ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-599/2021 от 02.07.2021 Ленинскогого районного суда (Тульская область)

№12-599/2021

Р Е Ш Е Н И Е

02 июля 2021 года п. Ленинский

Судья Ленинского районного суда Тульской области Горбатова Т.Е., рассмотрев жалобу ФИО3 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды РФ Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 04 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – и.о.начальника отдела охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды АО «Спецавтохозяйство» ФИО3,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды РФ Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 04 июня 2021 года должностное лицо - и.о.начальника отдела охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды АО «Спецавтохозяйство» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением ФИО3 обратилась с жалобой в Ленинский районный суд Тульской области, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает на то, что 28.12.2020 года АО «САХ» предоставило отчет в Управление Росприроднадзора и не допустило сокрытия информации о состоянии окружающей среды. Считает, что ссылка в постановлении на Приказ МинПрироды России от 08.12.2020 года №1030 является незаконной, поскольку данный Приказ вступил в законную силу только 01.01.2021 года. Полагает, что выявленные нарушения не причинили существенного вреда и являются малозначительными.

ФИО3 о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. Судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО3

В судебном заседании защитник ФИО3 – Бухтиярова А.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме и пояснила, что ссылка в постановлении на Приказ МинПрироды России от 08.12.2020 года №1030 является незаконной, поскольку данный Приказ вступил в законную силу только 01.01.2021 года. 28.12.2020 года АО «САХ» предоставило отчет в Управление Росприроднадзора и не допустило сокрытия информации о состоянии окружающей среды. ФИО3 имеет <данные изъяты>, что не было учтено при назначении наказания. Просила постановление отменить, производство по делу прекратить.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды РФ Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 пояснила, что в Приказе Минприроды России от 04.03.2016 № 66 и Приказе МинПрироды России от 08.12.2020 года №1030 порядок предоставления отчета аналогичный. На момент проверки действовал Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66, однако в отчете АО «САХ» были нарушены требования, указанные в п.п. 22,23,24 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66. Просила постановление оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.

Заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО2 просил постановление оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами

На момент подачи отчета действовал Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».

Согласно п. 5 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).

В соответствии с п. 6 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 23 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 в разделе «Сведения об объекте размещения отходов» приводятся реквизиты последнего письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов.

Согласно п. 24 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 в разделе «Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся сведения, в том числе, об использованных средствах отбора проб, инструментальных измерений, определений и наблюдений и их соответствии требованиям законодательства; об использованных методиках (методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их соответствии требованиям законодательства; копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации.

В соответствии с п. 22 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать, в том числе, следующие разделы: обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды; список использованных источников.

Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения должностного лица - и.о. начальника отдела охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды АО «Спецавтохозяйство» ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, послужило то, что в ходе плановой выездной проверки по распоряжению руководителя Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) №156-Р от 24.03.2021 года в период времени с 30.03.2021 года по 26.04.2021 года проведена проверка соблюдения хозяйствующим субъектом АО «САХ» требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном по адресу: <адрес> и было установлено, что должностное лицо - и.о. начальник отдела охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды АО «Спецавтохозяйство» ФИО3 допустила нарушение природоохранных требований, установленных законодательством РФ, что выразилось в сокрытии, сообщении неполной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.5.2 настоящего Кодекса, тем самым должностным лицом - и.о. начальником отдела охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды АО «Спецавтохозяйство» ФИО3 были нарушены требования ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.11, ч.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.п.22,23,24 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».

Признавая должностное лицо - и.о. начальника отдела охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды АО «Спецавтохозяйство» ФИО3 виновной в совершении административного правонарушения должностное лицо исходило из того, что факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО3 подтверждаются совокупностью доказательств: распоряжением руководителя Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 24.03.2021 года о проведении плановой проверки АО «САХ» в период времени с 30.03.2021 года по 26.04.2021 года; актом проверки Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 26.04.2021 года с фототаблицей, в котором указаны нарушения, допущенные АО «САХ» в области охраны окружающей среды; предписанием Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 26.04.2021 года об устранении выявленных нарушений, допущенных АО «САХ» в области охраны окружающей среды; приказом от 11.01.2021 года АО «САХ» ФИО3 назначена на должность начальника отдела охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды; должностной инструкцией начальника отдела охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды; сопроводительным письмом от 17.12.2020 года АО «САХ» в адрес руководителя Приокского Межрегионального Управления Росприроднадзора, согласно которому предоставлен отчет за 2020 год; отчетом АО «САХ» по результатам мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2020 год, в котором в нарушение п.п.22,23,24 Приказа отсутствуют указанные в них сведения; протоколом об административном правонарушении года от 03.06.2021 года, составленным в отношении должностного лица - и.о. начальника отдела охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды АО «Спецавтохозяйство» ФИО3 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела указанные фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами и получившими правильную оценку в постановлении в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела не допущено.

Оценив имеющиеся в деле об административном правонарушении доказательства судья приходит к выводу о том, что должностным лицом действия должностного лица - и.о. начальника отдела охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды АО «Спецавтохозяйство» ФИО3 правильно квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ, так как она совершила сокрытие, сообщение неполной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.5.2 КоАП РФ.

Постановление об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ, уполномоченным на его составление должностным лицом и отражает существо правонарушения.

Оснований для отмены постановления не имеется.

Довод ФИО3 о том, что она не допустила сокрытия информации в отчете о состоянии окружающей среды, является несостоятельным и материалами дела опровергается.

Утверждения заявителя о том, что в постановлении незаконно имеется ссылка на Приказ МинПрироды России от 08.12.2020 года , который на момент сдачи отчета не вступил в законную силу, не свидетельствуют о невиновности ФИО3 во вмененном ей правонарушении, поскольку в отчете отсутствовали сведения, предусмотренные Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66, действующего на момент предоставления отчета.

Довод заявителя о том, что в результате совершенного правонарушения не был причинен существенный вред интересам граждан, общества и государства, основан на неверном толковании закона.

Административное наказание назначено ФИО3 в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному, при этом судья учитывает, что ФИО3, имеющей <данные изъяты>, сумма административного штрафа назначена в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды РФ Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 04 июня 2021 года в отношении должностного лица – и.о.начальника отдела охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды АО «Спецавтохозяйство» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО3 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья