ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-59/18 от 18.10.2018 Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело <...>

Судья Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Пашинцев А.В., с участием: заявителя ФИО1, представителя МИФНС России №5 по ХМАО-Югре ФИО2, действующего на основании доверенности, рассмотрев дело об административном правонарушении <...> по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Вояж» ФИО1 на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО3<...> от <дата>., решение Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <...> от <дата>., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Вояж» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по ХМАО - Югре ФИО3 <...> от <дата>. генеральный директор ООО «Вояж» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде предупреждения. Из постановления следует, что при проведении налоговой проверки в период с <дата>. по <дата>. в отношении ООО «Вояж», расположенного по адресу: <адрес>, должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 5 по ХМАО - Югре были установлены нарушения п.14, п.15, п.16 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а именно: генеральным директором не открыт специальный банковский счет платежного агента - ООО «Вояж».

Решением по жалобе, вынесенным УФНС России по ХМАО - Югре <...> от <дата>., указанное выше постановление оставлено без изменения, а жалоба ООО «Вояж» - без удовлетворения.

Не согласившись с указанными выше постановлением и решением налогового органа, генеральный директор ООО «Вояж» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит данные постановление и решение признать незаконными и отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование своих возражений ссылается на то, что при вынесении постановления административный орган, принявший решение, ошибочно применил положения Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» к гражданско-правовым отношениям, регулируемым Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». ООО «Вояж» выступает в качестве турагента, осуществляя деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. Выступая в качестве турагента, ООО «Вояж», на основании агентских договоров с туроператорами, а также потребителями, осуществляет посредническую деятельность по реализации туристических продуктов, поскольку определяет существенные условия договора между потребителями туристских услуг и турагентом (по доведению надлежащей и полной информации), а также туроператором (по качеству), а не только принимает платежи, а также оказывает иные самостоятельные услуги (консультации по туристическим продуктам, страхование, визовую помощь и пр.). Таким образом, ООО «Вояж» платежным агентом не является, т.е. не является субъектом вменяемого правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 5 по ХМАО-Югре ФИО2 полагал жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы и возражений на жалобу, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В силу положений п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 2 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (п.1). Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом (п.п.1 п.2).

Понятия платежных агентов и поставщиков даны в Федеральном законе от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. При этом оператор по приему платежей - это юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, а платежный субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые также заключили с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Поставщиком, с которым заключают договоры платежные агенты, признается юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), либо которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Административная ответственность платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов) и поставщиков связана с использованием специального банковского счета (счетов).

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Субъектами правонарушения являются платежные агенты.

Субъективная сторона может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Из анализа положений Федерального закона №103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг). При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Согласно ст.1 Федерального закона № 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет.

Таким образом, действие Федерального закона № 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).

Согласно договору <...> от <дата>., заключенному между ООО «ВИП Сервис СПб» (исполнитель) и ООО «Вояж» (заказчик), исполнитель принимает на себя обязательство во исполнение поручений заказчика совершать от своего имени и за счет заказчика юридические и иные фактические действия, связанные с организацией обслуживания, заказ которого осуществлен заказчиком. Организация обслуживания, в зависимости от потребности заказчика, может включать в себя предложение вариантов услуг поставщиков и самих поставщиков в соответствии с заказом заказчика, подбор и предложение оптимальной услуги поставщика и условий её предоставления, бронирование услуги поставщика, оформление документов, предоставление собственных услуг исполнителя. Исполнитель осуществляет для заказчика реализацию услуг поставщиков от своего имени или от имени соответствующего поставщика в зависимости от условий договора с таким поставщиком. Заказчик передает исполнителю поручения посредством: использования Системы, заполненной формы в письменном виде, заполнения формы в личном кабинете на странице исполнителя в сети Интернет www.vipservicespb.ru (п.1.1). За выполнение поручений заказчик выплачивает исполнителю вознаграждение исполнителя (сбор) в соответствии с условиями настоящего договора и приложений к нему (п.1.2). Исполнитель предоставляет заказчику доступ к Системе для использования её возможностей в целях исполнения сторонами договора и в соответствии с определенными договором условиями (п. 1.3). Размер вознаграждения исполнителя, а так же условия оплаты вознаграждения исполнителя и приобретаемых заказчиком услуг, определены сторонами в приложениях к настоящему договору (п.1.4). Стороны не отвечают по обязательствам друг друга, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим договором (п. 1.5). Заказчик перечисляет на расчетный счет исполнителя оплату авансовым платежом суммы, составляющие планируемую стоимость приобретаемых услуг поставщиков и услуг исполнителя. Заказчик самостоятельно следит за своевременным пополнением аванса. Датой оплаты (пополнения аванса) считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет исполнителя. Зачисление денежных средств на лицевой счет заказчика в Системе осуществляется исполнителем в течение одного рабочего дня с момента зачисления денежных средств на расчетный счет исполнителя (п.3.1).

