ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-594/2022 от 05.10.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

№12-594/2022

РЕШЕНИЕ

05 октября 2022 года г.Тула, ул.Луначарского, д.76

Судья Центрального районного суда г.Тулы Илларионова А.А.,

с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Гаак О.Б., представителя Управления по городу Москва, Московской и Тульской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по доверенности Шин Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования Узловский район Тульской области на постановление Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,

установил:

постановлением Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Узловский район Тульской области признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, администрация муниципального образования Узловский район Тульской области в соответствии с правилами п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратилась в Узловский городской суд с жалобой, в которой просит отменить постановление.

Решением Узловского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрация муниципального образования Узловский район Тульской области, оставлено без изменения, а жалоба администрации МО Узловский район без удовлетворения.

Решением Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Узловского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотрено ч.2 ст.8.7. отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в Центральный районный суд г.Тулы.

Постановлением Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении администрации муниципального образования Узловский район по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по г.Москва, Московской и Тульской областям Семиной Е.А. – без удовлетворения.

В обоснование доводов жалобы администрация муниципального образования Узловский район Тульской области указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела земельного надзора по Тульской области Управления по городу Москва, Московской и Тульской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Т.Л.Якубовой в отношении администрации муниципального образования Узловский район вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, согласно которому администрации муниципального образования Узловский район предписано принять меры в срок до ДД.ММ.ГГГГ по организации ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, расположенных: в 500 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на протяжении 400 м; в 600 м юго-восточнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на площади 1228 кв.м, в 300 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на площади 2895 кв.м, и принять меры по организации рекультивации почвы земельного участка, загрязненной химическими веществами в результате размещения несанкционированной свалки твердых коммунальных и строительных отходов, расположенной в 300 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на площади 2895 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Т.Л. Якубовой в отношении администрации муниципального образования Узловский район был составлен протокол об административном правонарушении № , согласно которому в период с октября 2020 года по ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Узловский район на земельных участках категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных: в 500 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на протяжении 400 м; в 600 м юго-восточнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на площади 1228 кв.м, в 300 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на площади 2895 кв.м, не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду и предотвращению процессов, в результате которых происходит деградация земель, а именно: на земельных участках размещены несанкционированные свалки отходов производства и потребления; почва земельного участка, расположенного 300 м южнее н.п. Дубовое Узловского района Тульской области в границах кадастрового квартала загрязнена химическими веществами в результате размещения несанкционированной свалки твердых коммунальных и строительных отходов: содержание бензапирена, цинка превышает ПДК согласно протоколу испытаний от ДД.ММ.ГГГГ проведенного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» (ФГБУ ЦНМВЛ).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации муниципального образования Узловский район заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям вынесено постановление №ТЗЕМ-149-21 о назначении административного наказания, по результатам которого администрация МО Узловский район признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.8.7 Кодекса РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное стояние земель и назначено наказание в виде административного штрафа в мере 200 000 рублей.

Администрация муниципального образования Узловский район с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении не согласна в полном объеме по следующим основаниям.

Земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, территориально расположены в муниципальном образовании Шахтерское Узловского района и муниципальном образовании Смородинское Узловского района. Данные муниципальные образования, согласно статьи 2 Устава муниципального образования Узловский район являются самостоятельными муниципальными образованиями с соответствующими территориями.

В уставах муниципальных образований Смородинское, Шахтерское Узловского района, закреплен перечень вопросов местного значения муниципального образования и в частности участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме того, на всех указанных территориях сельских муниципальных образований Узловского района приняты и действуют Правила благоустройства территории муниципального образования Шахтерское Узловского района, утвержденные решением собрания депутатов 2 созыва МО Шахтерское Узловского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, Правила благоустройства территории муниципального образования Смородинское Узловского района, утвержденные решением собрания депутатов МО Смородинское Узловского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, перечисленные решения размещены на официальных сайтах муниципальных образований в свободном доступе для неопределенного круга лиц.

Ликвидация несанкционированной свалки на земельных участках расположенных на территории МО Шахтерское и МО Смородинское и принятии мер по организации рекультивации почвы не относится к полномочиям муниципального образования Узловского района.

Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному комиссией, с участием главы администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района, несанкционированные свалки, расположенные в <адрес> в границах кадастрового квартала на протяжении 400 м; в 600 м юго-восточнее н.п. Ильинка Узловского района Узловского района в границах кадастрового квартала на площади 1228 кв.м, ликвидированы. Согласно Акту от -Д от ДД.ММ.ГГГГ составленному комиссией, с участием заместителя главы администрации муниципального образования Смородинское Узловского района, санкционированная свалка, расположенная в 300 м южнее н.п. Дубовое Узловского района Тульской области в границах кадастрового квартала на площади 2895 кв.м, также ликвидирована.

Таким образом, администрациями муниципальных образований Шахтерское и Смородинское незамедлительно были приняты меры по устранению вышеуказанных несанкционированных свалок и как следствие, предотвращены процессы, в результате которых происходит деградация земель.

Вместе с тем, несанкционированные свалки были ликвидированы, однако повторного исследования почвы проведено не было. В протоколе испытаний почвы ТВ от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» (ФГБУ ЦНМВЛ), не указано, на какой площади зафиксировано превышение указанных химических веществ. Более того, в предписании об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предписано принять меры в срок до ДД.ММ.ГГГГ по организации ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках и рекультивации почвы земельного участка, загрязненной химическими веществами в результате размещения несанкционированной свалки твердых коммунальных и строительных отходов, расположенной <адрес>. Однако постановление о назначении административного наказания вынесено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения срока установленного предписанием, что, по мнению администрации, является преждевременным.

Целью выдачи предписания является понуждение лица, допустившего совершение правонарушения, совершить определенные действия, направленные на его устранение. Несанкционированные свалки были ликвидированы незамедлительно, рекультивация требует проведения дополнительных исследований почвы, подготовки проекта рекультивации (заключение муниципального контракта в соответствие с ФЗ- ) и пр., что требует длительного времени и материальных средств.

На основании изложенного просит суд постановление Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования Узловский район отменить и прекратить производство по делу.

Представитель муниципального образования Узловский район Тульской области по доверенности Гаак О.Б. доводы, изложенные в жалобе, поддержала. Кроме того представила суду письменное ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Указала на то, что со дня совершения указанного правонарушения прошло более года, что подтверждается актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протоколом об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует что дата, время совершения административного правонарушения с октября 2020 года по ДД.ММ.ГГГГ.Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, составляет один год. Следовательно, срок давности привлечения администрации МО Узловский район к административной ответственности по данному делу истек ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям по доверенности Шин Н.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы муниципального образования <адрес>, представляла суду возражения на жалобу, в которой указывала на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в <адрес> в границах кадастрового квартала вдоль полевой дороги, ведущей от н.<адрес> к садовым участкам, на протяжении 400м непосредственно на поверхности почвы размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов (доски, поддоны, шифер, деревянные оконные рамы, порубочные остатки, резиновые покрышки, пластиковая упаковка, сломанная мебель и пр.), высота навалов до 1,0м. Знаки, трафареты, запрещающие сброс твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления отсутствуют. Земельный участок не отмежеван, на кадастровый учет не поставлен.

На земельном участке, расположенном в 600 м юго-восточнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на площади 1228 кв. м непосредственно на поверхности почвы размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов (доски, поддоны, ящики, порубочные остатки, резиновые покрышки, пластиковая упаковка, сломанная мебель и пр.), высота навалов до 1,0 м. Знаки, трафареты, запрещающие сброс твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления отсутствуют. Земельный участок не отмежеван, на кадастровый учет не поставлен.

На земельном участке, расположенном в 300 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на площади 2895 кв. м непосредственно на поверхности почвы размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов (шифер, деревянные оконные рамы, битый кирпич, порубочные остатки, резиновые покрышки, полиэтиленовая пленка, пластиковая упаковка, сломанная мебель и пр.), высота навалов до 1,0 м. Знаки, трафареты, запрещающие сброс твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления отсутствуют. Земельный участок не отмежеван, на кадастровый учет не поставлен.

Документы об отводе земельных участков для размещения ТКО в рамках проверки не представлены.

В ходе осмотра на захламленной части земельного участка, расположенного в 300 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала с трех пробных площадок отобраны пробы почвы для исследования по показателям: содержание солей тяжелых металлов (медь, цинк, кадмий, никель, свинец), тяжелые металлы подвижная форма (свинец, медь, цинк), pH солевой вытяжки, бенз(а)пирен и направлены в ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория».

В пробах почвы, отобранных с пробной площадки 1 в нижнем слое почвы (5-20 см) содержание цинка (подвижная форма) составляет 27,41 мг/кг (норматив не более 23,0 мг/кг).

