РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Ногинск Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Судья Ногинского городского суда Московской области Голубева Е.Г.,
с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
при секретаре Шелеменцевой Н.А.,
рассмотрев в заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> в отношении должностного лица – <данные изъяты>ФИО1 по ст.15.15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> по делу об административном правонарушении было вынесено постановление о признании должностного лица – <данные изъяты>ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ и назначении ей административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 не согласилась с указанным постановлением и подала на него жалобу в Ногинский городской суд <адрес>, в которой просила указанное постановление отменить, возвратить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что она не была извещена о дате, времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, а, следовательно, была лишена возможности возражать, давать пояснения и пользоваться услугами защитника. По месту своей работы извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении она также не получала.
В заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – <данные изъяты>ФИО1 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, дополнительно пояснив, что контрольный орган в ходе финансовой проверки муниципального образовательного дошкольного учреждения обнаружил, что:
- нормативные затраты оказываемой услуги по предоставлению питания представлены в едином нормативе, а не с разбивкой в зависимости от возраста ребенка и продолжительности его пребывания в детском саду,
- обеспечение финансирования произведено в меньшем объеме, чем это предусмотрено муниципальным заданием и соответствующие изменения в него не были внесены,
- график предоставления субсидий на выполнение муниципального задания не выполнялся.
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (абз. 1 п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации (абз. 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
В соответствии с изложенными нормами закона порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями утвержден постановлением администрации Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктами 19 и 20 порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания предполагается, прежде всего, наличие базовых нормативов и корректирующих коэффициентов к ним, впоследствии посредством которых определяется размер субсидии, предоставляемой бюджетным и автономным учреждениям.
В пункте 20 порядка приводится формула расчета объема субсидии, которая включает в себя такой показатель как «нормативные затраты на оказание единицы i-й муниципальной услуги (выполнение единицы i-й работы) в соответствующем финансовом году.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается.
Анализ изложенных правил бюджетного законодательства показывает, что расчет субсидии на обеспечение выполнения муниципального задания основывается на базовых нормативах по тем услугам, которые включены в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг.
Данное правило было выполнено мною при подготовке приказа Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями Ногинского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».
В классификаторе услуг представлена единая услуга «предоставление питания» под уникальным номером реестровой записи № и который не предусматривает разбивание услуги по возрастному критерию и режиму пребывания детей в детском саду.
По вопросу вменяемого нарушения графика перечисления субсидии муниципальному бюджетному учреждению сообщает, что заключение соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания не является стадией формирования муниципального задания. Соглашение заключается после его формирования и направлено на согласование прав и обязанностей сторон по финансовому обеспечению муниципального задания. В свою очередь, соглашение является актом доброй воли сторон, то есть подразумевает наличие альтернативы порядку установления финансовых отношений между муниципальным учреждением и его учредителем.
Довод суда о том, что ею было допущено нарушение финансового обеспечения выполнения муниципального задания, как объективная сторона правонарушения, не находит своего безусловного подтверждения. В муниципальном задании суммы на его финансирование не отражаются, они предусматриваются в плане финансовохозяйственной деятельности, после его выполнения учреждением составляется отчет. Выполнение плана проверяет централизованная бухгалтерия, а затем финансовый отдел администрации. Формирование муниципального задания заканчивается определением объемов, на которые необходимо финансирование и передачей их в Финансовоказначейское управление.
Посредством муниципального задания в бюджет закладываются денежные средства на очередной финансовый год, задание финансируется за счет средств местного и областного бюджетов. В течение года по заявкам централизованной бухгалтерии бюджетных учреждений и в соответствие с бюджетной росписью это задание выполняется. Отступление от графика, установленного соглашением, не препятствует самому процессу финансирования. Соглашение должно содержать график перечисления субсидий, но в связи с неравномерным поступлением денежных средств, неукоснительно соблюдать указанный график невозможно.
