ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-593/2021 от 10.11.2021 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№ 12-593/2021

24RS0002-01-2021-006290-03

РЕШЕНИЕ

<...> 10 ноября 2021 года

Судья Ачинского городского суда Красноярского края Насонов С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Ачинского района на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО1 № 240-08/Э от 05 августа 2021 года, которым администрация Ачинского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО1 № 240-08/Э от 05 августа 2021 года юридическое лицо - администрация Ачинского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей, за то, что по результатам внеплановой выездной проверки в отношении администрации Ачинского района, проведенной 07.07.2021, на земельном участке с кадастровым номером 24:02:650100:385, расположенном по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, в районе ул. Просвещения 19А, правообладателем которого является муниципальное образование Ачинский район Красноярского края, установлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства, выраженные в разливе нефтепродуктов, в результате которого произошло загрязнение почвы указанного земельного участка.

Защитник юридического лица администрации Ачинского района – ФИО2, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. Свои требования мотивирует тем, что указанный в постановлении котлован располагается вблизи границ земельного участка с кадастровым номером 24:02:650:1005:385, на немежеванном участке земли. Согласно решению Ачинского городского суда от 16.09.2012 по делу 2-3550/2012, за администрацией Ачинского района признано право собственности на здание-котельная, расположенное по адресу: <...> здание 19 А, общей площадью 333,4 кв.м. С момента принятия в собственность администрацией Ачинского района данная котельная по целевому назначению не используется, потребности в использовании нефтепродуктов (мазута) не имеется. В указанном здании находиться насосное оборудование. Администрация Ачинского района не располагает сведениями когда здание котельной по указанному адресу перестало эксплуатироваться по целевому назначению (для отопления), так как ранее являлось собственностью иного юридического лица. Администрация Ачинского района с 2012г. до мая 2021г. не располагала информацией о наличии данного резервуара, либо иного имущества, способного нанести вред окружающей среде путем загрязнения нефтепродуктами территории п. Причулымский. Решением Ачинского городского суда за администрацией Ачинского района признано право собственности только на здание котельной, общей площадью 333,4 кв.м. без иных объектов, а именно без резервуара и котлована. Обращений по данному вопросу в администрацию Ачинского района не поступало. Администрацией Ачинского района приняты исчерпывающие меры по устранению данного разлива нефтепродуктов, как только стало известно о загрязнении. Согласно обжалуемому постановлению, протоколу отбора проб № А21с-о от 07.07.2021, отбор проб отходов не производился в связи с их отсутствием. Согласно полученной телеграмме от 04.08.2021 № 5664, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Главы администрации Ачинского района ФИО3 по ст. 8.6 КоАП РФ состоится 05.08.2021, однако постановление от 05.08.2021 № 240-08/Э вынесено в отношении администрации Ачинского района, чем нарушено право привлекаемого лица на защиту. Рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, а также его защитника, не извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, является основанием для отмены вынесенного постановления, поскольку лишает данное лицо возможности непосредственно реализовать предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ права, в том числе, право на защиту, а также право представлять доказательства и давать объяснения по существу дела. В действиях администрации Ачинского района отсутствует состав административного правонарушения.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - администрации Ачинского района (его защитник), будучи надлежащим образом извещенным о судебном заседании, в суд не явился, каких-либо ходатайств в адрес суда не направил.

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, надлежащим образом извещенное о рассмотрении жалобы, в суд не явилось, ходатайство об отложении судебного заседания не заявило.

При таких обстоятельствах судьёй принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей администрации Ачинского района и юрисдикционного органа.

Изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Как усматривается из материалов дела решением прокурора Красноярского края от 25.06.2021, с учетом распоряжения (приказа) Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 22.06.2021 № 77-1616-од, было согласовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении администрации Ачинского района Красноярского края в период с 25.06.2021 по 22.07.2021.

По результатам проведенной проверки 22.07.2021 в отношении администрации Ачинского района Красноярского края Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края был составлен акт проверки, согласно которому было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 24:02:650100:385, расположенном по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, в районе ул. Просвещения 19А, обнаружено нарушение юридическим лицом установленных требований при обращении с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, несвоевременное принятие мер по ликвидации нефтяного загрязнения почвенного покрова с рекультивацией загрязненного земельного участка, допущена порча земель и уничтожение плодородного слоя почвы, чем нарушены ч.ч. 1, 2 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч.ч. 5, 6 ст. 13 Земельного кодекса РФ.

По факту данного нарушения был составлен протокол об административном правонарушении № 8.6/2-77-1616/1 от 22.07.2021, согласно которому администрацией Ачинского района Красноярского края совершено правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, выразившееся в разливе нефтепродуктов на земельном участке с кадастровым номером 24:02:650100:385, расположенном по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, в районе ул. Просвещения 19А, при этом в протоколе в качестве времени совершения правонарушения указана дата «07.07.2021», а в качестве времени обнаружения правонарушения указано - «26.05.2021», что противоречит хронологическому ходу событий и препятствует установлению времени фактического совершения административного правонарушения, исчислению сроков давности привлечения лица к административной ответственности.

Обжалуемое постановление № 240-08/Э от 05.08.2021 о назначении административного наказания юридическому лицу - администрации Ачинского района, вынесено по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 22.06.2021 № 77-1616/2, которого материалы дела не содержат.

В материалы дела представлена копия телеграммы об уведомлении главы администрации Ачинского района ФИО3 о рассмотрении 05.08.2021 дела об административном правонарушении в отношении Главы администрации Ачинского района ФИО3 по ст. 8.1 КоАП РФ в 14:30, и по ч. 4 ст. 8.6 КоАП РФ – в 15:00. Сведений о том, что администрация Ачинского района (юридическое лицо) уведомлялась о рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, состоявшемся 05.08.2021 в 15:00, материалы дела не содержат.

Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, в системном толковании с положениями ст. 25.1 КоАП РФ, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении, нарушает право привлекаемого лица на защиту.

Согласно ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, в том числе, разрешается вопрос о вызове лиц, указанных в статье 25.1 КоАП РФ.

Из представленных материалов, с учетом отсутствия данных о надлежащем уведомлении юридического лица о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, усматривается нарушение права администрации Ачинского района на защиту.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, при наличии существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО1 № 240-08/Э от 05 августа 2021 года подлежит отмене, материалы дела об административном правонарушении - направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника юридического лица – администрации Ачинского района ФИО2 удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО1 № 240-08/Э от 05 августа 2021 года, которым администрация Ачинского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти суток со дня получения копии настоящего решения.

Судья С.Г. Насонов