ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-596/19 от 08.08.2019 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №12-596/2019

РЕШЕНИЕ

город Волгоград 8 августа 2019 года

Судья Дзержинского районного суда г. Волгограда Серухина А.В.,

рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника государственного бюджетного учреждения <адрес> «Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных» (далее – ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ») ФИО2,

установил:

постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ начальник ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ФИО2 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением ФИО2 обратился в Дзержинский районный суд <адрес> с жалобой, в которой не оспаривая квалификацию вмененного правонарушения и своей вины, просит признать правонарушение малозначительным, указывая на то, что деяние не представляет собой существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекли тяжких последствий для общественных отношений. ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ДД.ММ.ГГГГ для собственных нужд и использования в целях, не связанных с производством и оборотом этилового спирта закупило этиловый спирт в объеме 32, дал. Подача декларации за 4 квартал 2018 года в электронном виде путем заполнения специальной формы с использованием специального программного обеспечения осуществлялось ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» впервые. ДД.ММ.ГГГГ заявителем была направлена в форме электронного документа путем использования сервиса на официальном сайте Росалкогольрегулирования декларация в формате, установленном приказом Росалкогольрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ, с соблюдением требований к данным файлам обмена, в соответствии с Порядком заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ. Однако на момент подачи декларации уже действовали новые правила, которые не были размещены в информационно-справочной системе «Консультант +». Учитывая изложенное, а также, что подача декларации по неверной форме Приложения к правилам предоставления декларации не повлекла каких-либо последствий, полагают возможным признать правонарушения малозначительным.

ФИО2, будучи извещенным о мести и времени рассмотрения жалобы в судебное заседание не явился.

Защитник ФИО2 - ФИО4 в судебном заседании, доводы жалобы поддержала и просила ее удовлетворить, освободить начальника ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ФИО2 от административной ответственности, с объявлением устного замечания, признав совершенное административное правонарушения малозначительным.

МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, должностное лицо, вынесшее постановление, будучи извещенным о мести и времени рассмотрения жалобы в судебное заседание своего представителя не направили.

Выслушав защитника ФИО2 - ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, установлено, что ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ДД.ММ.ГГГГ осуществило перевозку спирта этилового ректификованного в/о из пищевого сырья (код вида продукции 020) объемом 32,0 дал, однако не представило в установленный законодательством срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ декларацию о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме Приложения к Правилам за 4 квартал 2018 года.

Согласно сведений ЕГАИС «Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, АО «Биохим» ДД.ММ.ГГГГ осуществило поставку по коду вида продукции 020 «спирт этиловый ректификованный высшей очистки из пищевого сырья 96,26%» в адрес ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» в объеме 32,0 дал, что подтверждается представленными организацией копией ТТЛ от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением о перевозке этилового спирта от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) организации, осуществляющие перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению .

Из объяснений ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» представленных как в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, так и данных защитником в судебном заседании при рассмотрении жалобы в соответствии с п. 8 правил представления деклараций (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) организации, осуществляющие перевозку этилового спирта с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции в объеме, не превышающим 200 дал в год, для организаций, закупивших указанную продукцию в целях использования ее в технических целях или иных целях, не связанных с производством и/или оборотом этилового спирта, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении организаций, закупивших этиловый спирт для использования в указанных целях, предоставляют декларации об объеме перевозки этилового спирта по форме Приложения к Правилам предоставления деклараций». Спирт этиловый ректификованный высшей очистки из пищевого сырья» перевозился транспортным средством - автомобиль ВИС-234900, государственный номерной знак В674 ХЕ 134, находящимся в собственности учреждения.

Как на момент составления протокола, так и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении декларация о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения к Правилам) за 4 квартал 2018 года ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» не представлена.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ учреждением была направлена декларация об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме Приложения к Правилам, которая утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ). Однако, в установленный период предоставления деклараций (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) уже действовали Правила предоставления деклараций в новой редакции. ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» является организацией, которая и закупила, и перевозила спирт на собственном автотранспорте, в связи с чем учреждением была подана декларация об объеме перевозки этилового спирта по форме Приложения к Правилам предоставления деклараций. Декларация об объеме перевозки этилового спирта за отчетный период направлена в Росалкогольрегулирование ДД.ММ.ГГГГ в форме электронного документа.

При рассмотрении дела об административном правонарушении МРУ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу установлено, что действительно, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда. Указанные правила вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, пунктом 2 указанного постановления Минфину России поручено в 3-месячный срок утвердить формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, а также порядок их заполнения.

Таким образом, до момента утверждения Минфином России обновленного формата и порядка заполнения деклараций, представление деклараций должно осуществляться в соответствии с действующим форматом, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ и порядком заполнения деклараций, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии п. 16 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема:

перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом п. 1 ст. 18 Федерального закона № 171 -ФЗ, а именно:

перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиргосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.

Постановлением Правительства РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила. В соответствии с п. 11 Правил организации, осуществляющие перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению к Правилам.

В соответствии с п. 15 Правил декларации (за исключением деклараций, указанных в пунктах 14(1) -14(3) Правил) представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В силу п. 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».

Таким образом, административный орган пришел к верному выводу о том, что ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом № 171-ФЗ, Постановлением Правительства РФ , в части своевременного представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, однако учреждением все зависящие от него меры по их соблюдению приняты не были.

В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Согласно приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 назначен на должность начальника ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» и на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ вступил в должность.

Следовательно, начальник ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ФИО2 является должностным лицом в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, в ходе производства по настоящему делу должностное лицо административного органа при соблюдении требований, предусмотренных статьями 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к обоснованному выводу о том, что действия начальника ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ФИО2 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении начальника ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, несмотря на наличие в действиях начальника ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ФИО2 состава вмененного административного правонарушения, полагаю, что имеются основания для признания совершённого административного правонарушения малозначительным.

В силу ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

При рассмотрении дела в отношении начальника ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ФИО2 доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, со стороны МРУ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу представлено не было. Ранее ФИО2 к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, необходимо устанавливать не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но решить вопрос о социальной опасности деяния. В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава правонарушения действия начальника ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ФИО2 не создавали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Учитывая обстоятельства данного дела, суд приходит к выводу о том, что производством по делу об административном правонарушении достигнуты цели административного наказания, поскольку начальник ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ФИО2 осознает противоправность совершенного нарушения, факт совершения вмененного правонарушения заявителем признан, негативных последствий не наступило.

Исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, оценив характер совершенного нарушения, в том числе степень вины правонарушителя, судья считает, что обжалуемое постановление в отношении начальника ГБУ ВО «Волгоградская горСББЖ» ФИО2 подлежит отмене с применением ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращением производства по делу, и объявлении обществу устного замечания, как меры общественного порицания.

Руководствуясь ст. 30.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника государственного бюджетного учреждения <адрес> «Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных» ФИО2 отменить.

Освободить начальника государственного бюджетного учреждения <адрес> «Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных» ФИО2 от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника государственного бюджетного учреждения <адрес> «Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных» ФИО2 прекратить.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Серухина