Согласно приложению <...> к договору <...> от <дата>. исполнитель предоставляет заказчику услуги по оформлению, возврату авиабилетов и железнодорожных билетов, услуги по бронированию гостиниц и трансферов.

Из договора <...> реализации туристского продукта от <дата>., заключенного между ООО «ЮНИТУР-2007», реализующим туристский продукт, сформированный под торговой маркой TEZTOUR (фирма), и ООО «Вояж» (заказчик), следует, что по настоящему договору фирма реализует, а заказчик приобретает туристские продукты (комплекс туристских услуг) в области международного туризма для своих туристов, которым предоставляется туристский продукт, сформированный международным (иностранным) туроператором TEZTOUR и в отношении которых заказчик заключает договор, на условиях и в порядке, установленном настоящим договором и приложениями к нему. Реализуемый по договору турпродукт, указанный в заявке или приложении, может содержать следующие права на услуги, предоставляемые туристам заказчика: бронирование и приобретение на имя туристов заказчика авиабилетов, организация трансфера, бронирование и приобретение проживания в отелях, страхование туристов. Дополнительно к этому могут быть предоставлены: услуги русскоговорящего гида, помощь в оформлении документов при заселении в отель, экскурсионное обслуживание, прокат автомобилей, VIP услуги и др. (п. 1.1). Заказчик не является агентом (турагентом) фирмы, не имеет право при исполнении настоящего договора ни на какие-либо комиссии, компенсации, возмещения или выплаты, за исключением предоставляемых фирмой скидок, указанных в настоящем договоре (приложениях к нему) (п.1.3). Заказчик при исполнении настоящего договора действует от имени всех своих туристов (п.1.4). Фирма обязуется на основании заявки заказчика предоставить туристам заказчика туристский продукт, оговоренный в заявке заказчика, в соответствии с требованиями по качеству оказываемых услуг, классификацией и стандартами, принятыми в стране пребывания, на основании информации, предоставленной фирмой в соответствии с условиями настоящего договора (п.2.1). Заявка заказчика является безотзывной офертой по законодательству Российской Федерации. Фирма обязуется на основании заявки заказчика информировать заказчика о возможности формирования необходимого турпродукта, т.е. о возможности обеспечить прием и обслуживание туристов, в отношении которых сделана заявка, в течение 2-х рабочих дней после получения заявки (п. 2.2). После получения фирмой денежных средств за турпродукт в полном объеме, возникает обязанность фирмы на предоставление туристского продукта туристам заказчика, в порядке, предусмотренном настоящим договором (п. 2.3). Заказчик обязан в течение трех банковских дней после подтверждения фирмой заявки оплатить туристский продукт в полном объеме (п.4.2).

Из содержания указанных договоров следует, что туристические продукты реализуются непосредственно физическим лицам и могут в себя включать: бронирование и приобретение на имя туристов заказчика авиабилетов, организация трансфера, бронирование и приобретение проживания в отелях, страхование туристов. Дополнительно к указанным услугам могут быть включены и иные туристские услуги.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от <дата>., основным видом экономической деятельности ООО «Вояж» (в настоящее время ООО «ЛАНТА») является деятельность туристических агентств и туроператоров. Дополнительными видами деятельности являются: производство прочих готовых изделий, не включенных в другие группировки, торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, деятельность железнодорожных пассажирских вокзалов и грузовых терминалов, деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом, деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками, деятельность курьерская, деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, деятельность по предоставлению туристических информационных услуг, деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг, деятельность по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием.

При этом, ООО «Вояж», оказывая услуги, действует от своего имени, что вытекает из договора <...> от <дата>., договора <...> реализации туристского продукта от <дата>., где ООО «Вояж» выступает в качестве заказчика услуг.

В связи с изложенным, ООО «Вояж» не может быть признано платежным агентом, на которого распространяется действие Федерального закона № 103-ФЗ, а генеральный директор ФИО1 - субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, в действиях генерального директора ООО «Вояж» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

При таких обстоятельствах, жалоба генерального директора ООО «Вояж» на постановление начальника Межрайонной ИФНС России №5 по ХМАО-Югре ФИО3 <...> от <дата>. и решение УФНС России по ХМАО - Югре <...> от <дата>. признается обоснованной и подлежащей удовлетворению, а производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО3<...> от <дата>., решение Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <...> от <дата>., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Вояж» ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Вояж» ФИО1 прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Пашинцев