В пробах почвы, отобранных с пробной площадки 2 в верхнем слое почвы (0-5 см) содержание бензапирена составляет 0,069 мг/кг (норматив не более 0,02 мг/кг). В пробах почвы, отобранных с пробной площадки 2 в нижнем слое почвы (5-20 см) содержание цинка (подвижная форма) составляет 28,75 мг/кг (норматив не более 23,0 мг/кг).

В пробах почвы, отобранных с пробной площадки 3 (фон) в верхнем (0-5 см) и нижнем (5-20 см) слоях почвы превышения ПДК содержания солей тяжелых металлов (медь, цинк, кадмий, никель, свинец), тяжелых металлов подвижная форма (свинец, медь, цинк), бенз(а)пирена не выявлено.

По результатам проведенных испытаний установлено следующее: почва земельного участка, расположенного в 300 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала загрязнена химическими веществами: содержание бензапирена, цинка в соответствии с СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания превышает ПДК.

Усмотрев в бездействии Администрации нарушение ст. 12, ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ; ст. 51 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12, 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, должностное лицо отдела земельного надзора по Тульской области составило протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации муниципального образования Узловский район по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Постановлением Управления от ДД.ММ.ГГГГ Администрации муниципального образования Узловский район привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Доводы Администрации муниципального образования Узловский район являются несостоятельными.

В силу ст. 8 ФЗ №89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия по созданию и содержанию мест накопления ТКО, определение схемы размещения и ведение реестра этих мест. В соответствии с Законом Тульской области «О закреплении за сельскими поселениями Тульской области вопросов местного значения городских поселений» от 20.11.2014 №2217-ЗТО за сельскими поселениями закреплено лишь участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию схем и ведения реестра этих мест на сельские повеления не возложены.

Проведенную сельскими поселениями Шахтерское и Смородинское работу по ликвидации свалок следует рассматривать только как участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, тогда как бездействие именно Администрации муниципального района является невыполнением требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.

Таким образом, Администрация правомерно привлечена к административной ответственности, поскольку именно она является органом, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, то есть осуществляет полномочия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений.

То обстоятельство, что почва земельного участка, расположенного в <адрес> загрязнена химическими веществами (содержание бензапирена, цинка превышает ПДК), свидетельствует о невыполнении Администрацией обязанности по охране окружающей среды.

Таким образом, Администрация муниципального образования Узловский район обязана осуществлять мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не допускать размещение отходов производства и потребления, приводящие к деградации земель, а Постановление Управления от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

Выслушав пояснения защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Гаак О.Б., представителя Управления по городу Москва, Московской и Тульской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по доверенности Шин Н.Г., исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным правонарушением в силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями ч.1 ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Как следует из подпункта 1 пункта 1, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии со статьей 4 данного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу части 3 статьи 11 указанного Федерального закона граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается, в том числе: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Из пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в числе иного, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»" также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, помимо прочих, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Согласно п. 1 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в ом числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Пунктом 4 Правил проведении рекультивации и консервации земель, предусмотрено, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с октября 2020 года по ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования <адрес> на земельных участках категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных: в 500 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на протяжении 400 м; в 600 м юго-восточнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на площади 1228 кв. м; в 300 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на площади 2895 кв. м, не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду и предотвращению процессов, в результате которых происходит деградация земель, а именно: на земельных участках размещены несанкционированные свалки отходов производства и потребления; почва земельного участка, расположенного в 300 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала загрязнена химическими веществами в результате размещения несанкционированной свалки твердых коммунальных и строительных отходов: содержание бензапирена, цинка превышает ПДК.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации муниципального образования Узловский район на основании решения о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ-Рз ФИО1 проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований земельного законодательства Российской Федерации.

Для достижения целей и задач проверки ДД.ММ.ГГГГ осмотрены земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования Узловский район с применением технических средств: навигатора Garmin GPSmap 62-S (сертификат о калибровке от ДД.ММ.ГГГГ), фотоаппарата Nikon COOLPIX А100, рулетки «Ермак». При проведении осмотра установлено следующее.

