ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-59/15 от 14.04.2015 Волосовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 12-59/2015

РЕШЕНИЕ

г. Волосово 14 апреля 2015 года

Судья Волосовского районного суда Ленинградской области Киселев А.М., с участием:

ФИО1, в отношении которой вынесено постановление по делу об административном правонарушении,

прокурора прокуратуры Волосовского района Ленинградской области Александрова Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании протест прокуратуры Волосовского района, Ленинградской области, №20-18-2015 от 06.03.2015 года на постановление от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, которым

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>,

за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ подвергнута административному наказанию, и

установил:

постановлением от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения, с возложением дополнительных обязанностей: в срок 2 недели принять меры к трудоустройству, в срок 1 неделя определить дочь в детский сад, с постановкой семьи на профучет в органы профилактики.

Согласно указанному постановлению административное правонарушение ФИО1 совершено при следующих обстоятельствах: на момент ДД.ММ.ГГГГ в 20 ч. 20 мин. ФИО1 ненадлежащим образом исполняет свои родительские обязанности по воспитанию и обучению своей несовершеннолетней дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно: после возвращения из госучреждения в ДД.ММ.ГГГГ года ФИО8 до настоящего времени не посещает детский сад, на момент посещения семьи продукты питания в минимальном количестве, ФИО1 не принимает меры к трудоустройству, склонна к злоупотреблению спиртными напитками.

На указанное постановление прокурором Волосовского района, Ленинградской области, ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, в котором ставится вопрос об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области в отношении ФИО1 и прекращении его производством за отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям:

- на ФИО1 указанным постановлением возложены дополнительные обязанности, не предусмотренные санкциями ч.1 ст.5.35 КоАП РФ,

- в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 не установлено место совершения правонарушения,

- в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении коллегиальным органом дела об административном правонарушении в ходе рассмотрения были получены объяснения ФИО1, ФИО6, опровергающие выводы комиссии, однако, комиссией не дана надлежащая оценка их показаниям, а так же иным материалам административного дела.

Прокурор в судебном заседании поддержал доводы протеста в полном объеме.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1, поддержала доводы протеста.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнение участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В силу положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст.ст.30.1, 30.2, ч.ч.1 и 3 ст.30.3 КоАП РФ. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст.ст.30.4 - 30.8 КоАП РФ.

Согласно п.п. ж п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии со ст.23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в ч.1 и 2 ст.23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.11.18 КоАП РФ, и дел о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.

В силу п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.

В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Конвенцией о правах ребенка, принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1), провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

В силу ч.2 ст.38 Конституции РФ, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

В силу ч.2 ст.54 Семейного кодекса РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на заботу со стороны родителей, право на совместное проживание с ними.

Согласно ст.63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В соответствии с ч.1 ст.65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст.5.35 КоАП РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет административное наказание.

Объектом административного правонарушения рассматриваемой категории являются общественные отношения, связанные с правами и защитой интересов несовершеннолетних.

Объективная сторона ч.1 ст.5.35 КоАП РФ характеризуется невыполнением родителями и иными лицами своих обязанностей по воспитанию и обучению детей - заботы о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражена умышленной виной.

Субъектом правонарушения являются родители несовершеннолетнего (в том числе несовершеннолетние родители в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет), законные представители несовершеннолетнего (усыновители, опекуны (попечители), приемная семья, патронатная семья).

В соответствии с п.14 Положения о муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области (приложение к закону Ленинградской области от 29.12.2005 года № 126-оз) муниципальная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, установленных КоАП РФ и областным законом «Об административных правонарушениях». Производство по делам об административных правонарушениях муниципальная комиссия осуществляет в порядке, установленном КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения, с возложением дополнительных обязанностей в срок 2 недели принять меры к трудоустройству, в срок 1 неделя определить дочь в детский сад, с постановкой семьи на профучет в органы профилактики.

Основанием рассмотрения административного дела в отношении ФИО1 на КДН и ЗП послужило определение от ДД.ММ.ГГГГ зам.начальника полиции по ООП ОМВД РФ по <адрес> о передаче комиссии дела об административном правонарушении для рассмотрения по существу.

ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 инспектором ОУУП и ПДН ОМВД РФ по <адрес> был составлен протокол АП по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, получены объяснения от ФИО1 без разъяснения ей прав, предусмотренных ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, к делу приобщено ходатайство заведующей детским са<адрес> со ссылкой на информацию, полученную от неких жителей, неоднократно видевших ФИО1 гуляющей по поселку в нетрезвом виде, а её дочери ФИО3 необходима подготовка к поступлению в 1 класс.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ на заседании коллегиального органа - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области по рассмотрению административного дела ФИО1 присутствовала, из её объяснений следует, что в школу (мы) дочь устроим, от злоупотребления алкоголем она лечиться, муж работает, далее следуют пояснения ФИО6, он является и членом данной комиссии и врачом-наркологом, у которого ФИО1 лечилась на тот момент, как она пояснила в судебном заседании, - он подтверждает, что назначения ФИО1 сделаны, она не должна быть такой сонной… Кроме того, как пояснила ФИО1 на данном заседании КДН и ЗП присутствовал её муж, однако, в протоколе о его участии сведений нет, хотя он и давал комиссии пояснения.

В итоговом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ имеется только ссылка на протокол АП от ДД.ММ.ГГГГ и упомянутое ходатайство заведующей детским садом, иные доказательства, а именно полученные от ФИО1 и других лиц объяснения, их оценка и оценка всех имеющихся доказательств не приведены.

В соответствии с ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении в данном случае должны быть указаны: состав коллегиального органа, вынесших постановление, его адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Пунктом 1 ст.26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, то есть место, время и способ его совершения.

В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 не соблюдены, а именно:

- место (места) совершения административного правонарушения в итоговом постановлении КДН и ЗП при рассмотрении административного дела не установлено,

- в обжалуемом постановлении КДН и ЗП отсутствует мотивированное решение по делу, не дана оценка тем доказательствам, которые имелись в материалах административного дела, а также показаниям самой ФИО1, процессуальные права и ответственность, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, не разъяснены, отсутствует оценка и письменных доказательств дела,

- в материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что ФИО2 является дочерью ФИО1,

- признавая ФИО1 виновной в административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, комиссия ДН и ЗП возложила на ФИО1 обязанности, не предусмотренные санкцией ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, в виде: в срок 2 недели принять меры к трудоустройству, в срок 1 неделя определить дочь в детский сад, с постановкой семьи на профучет в органы профилактики.

- объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ не соответствует вмененному ФИО1 правонарушению, не установлено какие именно умышленные действия ФИО1, связанные с ненадлежащим исполнением своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетней дочери привели к нарушению их прав и интересов, каких именно и в чем это выразилось,

- вменение ФИО1 одного из квалифицирующих признаком ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, а именно, ненадлежащее исполнение обязанностей по обучению несовершеннолетней дочери с необходимостью требует установление данного обстоятельства допустимыми доказательствами по административному делу, чего сделано не было,

- материалы административного дела в отношении ФИО1 страдают недопустимой неполнотой, которая не может быть восполнена в судебном заседании. Необходимыми документами, которые подлежат представлению для правильного, законного, всестороннего и обоснованного разрешения дела по существу являются: определение о передаче дела в комиссию; объяснение лица, в отношении которого составлен протокол; объяснения двух свидетелей; бытовая характеристика, представленная участковым уполномоченным; акт обследования жилищно-бытовых условий семьи; обзорная справка на правонарушителя, предоставленная инспектором отдела по делам несовершеннолетних (ПДН) отдела полиции; характеризующий материал, представленный органами и учреждениями системы профилактики, осуществляющими проведение индивидуальной профилактической работы с членами семьи; копия паспорта родителя (лица, его заменяющего); копия свидетельства о рождении ребенка; данные комиссии о делах об административных правонарушениях, которые рассматривались ранее в отношении данного лица; извещение о явке лица, в отношении которого составлен протокол, на заседание комиссии; протокол заседания комиссии; постановление комиссии о начале (продолжении) индивидуальной профилактической работы с семьей; постановление комиссии о назначении административного наказания (о прекращении производства по делу).

В материалах административного дела на ФИО1 отсутствуют копия документа о рождении детей, показания свидетелей, не установлено, чем подтверждена склонность к злоупотреблению спиртными напитками у ФИО1, отсутствуют сведения о проведенной (проводимой) профилактической работе с семьей, документы, свидетельствующие об обоснованности имеющегося в деле ходатайства заведующей детским са<адрес>, её отношение к административному делу, сведения о здоровье и развитии ребенка ФИО1, осмотра её квартиры, отсутствуют документы из наркологического кабинета <адрес> и лечении ФИО1, данные комиссии о делах об административных правонарушениях, которые рассматривались ранее в отношении данного лица, характеристики с места жительства ФИО1

При таких обстоятельствах при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ надлежало возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должностному лицу, составившему протокол, для устранения содержащихся в нем недостатков.

Однако данное требование закона коллегиальным органом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, во внимание не принято, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении недостатки устранены не были, объективная сторона правонарушения не установлена.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Согласно п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 1 либо п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах постановление от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области не может быть признано законными и обоснованными и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Протест прокурора Волосовского района Ленинградской области № 20-18-2015 от 06.03.2015 года на постановление от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, которым ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, - удовлетворить.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области в отношении ФИО1 – отменить, административное дело в отношении ФИО1 по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ – производством прекратить за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: