом УФАС Кировской области не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Кировского УФАС ФИО9{Номер} от 27.08.2020 о привлечении директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение 10 суток со дня получения или вручения копии.
Судья Т.Ф. Юсупов