На земельном участке, расположенном в 500 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала (<данные изъяты>), вдоль полевой дороги, ведущей от н.<адрес> к садовым участкам, на протяжении 400 м непосредственно на поверхности почвы размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов (доски, поддоны, шифер, деревянные оконные рамы, порубочные остатки, резиновые покрышки, пластиковая упаковка, сломанная мебель и пр.), высота навалов до 1,0 м. Знаки, трафареты, запрещающие сброс твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления отсутствуют. Земельный участок не отмежеван, на кадастровый учет не поставлен.

На земельном участке, расположенном в <адрес> в границах кадастрового квартала (<данные изъяты>) на площади 1228 кв. м непосредственно на поверхности почвы размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов (доски, поддоны, ящики, порубочные остатки, резиновые покрышки, пластиковая упаковка, сломанная мебель и пр.), высота навалов до 1,0 м. Знаки, трафареты, запрещающие сброс твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления отсутствуют. Земельный участок не отмежеван, на кадастровый учет не поставлен.

На земельном участке, расположенном в 300 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала (<данные изъяты>) на площади 2895 кв. м непосредственно на поверхности почвы размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов (шифер, деревянные оконные рамы, битый кирпич, порубочные остатки, резиновые покрышки, полиэтиленовая пленка, пластиковая упаковка, сломанная мебель и пр.), высота навалов до 1,0 м. Знаки, трафареты, запрещающие сброс твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления отсутствуют. Земельный участок не отмежеван, на кадастровый учет не поставлен.

Документы об отводе земельных участков для размещения ТКО не представлены. Документы, подтверждающие принятие мер администрацией МО Узловский район по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в районе населенных пунктов Дубовка, Ильинка, Дубовое, не представлены.

В ходе осмотра на захламленной части земельного участка, расположенного в <адрес> в границах кадастрового квартала с трех пробных площадок (путевая <данные изъяты>), путевая точка 949 с координатами: <данные изъяты>) отобраны пробы почвы для исследования по показателям: содержание солей тяжелых металлов (медь, цинк, кадмий, никель, свинец), тяжелые металлы подвижная форма (свинец, медь, цинк), pH солевой вытяжки, бенз(а)пирен и направлены в ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория».

В пробах почвы, отобранных с пробной площадки 1 в нижнем слое почвы (5-20 см) содержание цинка (подвижная форма) составляет 27,41 мг/кг (норматив не более 23,0 мг/кг).

В пробах почвы, отобранных с пробной площадки 2 в верхнем слое почвы (0-5 см) содержание бензапирена составляет 0,069 мг/кг (норматив не более 0,02 мг/кг). В пробах почвы, отобранных с пробной площадки 2 в нижнем слое почвы (5-20 см) содержание цинка (подвижная форма) составляет 28,75 мг/кг (норматив не более 23,0 мг/кг).

В пробах почвы, отобранных с пробной площадки 3 (фон) в верхнем (0-5 см) и нижнем (5-20 см) слоях почвы превышения ПДК содержания солей тяжелых металлов (медь, цинк, кадмий, никель, свинец), тяжелых металлов подвижная форма (свинец, медь, цинк), бенз(а)пирена не выявлено.

По результатам проведенных испытаний установлено следующее: почва земельного участка, расположенного в <адрес> в границах кадастрового квартала загрязнена химическими веществами: содержание бензапирена, цинка в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания превышает ПДК.

На основании чего заместителем отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Семиной Е.А. 08.10.2021 вынесено постановление в соответствии с которым администрация муниципального образования Узловский район признана виновной в совершен административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб., ниже санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП с применением п.п. 3.2,3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным постановлением администрация муниципального образования Узловский район просит суд его отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Доводы жалобы суд признает несостоятельными в связи со следующим.

Согласно пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с подпунктом в) пункта 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования Узловский район, принятого на референдуме города Узловая и Узловского района по принятию Устава района (протокол заседания территориальной комиссии по проведению референдума города Узловая и Узловского района по принятию Устава города Узловая и Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ) с изменениями и дополнениями, внесенными Думой города Узловая и Узловского района (решение от ДД.ММ.ГГГГ) и Собранием представителей Узловского района (решение от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Устав), к вопросам местного значения муниципального образования Узловский район относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; согласно п. 13 ч. 1 ст. 5 Устава к вопросам местного значения муниципального образования Узловский район относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Узловский район.

