46MS0№-97
Дело № г.
РЕШЕНИЕ
24 сентября 2019 года г. Курск
Судья Ленинского районного суда г. Курска Токмакова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» по доверенности ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка №3 судебного района Центрального округа г. Курска от 29 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области», ИНН №, КПП №, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, находящегося по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 судебного района Центрального округа г. Курска от 29 апреля 2019 года Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Считая данное постановление незаконным, Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» в лице представителя по доверенности ФИО2, обратился в Ленинский районный суд г. Курска с жалобой в которой просил, постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения. При этом указав, что судом не дана оценка какое согласие о защите персональных данных послужило основанием для привлечения к административной ответственности. Как следует из протокола об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГг. Фондом капитального ремонта совершено административное правонарушение, выразившееся в несоответствии содержании письменного согласия двух форм, однако ни даты заполнения указанных форм согласия, ни субъекта персональных данных в данных формах согласия не имеется, в связи с чем, отсутствует возможность установления факта нарушения действующего законодательства. Кроме того, Фонд капитального ремонта заявлял о пропуске исковой давности, т.к. отсутствует возможность установления даты события административного правонарушения, однако суд не дал оценку данному факту. Фондом было отмечено, что в административном протоколе №№ от ДД.ММ.ГГГГг. установлена дата выявления правонарушения – ДД.ММ.ГГГГг., в связи с чем, срок исковой давности истек, данный факт не получил оценки суда, в связи с чем, считают, что были нарушены права Фонда капитального ремонта, в связи с неприменением закона подлежащего применению.
В судебном заседании представитель Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
В судебном заседании специалист-эксперт Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области ФИО4 полагала, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении и оценив их в совокупности, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Часть 2 ст.13.11 КоАП РФ предусматривает, что обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
В силу п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случаях согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Статьей 7 Федерального закона «О персональных данных» предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о Предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
На основании ч.4 ст. 9 ФЗ №152 «О персональных данных» в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: 1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; 2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных); 3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; 4) цель обработки персональных данных; 5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; 6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу; 7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; 8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; 9) подпись субъекта персональных данных.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных», субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, получение оператором от субъекта согласия на обработку персональных данных в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме является обязательным.
Объектом данных административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).
В судебном заседании установлено, что Фондом «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» совершено административное правонарушение, выразившееся в несоответствии содержания письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных требованиям законодательства РФ, а именно: оператором представлены две формы согласия - согласие на обработку персональных. Указанные формы не утверждены локальными правовыми актами оператора, не имеют связанных с ней документов (инструкции по заполнению). При анализе формы согласия на обработку персональных данных работника выявлено несоответствие требованиям ч.4 ст.9 ФЗ № «О персональных данных», а именно: отсутствуют перечень действий с ПДн на совершение которых дается согласие; не указан срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных. При анализе содержания формы письменного согласия пользователей услуг (субъектов персональных данных) на обработку персональных данных выявлено ее не соответствие требованиям ч.4 ст.9 Закона, а именно: отсутствуют цель обработки ПДн; отсутствует перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта ПДн, отсутствует перечень действий с ПДн, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки ПДн; не указан срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных.
Таким образом, из протокола об административном правонарушении усматривается, что Фонду «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» вменено правонарушение, выразившееся в несоответствии содержания письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных требованиям законодательства РФ, а именно: оператором представлены две формы согласия - согласие на обработку персональных, что образует состав административного правонарушения по ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ.
Действия Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» правильно квалифицированы по ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ.
Вина Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» подтверждается: протоколом об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ; приказом №№ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки; уведомлением №№ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой проверки; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; справкой о результатах плановой выездной проверки; предписанием об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №№, и иными материалами дела.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, соответствует санкции ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, определено с учётом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и в соответствии с правилами, установленными ст. 3.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Фонд капитального ремонта заявлял о пропуске исковой давности, однако суд не дал оценку данному факту, является несостоятельным, поскольку данному факту дана оценка в постановлении мирового судьи.
Иные доводы жалобы Фонда капитального ремонта являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
О законности указанного протокола об административном правонарушении свидетельствует то, что протокол составлен уполномоченным на то должностным лицом - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области с целью проверки соблюдения Оператором требований в области персональных данных; предписание выдано надлежащему лицу – Фонду «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области», как, установлено выше, являющемуся некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества расположенных на территории Курской области многоквартирных домов.
Оснований для переоценки собранных по делу доказательств суд не усматривает, в связи с чем, данный довод жалобы является несостоятельным, поскольку правила оценки доказательств, предусмотренные ст. 26.11 КоАП РФ, мировым судьей соблюдены.
На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области», предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Иные доводы жалобы выводов мирового судьи не опровергают и не являются основанием к отмене постановления.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется, в связи с чем, доводы жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №3 судебного района Центрального округа г. Курска от 29 апреля 2019 года в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области», оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья: