ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-59/18 от 09.10.2018 Обливского районного суда (Ростовская область)

Дело № 12-59/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

09 октября 2018 года ст. Обливская

Судья Обливского районного суда Ростовской области Кулакова Е.Н., рассмотрев жалобу генерального директора АО «Молоко» Шеромовой Е.А. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Яненко В.В. от 13.08.2018г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - юридического лица АО «Молоко»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 13.08.2018 года юридическое лицо АО «Молоко» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублейза несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Считая вынесенное постановление незаконным, представитель юридического лица Шеромова Е.А. обратилась в Обливский районный суд Ростовской области с жалобой, в которой просила постановление о назначении административного наказания признать недействительным, ограничиться предупреждением. В обоснование поданной жалобы ее податель ссылается на то, что данное нарушение выявлено впервые и административный штраф в размере 100 000 рублей для малого предприятия является значительным.

В судебном заседании представитель юридического лица АО «Молоко» Евдокимова А.С., действующая на основании доверенности №19 от 09.10.2018г. поддержала жалобу по основаниям, изложенным в ней. Дополнительно пояснила, что они содержат поля фильтрации в порядке длительное время. Юридическое лицо не отрицает факт совершения административного правонарушения, просит о смягчении наказания. Просит назначить наказание в виде предупреждения. В связи с совершением административного правонарушения ими усилена работа по предотвращению таких нарушений впредь. Представитель юридического лица просила учесть, что в настоящее время доходная часть предприятия уменьшается в связи с растущими ценами на сырье, поэтому штраф в 100 000 рублей для малого предприятия является значительным.

Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Яненко В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Суд рассмотрел жалобу в отсутствие представителя Росприроднадзора.

Суд, выслушав представителя юридического лица, изучив жалобу и приложенные материалы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

В силу ч. 6 и ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

За нарушение данных норм права предусмотрена административная ответственность.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. За данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека

В силу пункта 5 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Субъектами административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Следовательно, субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, является лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, а также лицо, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами.

Судом установлено, что в Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу (далее - Департамент) поступило коллективное обращение граждан ст. Обливской Ростовской области (вх. № 214-ОГ от 16.05.2018) по вопросу нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами на территории ст. Обливской Ростовской области.

28.06.2018 сотрудниками Департамента проведено рейдовое мероприятие на основании приказа от 05.06.2018г. № 230/КНД «О проведении рейдового мероприятия», и.о. начальника А.О. Гуржеева, в ходе которого зафиксировано несанкционированное место размещения жидких отходов, на участке с кадастровым номером: . Данный факт явился основанием для вынесения определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами .

Согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 28.06.2018г. сотрудниками Департамента совместно со специалистами лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ростовской области 28.06.2018г. в период с 12 час. 00 мин. по 15 час. 00 мин. проведено обследование земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> (земельный участок находится в непосредственной близости от жилых домов), в ходе обследования установлено, что на указанном земельном участке расположены пруды-накопители. Пруды обвалованы земляной насыпью высотой 1,5 м. и наполнены жидкими бытовыми отходами. С целью установления площади загрязнения и определения уровня токсичности почвы специалистами лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ростовской области произведен отбор проб грунта из указанной выше территории (протоколы отбора № 218, 219, 220 от 28.06.2018г., протоколы биотестирования почвы № 31, 32, 33 от29.06.2018г).

Слив жидких отходов осуществляется самотеком через закопанную асбестовую трубу с территории АО «Молоко» на участок с кадастровым номером

По договору аренды земельного участка №715-Н, земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, в границах указанных в выписке из ЕГРН на земельный участок, передан из земель населенного пункта в аренду юридическому лицу АО «Молоко» в лице генерального директора Шеромовой Е.А.

Согласно Экспертному заключению филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ростовской области № 136 от 05.07.2018г. установлено, что отходы отобранные на территории земельного участка с кадастровым номером - отходы производства сыра, сырных продуктов и творога токсичны. Токсичность снимается при разведении водной вытяжки в 90 раз.

Согласно Приложению № 5 к Приказу Минприроды России от 04.12.2014г. № 536 « Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» данные отходы относятся к малоопасным и принадлежат к 4-му классу опасности.

В соответствии с представленными на экспертизу протоколом отбора (измерений) проб почвы от 28.06.2018 № 28 и протоколом биотестирования почвы от 29.06.2018 №31, 32, 33 установлено, что пробы почвы отобраные на земельном участке с кадастровым номером (точка 1 - Котлованразмером 65м х 20м глубиной 0,6 м. (объем котлована 720 м3.) координаты 48032`40,21” с.ш. 420 31`51,35”в.д., точка 2 - Котлован размером 65м х 18м глубиной 0,3 м (объем котлована 324 м3.) координат 48032`39,6” с.ш. 42031`51,25” в.д., точка 3 - Котлован размером 65м х 10м глубиной 0,25 м (объем котлована 325 м3.) координаты 48032`41,17” с.ш. 42031`51,67” в.д. токсичны - отсюда следует, что токсическое влияние на почву оказывают отходы производства сыра, сырных продуктов и творога размещенные АО «Молоко» на земельном участке с кадастровым номером 61:27:0600011:1723.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Яненко В.В. от 13.08.2018г. юридическое лицо - АО «Молоко» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей.

Событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях АО «Молоко» подтверждается совокупностью представленных доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 30.06.2018г.; протоколами отбора грунта; письмом первого заместителя главы Администрации Обливского района; экспертным заключением филиала ФГБЦ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ростовской области; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 28.06.2018г. Факт размещения жидких отходов на участке с кадастровым номером , не отрицался подателем жалобы, как и не отрицалась вина в совершении правонарушения.

С учетом исследованных материалов дела действия АО «Молоко» правильно квалифицированы по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. ст. 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При рассмотрении дела по существу выяснены обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что отражено в обжалуемом постановлении.

Имеющиеся по делу доказательства, в том числе документы, соответствуют требованиям ст. ст. 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере и является справедливым.

При назначении наказания учтены обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, что отражено в обжалуемом постановлении.

В соответствии с п.п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Противоправность и существенная угроза охраняемым законом правоотношениям заключается в осуществлении юридическим лицом размещения опасных отходов в нарушение установленных требований.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

С учетом специфики отношений, регулируемых Федеральным законом «Об охране окружающей среды», характера совершенного правонарушения, оснований для признания совершенного АО «Молоко» правонарушения малозначительным суд не усматривает.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу частей 1, 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из постановления должностного лица следует, что при назначении наказания юридическому лицу, разрешено ходатайство представителя АО «Молоко» о назначении наказания за административное правонарушение в виде предупреждения, в удовлетворении ходатайства отказано. Отказ мотивирован тем, что отобранные отходы отказывают токсическое влияние на почву, что является причинением вреда окружающей среде.

Состав статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным и не требует обязательного наступления вредных последствий.

Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами должностного лица и полагает, что в рассматриваемом случае необходимые условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для замены назначенного юридическому лицу наказания на предупреждение, отсутствуют.

Иные доводы жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, и существенных нарушениях требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в связи с чем, не могут рассматриваться в качестве предусмотренных ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований к отмене или изменению постановления должностного лица.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным, и назначения наказания в виде предупреждения, доводы жалобы необоснованны и не влекут отмену оспариваемого постановления должностного лица.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Яненко В.В. от 13.08.2018г. по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО «Молоко» Шеромовой Е.А. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья___Кулакова Е.Н._________