Пунктом 1.5 Положения об администрации муниципального образования Узловский район, утвержденного Постановлением Главы администрации муниципального образования Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что администрация района выполняет исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения в интересах населения района; создает условия для устойчивого социально-экономического развития Узловского района; исполняет законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Тульской области, касающиеся вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию; осуществляет координацию и связь между органами государственной власти и местного самоуправления на территории района; исполняет правовые нормативные акты Собрания представителей; способствует привлечению населения к управлению районом; осуществляет в рамках своих полномочий координацию деятельности администраций поселений, входящих в состав муниципального образования Узловский район.

В соответствии с пунктом 3.1.1. Положения администрация муниципального образования Узловский район осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в области жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии: организует мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организует и осуществляет экологический контроль в соответствии с законодательством; организует утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с пунктом 3.1.2. Положения администрация муниципального образования Узловский район осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в области социально-экономического развития: формирует и исполняет бюджет муниципального образования Узловский район, составляет отчет об исполнении бюджета; осуществляет в установленном порядке управление, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 3.1.3. Положения администрация муниципального образования Узловский район осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в области градостроительства и землепользования: осуществляет земельный контроль за использованием земель района, соблюдения норм и правил градостроительной и землеустроительной деятельности, применяет меры административного воздействия.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также межселенной территории.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона Тульской области от 20.11.2014 № 2217-ЗТО «О закреплении за сельскими поселениями Тульской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями закреплено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Т.е. законом субъекта РФ за сельскими поселениями закреплено только участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ также определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, Законом Тульской области № 2217-ЗТО на сельские поселения полномочия по созданию мест (площадок) накопления ТКО, утверждению схем размещения мест (площадок) накопления ТКО, ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО не возложены.

На основании изложенного, проведенную сельскими поселениями Шахтерское и Смородинское работу по ликвидации свалок следует рассматривать только как участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, тогда как бездействие именно Администрации муниципального района является невыполнением требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.

Рассматривая вышеуказанные доводы, суд установил, что администрация муниципального образования Узловский район в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных: в 500 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на протяжении 400 м; в 600 м юго-восточнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на площади 1228 кв. м; в 300 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала на площади 2895 кв. м, не выполняла установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду и предотвращению процессов, в результате которых происходит деградация земель, а именно: на земельных участках размещены несанкционированные свалки отходов производства и потребления; почва земельного участка, расположенного в 300 м южнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала загрязнена химическими веществами в результате размещения несанкционированной свалки твердых коммунальных и строительных отходов: содержание бензапирена, цинка превышает пдк.

Таким образом, данное нарушение произошло вследствие ненадлежащего выполнения администраций муниципального образования Узловский район обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду и предотвращению процессов, в результате которых происходит деградация земель.

Вина администраций муниципального образования Узловский район в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, подтверждается исследованными доказательствами.

Процессуальных нарушений при составлении указанных выше документов, в том числе протокола об административном правонарушении, судьей не установлено, и доказательств обратному судье не представлено.

Кроме того администрация муниципального образования Узловского района обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям о признании незаконными предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело в удовлетворении заявленных требований администрации муниципального образования Узловского района было отказано.

Арбитражный суд г.Москвы пришел к выводу, что администрация правомерно привлечена к административной ответственности, поскольку именно она является органом, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, то есть осуществляет полномочия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений.

Выводы о виновности администрации муниципального образования Узловского района в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, соответствующих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, которые были оценены в совокупности на предмет относимости, достоверности, достаточности и допустимости.

Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, судья районного суда приходит к выводу о том, что они составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Постановление о привлечении администрации муниципального образования Узловский район к административной ответственности вынесено с соблюдением порядка, срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание, назначенное администрации муниципального образования Узловского района, отвечает цели предупреждения совершения новых правонарушений в соответствии с положениями статьи 3.1 КоАП РФ, назначено ниже санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП с применением п.п. 3.2,3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, оснований для удовлетворения жалобы не имеется, а потому постановление Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, подлежит оставить без изменения.

Ходатайство заявителя о прекращении производства по делу в связи истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, не подлежит удовлетворению, поскольку основано на неверном толковании норм законодательства.

В силу абзац 8 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства администрации муниципального образования Узловский район Тульской области о прекращении производства по делу в связи истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, поскольку истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра обжалуемого постановления не влечет за собой его отмену и прекращения производства по делу, а других оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренное ч.2 ст.8.7 КоАП РФ вынесенное в отношении администрации муниципального образования Узловский район, оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального образования Узловский район – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г.Тулы в течение 10 суток с момента его вручения.

Судья А.А.Илларионова