ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-598/16 от 14.07.2016 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

дело №12-598/16

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

14 июля 2016 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Мордовиной С.Н.

при секретаре Курдаковой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника финансового управления, начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Боярской Н. А. на постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель начальника финансового управления, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края ФИО4 обратилась в суд с жалобой на постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.

В обоснование жалобы указало, что единственным доказательством вменяемого правонарушения является справка о проживании, выданная менеджером СПиР ООО «УК «Сезоны» от 09.03.2016г, о факте проживания сотрудников департамента по архитектуре с 29.05.2014г. по 31.05.2014г. в одноместных двухкомнатных номерах категории «Люкс» и их оплаты в сумме 9,0 тыс. рублей каждым (запрошена письмом Департамента от 24.02.2016г. ). Однако, названное юридическое лицо - ООО «УК «Сезоны» - не имело и не могло иметь никакой информации о факте проживания кого-либо в период с 29.05.2014г. по 31.05.2014г, поскольку данное юридическое лицо согласно сведениям из ЕГРЮЛ образовалось только 15.07.2014г. Более того, ООО «УК «Сезоны» не имеет никакого отношения к ООО «Русские сезоны», не является его правопреемником, дочерней организацией, управляющей компанией или представителем. Данные обстоятельства опровергают довод департамента, изложенный в обжалуемом постановлении, о том, что «оснований сомневаться в достоверности и допустимости представленной Делюкс-отеле «Русские сезоны» (ООО «УК «Сезоны») информации не имеется». В настоящее время ООО «Русские сезоны» находится в стадии банкротства, его интересы представляет конкурсный управляющий ФИО5. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями из ЕГРЮЛ. Следовательно, учитывая нормы законодательства о банкротстве, в рассматриваемом случае только конкурсный управляющий вправе действовать от имени ООО «Русские сезоны» и представлять его интересы в отношениях с третьими лицами. Департаментом по архитектуре в адрес конкурсного управляющего ООО «Русские сезоны» был направлен запрос от 04.05.2016г. о факте проживания названных выше сотрудников и стоимости проживания. Как следует из письма конкурсного управляющего от 13.05.2016г, последний не располагает подобной информацией, какие-либо документы с такой информацией ему не передавались. Названное письмо конкурсного управляющего, сведения из ЕГРЮЛ на ООО «Русские сезоны», на ООО «УК «Сезоны», а также результат электронной переписки с ООО «Русские сезоны» направлены в адрес департамента с письмом о направлении разногласий к акту проверки. Таким образом, единственное доказательство департамента, подтверждающее факт якобы проживания сотрудников в двухкомнатном номере вместо однокомнатного - справка о проживании - является ненадлежащим доказательством по делу, выданным неуполномоченным лицом. Помимо справки каких-либо иных доказательств проживания сотрудников в двухкомнатных номерах не имеется. Приведенные в обжалуемом постановлении сведения интернет-сайта Делюкс-отеля «Русские сезоны» такими доказательствами не являются. Более того, на интернет-странице сайта Делюкс-отеля «Русские сезоны» (как указано в обжалуемом постановлении, сайт отеля «Делюкс- отель» «Русские сезоны» - http://russian-seasons-hotel.ru) размещена информация о том, что данный сайт не является официальным сайтом отеля. Считает, что данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии определенности (наличии сомнений), что в силу положений части 4 статьи 1.5 КоАП РФ не может с достоверностью свидетельствовать об установлении события административного правонарушения, а в действиях заявителя - состава административного правонарушения, поскольку неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. На основании изложенного, просит суд отменить постановление департамента финансово-бюджетного надзора в Краснодарского крае по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., производство по делу прекратить.

В судебном представитель заявителя – ФИО6, действующая на основании доверенности, поддержала доводы жалобы, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края – ФИО7, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным. Считает обжалуемое постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене по основаниям.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив материалы административного дела, пришел к следующему.

Постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. заместитель начальника финансового управления, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Боярская Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, на нее наложен штраф в размере 30 000 руб.

Данное постановление суд считает законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края и согласно статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации является участником бюджетного процесса.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса финансовое обеспечение Департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета на основании бюджетной сметы.

Судом установлено, что на основании командировочного удостоверения от 23.05.2014г. начальник отдела презентационной и конгрессно-выставочной деятельности ФИО8 Блисковка командирован в <адрес> на 4 календарных дня с 29.05.2014г. по 01.06.2014г. для сопровождения круглого стола «Зеленое строительство: экология и энергоэффективность» в рамках форума «Энергоэффективность и инновации». Согласно документам, приложенным к авансовому отчету от 02.06.2014г. , ФИО9 проживал в отеле Делюкс- отель «Русские сезоны» с 29.05.- 31.05.2014г. Срок проживания составил двое суток.

Платежным поручением от 26.05.2014г. произведены расходы по найму жилого помещения в сумме 9,0 тыс. рублей на счет ФИО9.

В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В соответствии с абзацем первым статьи 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по найму жилого помещения.

Абзацем четвертым статьи 168 предусмотрено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам государственных учреждений субъектов Российской Федерации определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 8 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также предусматривается, что порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением от 24 июня 2008 года № 613-П Законодательного Собрания Краснодарского края «Об утверждении положения о порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края, и государственных гражданских служащих Краснодарского края» утверждено соответствующее положение. Пунктом 18 предусмотрено, что расходы по найму жилого помещения возмещаются командированным лицам по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, по следующим нормам:

- лицам, замещающим государственные должности, и гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории «руководители», - не более стоимости двухкомнатного номера;

- гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных категорий, - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера

В ходе контрольных мероприятий направлен запрос по месту проживания сотрудников департамента с целью установления фактических условий и стоимости предоставления услуг.

Согласно справке о проживании (письмо от 09.03.2016г. № РС-26) ООО «УК «Сезоны» подтверждает факт проживания ФИО9 в отеле Делюкс-отель «Русские сезоны» с 29.05.2014г. по 31.05.2014г. и его оплаты в сумме 9,0 тыс. рублей в одноместном двухкомнатном номере категории «Люкс».

Таким образом, в нарушение требований постановления № 613-П департаментом неправомерно приняты к учету и необоснованно возмещены расходы по найму жилого помещения повышенной комфортности подотчетному лицу ФИО9 в сумме 9,0 тыс. рублей.

Также административным органом было установлено, что аналогичная ситуация сложилась по возмещению расходов по найму жилого помещения ФИО10 - главному государственному инспектору отдела презентационной и конгрессно-выставочной деятельности департамента, которая в соответствии с командировочным удостоверением от 26.05.2014г. командирована в <адрес> на 3 календарных дней с 29.05.2014г. по 31.05.2014г. для сопровождения круглого стола «Зеленое строительство: экология и энергоэффективность» в рамках форума «Энергоэффективность и инновации».

Согласно документам, приложенным к авансовому отчету от 02.06.2014г. , ФИО10 проживала в отеле ООО «Русские сезоны» с 29.05.- 31.05.2014г. Срок проживания составил двое суток.

Согласно письму от 09.03.2016г. «УК Сезоны» подтверждает факт проживания ФИО10 в отеле с 29.05.2014г. по 31.05.2014г. и её оплаты в сумме 9,0 тыс. рублей в одноместном двухкомнатном номере категории «Люкс».

Платежным поручением от 26.05.2014г. произведены расходы по найму жилого помещения в сумме 9,0 тыс. рублей на счет ФИО10.

Таким образом, в нарушение требований постановления № 613-П департаментом неправомерно приняты к учету и необоснованно возмещены расходы по найму жилого помещения повышенной комфортности подотчетному лицу ФИО10 в сумме 9,0 тыс. рублей.

Утверждение заявителя о том, что только конкурсный управляющий может предоставить достоверную информацию о том, какой гостиничный номер был фактически предоставлен, является ошибочным.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002г. № 127-ФЗ указанный Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Конкурсное производство представляет завершающую процедуру банкротства коммерческой организации-должника и преследует цели поиска и аккумулирования имущества должника, ликвидации организации-должника, удовлетворение требований кредиторов и иные тому подобные.

Таким образом, исходя из существа и целей конкурсного производства законом не предусмотрено, что конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом, обязан владеть всей информацией относительно деятельности организации-должника до признания ее таковой.

В ходе проведения выездной проверки департамента на предмет соблюдения бюджетного законодательства от делюкс-отеля «Русские сезоны» на соответствующий запрос административного органа за исх. от 09.03.2016г. поступила информация о том, что ФИО10 и ФИО9 в период с 29 по 31 мая 2014г. проживали в одноместных двухкомнатных номерах категории «Люкс».

Кроме того, уже после рассмотрения административного дела от ООО «УК «Сезоны» поступила аналогичная, более подробная информация. Так, ООО «УК «Сезоны» за исх. от 02.06.2016г. представил справку о проживании, согласно которой, ФИО11 и ФИО9 проживали в делюкс-отеле «Русские сезоны» в одноместных двухкомнатных номерах категории «Люкс» в период с 29 по ДД.ММ.ГГГГг. Стоимость данного номера составляла 4500 в сутки. Оплата произведена каждым гостем 29.05.2014г. наличными средствами в размере 9000 руб. за весь период проживания. На данный период размещение в одноместных однокомнатных номерах не производилось. ООО «УК Сезоны» является управляющей компанией делюкс-отеля «Русские сезоны» с 01.08.2014г.

Представленные сведения, выданные от имени ООО «УК «Сезоны» полностью совпадают с информацией, указанной на счетах к оплате, выданной 31.05.2014г. ООО «Русские сезоны». Более того, информация размещена на идентичных бланках, с одинаковым логотипом. Совпадают фамилии, имена, отчества гостей, даты заезда/выезда, стоимости проживания и номера комнат.

Изменение управляющей компании на ООО «УК «Сезоны» не повлекло за собой изменение ни местоположения делюкс-отеля, ни его номерного фонда.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.

Следовательно, в результате несоблюдения порядка и условий командирования лиц, установленного постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.06.2008г. № 613-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края, и государственных гражданских служащих Краснодарского края», определяющим порядок выделения и расходования средств при формировании и исполнении бюджетной сметы в части командировочных расходов, Департаментом допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на сумму 18,0 тыс. рублей.

Диспозиция статьи 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» КоАП РФ предусматривает административную ответственность за направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или за направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

Объективную сторону данного правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умыслом.

Субъектами правонарушения выступают должностные и юридические лица.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с данной статьей, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Исходя из положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Организация бюджетного учета и ведение бюджетного учета по исполнению краевого бюджета и сметы расходов Департамента в соответствии с Положением возложены на отдел бухгалтерского учета и отчетности в финансовом управлении департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края.

Основными функциями отдела являются, в том числе ведение бюджетного учета операций по исполнению сметы расходов на содержание Департамента, при проведении расходов в соответствии с утвержденной сметой соблюдение целевого и эффективного использования средств, а также проверка первичных документов, поступивших в отдел, как оформлению (наличие всех реквизитов и подписей ответственных лиц), так и по содержанию (законность операций, правильность арифметического подсчета) (п.4.4. и п.4.6. Положения об отделе).

Отдел бухгалтерского учета и отчетности возглавляет начальник, который несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных задач, исполнение поступающих документов, достоверность и юридическую обоснованность подготавливаемых документов (п.7.1. и п.7.3. Положения об отделе).

В соответствии с должностными обязанностями, установленными разделом 3 должностного регламента, на заместителя начальника финансового управления, начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности департамента, возложено:

- организация учета исполнения смет расходов, а также финансовых, расчетных и кредитных операций, контроль за законностью, своевременностью и правильностью их оформления;

- осуществление контроля за соблюдением порядка оформления первичных с документов, расчетов и платежных обязательств;

- осуществление контроля за правильностью расходования предусмотренных сметой ассигнований, фонда оплаты труда;

- разработка и исполнение: смет доходов и расходов, штатного расписания, выплат установленных надбавок, выплат начисленных премий;

- осуществление контроля за всеми участками бюджетного учета;

- осуществление операций по расчетам с подотчетными лицами, составление журнала регистрации расчетов с подотчетными лицами ;

- осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим участкам учета и подготовка их к обработке.

Кроме того, заместитель начальника финансового управления, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел функций и полномочий, а также неисполнение ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

Заместителем начальника финансового управления, начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности департамента на дату совершения административного правонарушения - 02.06.2014г, являлась Н.А. Боярская, назначенная на должность приказом департамента от 27.06.2013г. -л.

С учетом изложенного, в действиях должностного лица - заместителя начальника финансового управления, начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Боярской Н.А., в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей, выраженным в нецелевом использовании бюджетных средств, установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств».

Правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, посягает на установленный порядок в сфере бюджетных правоотношений.

При этом угроза охраняемым интересам общества и государства заключается в несоблюдении лицом, в отношении которого возбуждено настоящее административное дело, публично-правовых обязанностей, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявление и отмены постановления, поскольку оспариваемое постановление было принято в соответствии с законом в пределах полномочий административного органа. Каких-либо нарушений при его вынесении судом не установлено.

При принятии решения законность и обоснованность оспариваемого постановления судом проверены в полном объеме.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу заместителя начальника финансового управления, начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Боярской Н. А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья