№ 12-598/2020
УИД 24RS0056-01-2020-004107-85
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск 29 июля 2020 года
Судья Центрального районного суда г. Красноярска Нарожный И.О.,
с участием представителя администрации г. Красноярска – Козловского И.О.,
представителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярска УФССП России по Красноярскому краю – Поликарпова Д.Ю.,
рассмотрев жалобу представителя Шикунова С.А., действующего в интересах администрации г. Красноярска, на постановление и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Поликарпова Д.Ю. № 69 от 21.05.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации г. Красноярска,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Поликарпова Д.Ю. № 69 от 21.05.2020 года администрация г. Красноярска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель Шикунов С.А. в интересах администрации г. Красноярска, обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление от 21.05.2020 г. отменить, мотивируя жалобу тем, что вина администрации города Красноярска, а также факт бездействия, выразившийся в неисполнении требований исполнительного документа, выданного по итогам вступления в законную силу решения суда, отсутствуют; уполномоченные органы администрации города осуществляют действия по исполнению решения суда в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, законодательством в сфере размещения заказа и другими требованиями, соблюдение которых для уполномоченных органов администрации города является обязательным; бездействие со стороны администрации города Красноярска в вопросе исполнения решения Центрального районного суда города Красноярска от 06.12.2017 в рамках дела № 2-802/2017 отсутствует, неисполнение решения суда до настоящего времени вызвано объективными причинами, отсутствует факт уклонения от исполнения решения суда, администрацией города Красноярска предпринимаются все возможные меры для исполнения решения суда; факт объективной возможности исполнения судебного решения в срок до 20.03.2020 судебным приставом - исполнителем не доказан; при вынесении постановления о наложении на администрацию города Красноярска штрафа судебным приставом-исполнителем не учтено, что процедура очистки сточных вод ливневого коллектора требует значительных временных затрат, требование судебного пристава-исполнителя в указанный срок неисполнимо, фактическое исполнение решения суда было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Представитель администрации г. Красноярска – Козловский И.О. требования жалобы поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель МОСП по ИИДНХ по г. Красноярска УФССП России по Красноярскому краю – Поликарпов Д.Ю. полагал необходимым в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав участников, изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к выводу, что постановление и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Поликарпова Д.Ю. № 69 от 21.05.2020 года подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст.5 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст.14 Федерального закона от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон «О судебных приставах») требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (ст.12 Федерального закона «О судебных приставах»). В соответствии со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из обжалуемого постановления следует, что 12.03.2020 года в 09-00 часов по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 93 администрация г. Красноярска совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении требований судебного пристава-исполнителя.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса РФ следует, что бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Из представленных материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Красноярска от 06.12.2017 г. № 2-802/2017 удовлетворены исковые требования прокурора Красноярской природоохранной прокуратуры, администрацию г. Красноярска обязали обеспечить очистку сточных вод ливневого коллектора с реестровым номером ИНФ 11438, месторасположение: г. Красноярск, район развязки въезда на мост Октябрьский со стороны ул. Авиаторов, протяженностью 950 п.м. на выпуске в протоку Татышев р. Енисей в районе автодорожного моста Октябрьский, на территории автосалона «Лексус-Центр», посредством установки очистных сооружений в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, а также обязали обеспечить очистку канализации промышленных стоков, с реестровым номером ИНФ 05968, месторасположение: г. Красноярск, от пр. имени газеты «Красноярский рабочий» 32 до пер. Ярцевский и выпуска в р. Енисей, протяженностью 981.8 п.м. на выпуске в р. Енисей в районе пер. Ярцевский посредством установки очистных сооружений, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
09.07.2018 апелляционным определением Красноярского краевого суда решение от 06.12.2017 г. оставлено без изменения.
22.07.2019 в отношении администрации города Красноярска возбуждено исполнительное производство № 20889/19/24097-ИП от 22.07.2019 на основании исполнительного листа ФС № 027481177 от 25.09.2018 г., выданного Центральным районным судом г. Красноярска по делу № 2-802/2017.
30.08.2019 постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником, предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней.
10.09.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей за неисполнение администрацией г. Красноярска исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
11.09.2019 администрации г. Красноярска вручено требование об исполнении решения суда, с установленным сроком исполнения до 17.09.2019 г.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 09.01.2020 в рамках деда № 2а-1282/2020 администрация города Красноярска освобождена от исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением от 10.09.2019 по указанному исполнительному производству.
Кроме того, судом установлено, что 15.05.2017 для обеспечения очистки сточных вод ливневого коллектора по ул. Авиаторов на выпуске в протоку Татышев р. Енисей посредством установки очистных сооружений администрацией города Красноярска заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Реконструкция ливневой канализации по ул. Авиаторов», которым предусмотрено, в том числе, проектирование очистных сооружений.
По результатам открытого конкурса между МКУ города Красноярска «УКС» (заказчиком) и ООО «НТЦ КрасГИП» (подрядчиком) заключен муниципальный контракт от 15.05.2017 № 30 по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту «Реконструкция ливневой канализации по ул. Авиаторов» в г. Красноярске.
В соответствии с п. 3.1 указанного контракта срок выполнения работ определен в течение шести месяцев, а именно до 15.11.2017.
05.02.2019 получены отрицательные заключения государственной экспертизы (№ 24-2-0098-19 по проверке достоверности сметной стоимости и № 24-1-2-3-002028-2019 по проектной документации и результатов инженерных изысканий).
Письмом от 18.07.2019 № 19-138 ООО «НТЦ КрасГИП» уведомил заказчика о проведении работы по устранению недостатков выполненных работ, указанных в отрицательных заключениях КГАУ «ККГЭ».
До настоящего времени ООО «НТЦ КрасГИП» недостатки не устранены, работы заказчиком не приняты. До настоящего времени положительные заключения государственной экспертизы не получены.
МКУ города Красноярска «УКС» в Арбитражный суд Красноярского края поданы исковые заявления о взыскании пени и о взыскании суммы убытков (дело № АЗЗ-5608/2020, дело № АЗЗ-5609/2020). До настоящего времени решения по исковым заявлениям не приняты.
В соответствии с требованиями Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выбор нового подрядчика возможен только после окончания расчетов с предыдущим подрядчиком либо после расторжения контракта, который рассматривается в судебном порядке.
Письмами от 28.09.2018 № 02/4258-дг, от 30.08.2019 № 01-6518, от 30.04.2020 N° 02/1936-дг администрация города обращалась в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края и министерство промышленности энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на выполнение работ по объектам «Реконструкция ливневой канализации по ул. Авиаторов» и «Строительство очистных сооружений на ливневом коллекторе по пер. Ярцевский, г. Красноярск», в том числе посредством участия в национальном проекте «Экология». Ответы на указанные письма в администрацию города не поступали.
В рамках подготовки к апрельской корректировке бюджета города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов департаментом градостроительства была заявлена потребность для обеспечения выполнения проектно-изыскательских работ по вышеуказанным объектам за счет средств местного бюджета.
Кроме того, судом установлено, что 01.06.2020 администрацией города Красноярска подано заявление в Центральный районный суд города Красноярска о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 06.12.2017 по делу № 2-802/2017, которое до настоящего времени не рассмотрено.
Таким образом, фактически с 15.05.2018 г., то есть до вступления в силу решения Центрального районного суда г. Красноярска от 06.12.2017 года № 2-802/2017 администрация города Красноярска приступила к исполнению решения, путем заключения муниципального контракта № 30, а также посредством обращений 28.09.2018, 30.08.2019, 30.04.2020 в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края и министерство промышленности энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на выполнение работ по объектам «Реконструкция ливневой канализации по ул. Авиаторов» и «Строительство очистных сооружений на ливневом коллекторе по пер. Ярцевский, г. Красноярск».
Процедура очистки сточных вод ливневого коллектора требует значительных временных затрат. Исполнение требований исполнительного документа возможно путем осуществления строительства очистных сооружений. Строительство подобных объектов не может происходить без разработки проектной документации, проведения экспертизы проектной документации, а также выбора организаций, которые будут осуществлять проектирование и строительство. Процесс строительства включает в себя: планирование (выделение) денежных средств из бюджета города Красноярска на разработку проекта по строительству очистных сооружений; выбор проектирующей организации путем соблюдения процедур по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ; проектирование строительства; планирование (выделение) денежных средств в бюджет города Красноярска на строительство очистных сооружений; выбор организации-застройщика путем соблюдения процедур по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ; осуществление строительства очистных сооружений.
В соответствии с требованиями действующего законодательства проектирование (разработка проекта), а также строительство очистных сооружений возможно только в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с требованиями ст.ст.63-70 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» общий срок проведения аукциона составляет 35-40 дней.
Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выбор нового подрядчика возможен только после окончания расчетов с предыдущим подрядчиком либо после расторжения контракта, который рассматривается в судебном порядке.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении суд приходит к выводу о том, что до вступления решения суда в законную силу администрация приступила к фактическому исполнению решения суда, о чем свидетельствует заключенный муниципальный контракт от 15.05.2018 г., а также в течение года после вступления решения суда в законную силу предпринимала возможные меры по исполнению решения суда, в частности обращалась 28.09.2018, 30.08.2019, 30.04.2020 в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края и министерство промышленности энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на выполнение работ по объектам «Реконструкция ливневой канализации по ул. Авиаторов» и «Строительство очистных сооружений на ливневом коллекторе по пер. Ярцевский, г. Красноярск», 01.06.2020 г. обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины администрации города Красноярска в неисполнении содержащихся в требовании судебного пристава- исполнителя обязанностей по исполнению судебного решения в установленный срок, в связи с чем в действиях администрации города Красноярска отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Поликарпова Д.Ю. № 69 от 21.05.2020 года подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении прекращению, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Поликарпова Д.Ю. № 69 от 21.05.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации г. Красноярска, – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья И.О. Нарожный