В любом случае контроль расхода выделенных средств производится казначейством, при выполнении заявки в расходном расписании указывается на какие цели направляются средства, случаев нецелевого расходования субсидий не было.
В данном случае финансирование расходов детского сада происходило под фактические затраты без задержек, как следствие возникновение кредиторской задолженности перед поставщиками, является предположением контрольного органа. Факты, указывающие, что бюджет понес дополнительные расходы в виде выставленных неустоек, штрафов и пени, в материалы дела не представлены и судом не исследовались.
Согласно п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальное задание должно содержать показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ, а потому осуществление изменения муниципального задания возможно в случае его невыполнения учреждением, а не уменьшения объема субсидии.
Считает, что если возникает необходимость внесения изменения в муниципальное задание относительно объема и содержания оказываемых услуг, она не является формированием муниципального задания, а является его корректировкой (уточнением) и не образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ
Судья, выслушав должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя начальника Управления образования администрации Богородского городского округа ФИО1 по ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1.5 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 1.6 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с положениями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласност. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ обязанность доказывания наличия этих обстоятельств возложена, в том числе, на должностное лицо, вынесшее постановление. В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.
Постановление мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанным требованиям закона не соответствует.
В соответствии со ст. 15.15.15 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно постановлению мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района Московской от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – <данные изъяты>ФИО1 совершила нарушение порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в период с 09.00 до 18.00 часов ФИО1, являясь <данные изъяты>, находясь на рабочем месте по адресу: <адрес>-а, в нарушение ч.4 ст. 69.2, абз.2 п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса <...> Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями, утвержденного постановлением администрации Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ совершила действия, связанные с несоблюдением установленного действующим законодательством порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания: муниципальное задание для МБДОУ Детский сад № «<данные изъяты> было сформировано по одной услуге предоставление питания в размере 4244,74 руб. без учета возраста ребенка и продолжительности его пребывания в учреждении; при уменьшении объема субсидии в течение 2018 года (по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., в соответствии с формой по <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> руб.) в муниципальное задание не были внесены соответствующие изменения, не соблюдался график перечисления субсидии, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Таким образом, время совершения административного правонарушения мировым судьей однозначно не определено, указание двух периодов времени совершения административного правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период с 09.00 до 18.00) Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено. Кроме того, постановление содержит описание нескольких действий и бездействий, связанных с формированием и финансовым обеспечением выполнения муниципального задания, время совершения каждого из которых не определено.
В обоснование совершения должностным лицом – <данные изъяты>ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ положены следующие доказательства:
- протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в отношении <данные изъяты>ФИО1 по ст. 15.15.15 КоАП РФ;
- выписка из акта проверки № целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года на финансовое обеспечение муниципального задания и целевых субсидий муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № «<данные изъяты> общеразвивающего вида от ДД.ММ.ГГГГ;
- копия Положения об Управлении образования Ногинского муниципального района <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов Ногинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ;
- выписка из Устава МБДОУ Детский сад № «<данные изъяты>
- копия постановления Главы муниципального образования администрации Ногинского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Ногинского муниципального района» с приложением Порядка;
- копия постановления администрации Ногинского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении денежных норм питания детей в муниципальных бюджетных образовательных организациях Ногинского муниципального района»;
- копия приказа Управления образования № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями Ногинского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»;
- выписка из муниципального задания на 2018 год и плановый период 2019,2020 годов на оказание муниципальных услуг МБ ДОУ Детский сад № «<данные изъяты>
- соглашение от ДД.ММ.ГГГГ с приложением графика перечисления субсидии;
- выписка платежных поручений перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных образовательных услуг МБДОУ Детский сад №<данные изъяты> в 2019 году;
- приказ от ДД.ММ.ГГГГ№;
- должностная инструкция заместителя начальника Управления образования;
- табели учета рабочего времени.
Согласно ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, в том числе, указывается место, время и событие административного правонарушения.
В нарушение требований ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении № от 08.07.2019г., составленным председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Богородский городской округ <адрес>» ФИО2 в отношении <данные изъяты>ФИО1 по ст. 15.15.15 КоАП РФ не содержит однозначных сведений о времени совершения административного правонарушения, указание двух периодов времени совершения административного правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ, 15 января по ДД.ММ.ГГГГ в период с 09.00 до 18.00) Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено, а время совершения административного правонарушения с 09.00 до 18.00 20.12.2017г. не соответствует времени утверждения муниципального задания для МБДОУ Детский сад № «<данные изъяты> на 2019 год и период 2020-2021 г.г.
Признавая ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, мировой судья, исходя из трудовых отношений и должностной инструкции последней, пришел к выводу о том, что ФИО1 является субъектом инкриминируемого правонарушения, однако с таким выводом мирового судьи согласиться нельзя, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности подлежит привлечению должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ - совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
<данные изъяты>
На основании п. 21 должностной инструкции разрабатывает порядок определения и расчет нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
В соответствии с п. 22 должностной инструкции проводит работу по финансовому обеспечению выполнения муниципальных заданий подведомственных муниципальных учреждений путем выделения субсидии.
В силу приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ на должность заместителя начальника Управления образования с ДД.ММ.ГГГГ назначена ФИО1
Вместе с тем, судом установлено, что приказ Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями Ногинского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» подписан и.о. начальника Управления образования ФИО3, приложение к указанному приказу «Базовые нормативы затрат на оказание услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями Ногинского муниципального района» также подписаны и.о. начальника Управления образования ФИО3; муниципальное задания для МБ ДОУ Детский сад № «<данные изъяты> на 2019 год и период 2020-2021 г.г. утверждено начальником Управления образования ФИО4 (приказом от 13.12.2018г. №), сведения о том, что формирование муниципального задания и его утверждение, а также формирование базовых нормативов затрат осуществлялось заместителем начальника Управления образования администрации Богородского городского округа ФИО1 материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Кроме того, выводы мирового судьи о допущенных при формировании муниципального задания для МБДОУ Детский сад №<данные изъяты> п. 20 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями, утвержденного постановлением администрации Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№», являются необоснованными.
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (абз. 1 п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации (абз. 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
В соответствии с изложенными нормами закона порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями утвержден постановлением администрации Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктами 19 и 20 порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания предполагается, прежде всего, наличие базовых нормативов и корректирующих коэффициентов к ним, впоследствии посредством которых определяется размер субсидии, предоставляемой бюджетным и автономным учреждениям.
В пункте 20 порядка приводится формула расчета объема субсидии, которая включает в себя такой показатель как «нормативные затраты на оказание единицы i-й муниципальной услуги (выполнение единицы i-й работы) в соответствующем финансовом году.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается.
Анализ изложенных правил бюджетного законодательства показывает, что расчет субсидии на обеспечение выполнения муниципального задания основывается на базовых нормативах по тем услугам, которые включены в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг.
Данное правило было выполнено при подготовке приказа Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями Ногинского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».
В классификаторе услуг представлена единая услуга «предоставление питания» под уникальным номером реестровой записи № и который не предусматривает разбивание услуги по возрастному критерию и режиму пребывания детей в детском саду.
Что касается выводов мирового судьи и допущенном при финансовом обеспечении в 2019 году муниципального задания для МБДОУ Детский сад № «<данные изъяты>» нарушений п. 27 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями, утвержденного постановлением администрации Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№», то постановление не содержит описания события административного правонарушения, а именно конкретных действий (бездействий) должностного лица.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ не подтверждена собранными по делу доказательствами, а потому производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - заместителя начальника Управления образования администрации Богородского городского округа ФИО1 по ст. 15.15.15 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района <адрес><данные изъяты> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15.15.15 КоАП РФ в отношении ФИО1, отменить, жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя начальника Управления образования администрации Богородского городского округа ФИО1 по ст. 15.15.15 КоАП РФ прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения и вручения.