ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-59/17 от 17.04.2017 Керченского городского суда (Республика Крым)

Дело № 12-59/17

РЕШЕНИЕ

17 апреля 2017 года судья Керченского городского суда Республики Крым Киселев Е.М., рассмотрев жалобу Начальника отдела промышленной безопасности Общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив» Асланяна Артура Львовича на постановление о назначении административного наказания государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 02.03.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением о назначении административного наказания государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 02.03.2017 года начальник отдела промышленной безопасности Общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив» Асланян А. Л., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Так в постановлении указано, что с 13.12. 2016 года по 12.01.2017 года, на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400; Положения о Департаменте Росприроднадзора по ЮФО, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2016 № 512; Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 « О федеральном государственном экологическом надзоре» и во исполнение приказа от 01.12.2016 № 934-КНД начальника Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному федеральному округу «О проведении внеплановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью ООО «СЗ «Залив», проведена внеплановая выездная проверка предприятия. По результатам проверки составлен Акт проверки от 12.01.2017 г. № 0008/11/3910/3379/934-КНД/ПР/2017.

В ходе проверки предприятия установлены нарушения действующего законодательства в части экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

ООО «СЗ «Залив» не подтверждено отнесение к конкретному классу опасности и не составлены паспорта на отходы I-IV классов опасности, что является нарушением п. 2, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращен отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

ООО «СЗ «Залив» не ведется учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а та размещенных отходов, в соответствии с приказом Минприроды России 01.09.2011 года № 721, согласно которому на предприятии образовано: в 1 кв. – 993,5 тонн/год, 2 кв. - 1416,226 тонн/год, 3 кв. 2016 - 1262,1.

В соответствии ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности, которых образуются отходы (за исключением субъектов малого среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно п.2 «Порядка разработки утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещения», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ 25.02.2010 № 50, порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей юридических лиц (их филиалов и других территориально- обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отнесенных в соответствии с «законодательством» Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Общество в нарушение требований действующего законодательства ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства потребления» не имеет установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Таким образом, установлено, что ООО «СЗ «Залив» по адресу: <адрес> не выполнены вышеуказанные требования законодательства, чем совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований действующего законодательства ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не имея установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Государственным инспектором Российской Федерации по факту выявленного нарушения вынесено постановление о назначении административного наказания юридическому лицу ООО «СЗ «Залив» от 28.02.2017 г. .

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Согласно приказу ООО «СЗ «Залив» от 30.09.2014 № 521-к на должность начальника отдела промышленной безопасности назначен Асланян Артур Львович, в обязанности которого входит соблюдение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Установлено, что Асланян А. Л., имея определенные законом обязанности (указанные ранее), нарушил (не выполнил) вышеуказанные требования законодательства, чем совершил административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или опасными веществами, ответственность, за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

Асланяну А.Л., назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

С таким постановлением начальник отдела промышленной безопасности Общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив» Асланян А. Л., не согласен, и в жалобе поставил вопрос об его отмене, за отсутствием состава правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что отсутствует состав правонарушения вменённого в вину начальнику отдела промышленной безопасности Общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив» Асланяну А. Л., поскольку, возможность привлечения лиц к административной ответственности за административное правонарушение возможно лишь при условии того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм за нарушение, которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В жалобе указано, что 20.01.2015 года на ООО «СЗ «ЗАЛИВ» была сформулирована и утверждена Программа получения разрешительной документации в области природопользования, а также технические задания на разработку и согласование проектов НДС, ПДВ, ПНООЛР, направленные на соблюдение Обществом требований действующего законодательства в части разработки и согласования проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

По результатам открытых торгов, проведенных на электронной площадке в соответствии с Положением о закупках ООО «СЗ «ЗАЛИВ», было принято решение о заключении с <данные изъяты>» договора № 9/15 от 05.02.2015 года на выполнение работ (оказание услуг) по разработке и согласованию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Срок выполнения работ (оказания услуг) по договору - 180 календарных дней.

Во исполнение условий указанного договора ООО «СЗ «ЗАЛИВ» были предоставлены все необходимые исходные данные для разработки проектной документации. Однако взятые на себя обязательства <данные изъяты> выполнило, в установленный договором срок работы не были выполнены, в связи с чем 16.10.2015 года в адрес <данные изъяты>» была выставлена претензия № 16/138 с уведомлением о досрочном расторжении договора с 30.10.2015 года.

В дальнейшем, после расторжения договора с <данные изъяты>», в целях реализации Обществом требований действующего законодательства в части разработки и согласования проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), ООО «СЗ «ЗАЛИВ» посредством повторного проведения торгов на электронной торговой площадке, с <данные изъяты> был заключен договор № 8/16 от 27.01.2016 года на разработку и согласование в контролирующих органах проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Срок выполнения работ (оказания услуг) по договору - 180 дней.

Однако, в установленный договором срок предусмотренные техническим заданием работы выполнены не были, в связи с чем договор с <данные изъяты> был расторгнут.

В настоящее время ООО «СЗ «ЗАЛИВ» имеет ряд заключенных договоров, направленных на реализацию требований действующего законодательства в части разработки и согласования проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Так 02.12.2016 года между ООО «СЗ «ЗАЛИВ» и ООО «Керчьэкотехпром» были заключены:

договор на выполнение работ по проведению инвентаризации отходов и составлению отчета по инвентаризации отходов производства и потребления. Срок выполнения работ - 60 календарных дней;

договор на выполнение работ по проведению паспортизации отходов. Срок выполнения работ - 60 календарных дней;

договор на выполнение работ по разработке и согласованию ПНООЛР. Срок выполнения работ - 60 календарных дней.

Указанные фактические обстоятельства, считает заявитель, свидетельствуют о принятии ООО «СЗ «ЗАЛИВ» и им, как должностным лицом Общества, всех зависящих мер по соблюдению требований действующего законодательства в части оформления необходимых разрешительных документов, что в свою очередь указывает на отсутствие его вины, и вины Общества, в совершении вменяемого административного правонарушения. Невыполнение договорных обязательств со стороны <данные изъяты> связаны с недобросовестным ведением указанными контрагентами хозяйственной деятельности, что находится вне контроля ООО «СЗ «ЗАЛИВ» и должностного лица предприятия.

Заявитель просил суд его жалобу удовлетворить.

Представитель заявителя жалобу поддержал и просил суд учесть, что правонарушение, вменяемое в вину его доверителю малозначительное, в связи с отсутствием вреда, а должностное лицо при вынесении обжалуемого постановления не дало этому обстоятельству должной оценки.

Кроме того, указывает представитель заявителя, его доверителю безосновательно назначено наказание выше минимального размера в 20000 рублей, без учета отсутствия отягчающих обстоятельств.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю просил суд жалобу оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление без изменения.

В возражениях указал, что все доводы Асланяна А.Л., рассматривались должностным лицом, вынесшим постановление, которые на состав правонарушения не влияют, как и на тяжесть содеянного.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Рассмотрев жалобу, суд пришёл к выводу о том, что она подлежит частичному удовлетворению.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Субъектом указанного правонарушения может быть должностное лицо и (или) юридическое лицо, в соответствии со ст.ст. 2.4, 2.10 КоАП РФ.

Субъективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ характеризует вина в форме умысла или неосторожности.

Из материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица начальника отдела промышленной безопасности Общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив» Асланяна А. Л., следует, что согласно приказу от 30.09.2014 года № 521-к по ООО «СЗ «Залив» Асланян А.Л., принят с 02.10.2014 года на должность начальника отдела промышленной безопасности с испытательным сроком 3 месяца, на основании трудового договора.

Между тем в материалах дела об административном правонарушении в отношении Асланяна А.Л., отсутствует должностная инструкция начальника отдела промышленной безопасности ООО «СЗ «Залив» и другие документы подтверждающие его полномочия и ответственность в части наличия возможности для соблюдения правил и норм за нарушение, которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В своём ходатайстве к должностному лицу от 02.03.2017 года Асланян А.Л., обращал на это внимание, однако при разрешении ходатайства должностное лицо мотивированно не опровергло доводы Асланяна А.Л., что является существенным нарушением процессуальных требований.

Указанные документы небыли предметом исследования государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю при вынесении обжалуемого постановления, и в этой связи признать обжалуемое постановление законным, невозможно.

Остальные доводы жалобы для проверки наличия состава правонарушения правового значения не имеют.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.

Руководствуясь п.4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, судья -

РЕШИЛ:

Отменить постановление о назначении административного наказания государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 02.03.2017 года в отношении начальника отдела промышленной безопасности Общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив» Асланяна А. Л., которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток, с момента его получения.

Судья Е.М. Киселев