ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-599/2021 от 22.06.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№12-599/2021

66RS0005-01-2021-002989-64

РЕШЕНИЕ

22.06.2021 гор. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Хорошиловой Е.К., действующей на основании доверенности, на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14.12.2020 года по делу № 066/04/9.15-4937/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .15-4937/2020 заместителю исполнительного директора Публичного акционерного общества «Аэропорт Кольцово» ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе защитник ФИО1 – Хорошилова Е.К., действующая на основании доверенности, просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения. Указывает, что ПАО «Аэропорт Кольцово» раскрывает информацию, предусмотренную Стандартами на официальном сайте Общества с доменными именами www.svx.aero (www.koltsovo.ru). Сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать на официальном сайте информацию, предусмотренную в пп. «у» п. 19 Стандартов: о выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номерах и (или) об адресах электронной почты, предназначенных для направления потребителю электрической энергии (мощности), потребителю услуг по передаче электрической энергии уведомления о введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Следовательно, при раскрытии вышеуказанной информации на своем официальном сайте сетевая организация обязана указать о выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номера или об адресах электронной почты. Информация об адресе электронной почты, предназначенной для направления потребителю электрической энергии, потребителю услуг по передаче электрической энергии уведомления о введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии размещена ПАО «Аэропорт Кольцово» на официальном сайте в сети «Интернет». Кроме того, на официальном сайте ПАО «Аэропорт Кольцово» в сети «Интернет» указан мобильный телефон оперативно-диспетчерской группы ПАО «Аэропорт Кольцово», по которому можно получить информацию по ограничениям режима потребления электроэнергии. Также на официальном сайте ПАО «Аэропорт Кольцово» в сети «Интернет» указан телефонный номер заочного обслуживания потребителей, а также контакты интернет-приемной единого бесплатного номера. Согласно письму ООО «Интернет-Про» вышеуказанная информация обновлена на сайте ПАО «Аэропорт Кольцово» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Со стороны заместителя исполнительного директора Публичного акционерного общества «Аэропорт Кольцово» ФИО1 предприняты все меры соблюдения требований законодательства.

Заявитель ФИО1, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения которого извещены своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, об отложении не ходатайствовал.

Защитник Берчатова Л.Г., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .15-4937/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, жалобу удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО1 для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился, извещен о дате и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, что не соответствует действительности, поскольку почтовый конверт с отметкой о неполучении заявителем извещения о месте, времени и дате рассмотрения дела об административном правонарушении вернулся в адрес должностного лица после вынесения им постановления. Кроме того, в постановлении должностным лицом указано, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела возвращено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ за истечением срока хранения, что не соответствует отчету об отслеживании с почтовым идентификатором 80084255954192.

Заслушав защитника, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Событие предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ административного правонарушения проявляется в нарушении субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в электронных средствах массовой информации. В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее -Закон №147-ФЗ) в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и зашиты интересов потребителей субъектов естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с Законом №147-ФЗ (далее -регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

Аналогичное положение содержится в ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее-Закон № 35-ФЗ), согласно которой основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничного рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики. Требования к составу информации, раскрываемой субъектами электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, а также к порядку, способам и срокам её раскрытия установлены Постановлением об утверждении стандартов раскрытия информации.

Согласно п. 1 Стандартов под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях -предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

Раскрытие информации служит для целей обеспечения прозрачности деятельности субъектов рынков электрической энергии, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.

Таким образом, раскрытие информации, в случае ее отсутствия, подразумевает размещение сведений об отсутствии и причинах отсутствия такой информации (Письмо ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЦА/23366/13 «О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)»). Контроль за соблюдением стандартов субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.

Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации (далее-Правила ), в соответствии с п. 2, пп. «а», «в», «г», «е» п. 4 которого Федеральная антимонопольная служба является органом, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, в отношении факта раскрытия информации, сроков и периодичности раскрытия информации, полноты раскрытия информации, форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм.

Согласно п. 1 Правил определен порядок осуществления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации, подлежащей свободному доступу (далее-информация), субъектами естественных монополий (далее соответственно -субъекты регулирования, контроль).

В соответствии с подпунктами «а» - «е» пункта 4 Правил контроль осуществляется антимонопольным органом в форме систематического наблюдения и анализа информации, порядок проведения которых утверждается органом по контролю (пп. «а» п. 7, п. 8 Правил ). При этом данная форма контроля закреплена также пунктом 3.28 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением установленных Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, далее - Стандарты) порядка, способов, сроков опубликования информации произведен через служебный персональный компьютер, находящийся в Свердловском УФАС России (<адрес>, г. Екатеринбург) поиск в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» официального сайта ПАО «Аэропорт Кольцово» по адресу: www.svx.aero, о чем составлен акт осмотра интернет-сайта от ДД.ММ.ГГГГ. Информация о наличии официального сайта ПАО «Аэропорт Кольцово» в сети «Интернет» по адресу: www.svx.aero содержится в постановлении Региональной энергетической комиссии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ-ПК «Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях» (вместе с «Информацией о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год»).

Перечень информации, подлежащей раскрытию сетевыми организациями определен п. 12, п. 19 Стандартов.

Сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать на официальном сайте информацию, предусмотренную в пп. «у» п. 19 Стандартов: о выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номерах и (или) об адресах электронной почты, предназначенных для направления потребителю электрической энергии (мощности), потребителю услуг по передаче электрической энергии уведомления о введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В ходе осмотра официального сайта ПАО «Аэропорт Кольцово» выявлено не раскрытие Обществом вышеуказанных сведений, предусмотренных пп. «у» п. 19 Стандартов.

Таким образом, имеет место наличие событие административного правонарушения, совершенного ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в нарушении ПАО «Аэропорт Кольцово» установленного Стандартами порядка опубликования информации на своем официальном сайте в сети «Интернет», а именно не раскрытие Обществом вышеуказанных сведений, предусмотренных пп. «у» п. 19 Стандартов.

Вместе с тем, согласиться с вынесенным постановлением нельзя по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии с п. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство обставлено без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось ДД.ММ.ГГГГ в отсутствии заместителя исполнительного директора Публичного акционерного общества «Аэропорт Кольцово» ФИО1 и его защитника.

Как указано в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу .15-4937/2020, ФИО1 для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился, извещен о дате и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что ФИО1 был извещен о месте и времени рассмотрения дела, поскольку как следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80084255954192, ДД.ММ.ГГГГ извещение прибыло в место вручения, ДД.ММ.ГГГГ возвращено должностному лицу по иным обстоятельствам.

Отметки о попытках вручения ФИО1 извещения о дате и месте рассмотрения дела в отчете об отслеживании отправления отсутствуют.

Также, в постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ указано, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ возвращено в антимонопольный орган ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после вынесения оспариваемого постановления.

Следовательно, должностное лицо необоснованно признало извещение ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .15-4937/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу защитника ФИО1 – Хорошиловой Е.К., действующей на основании доверенности, – удовлетворить.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.

Судья О.А. Черных