ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-59/19 от 04.07.2019 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

дело

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес>ДД.ММ.ГГГГг.

Судья Калачёвского районного суда <адрес> Попова Г.И., единолично

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление от ДД.ММ.ГГГГг. государственного инспектора Калачёвского, Клетского, Суровикинского и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1,

у с т а н о в и л :

на основании постановления государственного инспектора Калачёвского, Клетского, Суровикинского и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО4 должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением ФИО1 подана жалоба, в обоснование которой он ссылается на допущенные должностным лицом процессуальные нарушения как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при вынесении постановления по делу об административном правонарушении. В обоснование своих доводов ссылается, что из мотивированной части постановления от ДД.ММ.ГГГГг. указано, что проверка была проведена ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГг., а протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ<адрес> с указанным обращает внимание на то, что при составлении протокола он не присутствовал, по результатам какой проверки составлен протокол ему также не известно. Также указывает, что в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГг. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Калачводоканал», пожарный гидрант, расположенный на <адрес> находится в ведении МУП «Калачводоканал», предприятие владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом. Кроме этого, указывает, что по <адрес> отсутствует сухая растительность, которую необходимо убрать.

В судебное заседание податель жалобы ФИО1 не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом, о чём свидетельствуют возвратившиеся в адрес суда почтовые уведомления и конверты, в свою очередь каких-либо ходатайств об отложении слушания дела не представил, делегировал свои полномочия представителю ФИО3

Представитель ФИО1ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить, постановление отменить, производство по делу прекратить.

Государственный инспектор Калачёвского, Клетского, Суровикинского и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО4 указал, что постановление от ДД.ММ.ГГГГг. является законным и обоснованным, доводы жалобы ФИО1 не состоятельными.

Выслушав участников административного производства, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Диспозицией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ влечёт предупреждение или наложение административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Из представленных суду материалов административного дела следует, что оно начато ДД.ММ.ГГГГг., закончено ДД.ММ.ГГГГг. содержит в себе следующие документы: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 1-2), определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 3), постановление от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 4-6), представление от ДД.ММ.ГГГГг. в порядке ст. 29.13 КоАП РФ (л.д.7-8).

Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьёй 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае неявки указанных лиц, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу положений ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.

Исходя из смысла и содержания данной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Названные правовые нормы призваны обеспечить соблюдение процессуальных прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, и в случае не предоставления предусмотренных законом прав и гарантий дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения ФИО1, о дате времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Так из исследованного в судебном заседании дела об административном правонарушении установлено, что какие-либо повестки и извещения направленные посредством почтовой корреспонденции, телеграммы, СМС-информирование, либо телефонограммы в деле отсутствуют.

Более того, из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что ФИО1 как лицо, привлекаемое к административной ответственности участие при его составлении не принимал, процессуальные права и обязанности ему не разъяснялись, о чём свидетельствует отсутствие его подписи в графах «подпись лица, в отношении которого возбуждено дело», а также «подпись лица, в отношении которого ведётся административное дело».

Однако в том же вышеуказанном протоколе деликвент ФИО1 собственноручно указал, что с протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. он не согласен, копия вышеуказанного протокола получена им ДД.ММ.ГГГГг.

Как и каким образом, копия протокола была получена ФИО1 должностное лицо в судебном заседании пояснить не смогло. Также не представлено суду запротоколированных доказательств подтверждающих отказ ФИО1 от подписания протокола, в случае его присутствия при составлении процессуального документа.

Из определения от ДД.ММ.ГГГГг. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении следует, что ФИО1 на рассмотрение дела по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ вызывают на 30 «марта» 2019г. (данная копия определения получена деликвентом собственноручно, о чём имеется его подпись).

Однако дело об административном правонарушении рассматривалось ДД.ММ.ГГГГг., по итогам которого было вынесено постановление , которым ФИО1 был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Таким образом, суд считает, что доводы заявителя ФИО1 заслуживают внимания, и относительно отсутствия сведений о его надлежащем извещении на составление протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и об имеющихся процессуальных нарушениях при составлении протокола со стороны должностного лица.

Составленный государственным инспектором Калачёвского, Клетского, Суровикинского и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО4 протокол об административном правонарушении в отсутствие сведений о надлежащем извещении привлекаемого к административной ответственности лица о совершаемых процессуальных действиях, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, так как не позволило ФИО1 реализовать гарантированные ему законом права.

Кроме того, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения могут повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Наряду с указанным суд обращает внимание на неполноту доказательств представленных в материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, а вернее их отсутствие.

Так, суд самостоятельно истребовал доказательства необходимые для всестороннего и полного рассмотрения дела, запрашиваемые документы отсутствуют в деле об административном правонарушении в отношении ФИО1, а именно:

- распоряжение органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГг. ;

- акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГг.;

- должностная инструкция (должностные обязанности) муниципального служащего Калачёвского муниципального района <адрес>ФИО1;

- постановление главы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района <адрес> «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления Калачёвского городского поселения» от ДД.ММ.ГГГГг.;

- постановление главы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района <адрес> «О внесении изменений в постановление Главы Калачёвского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГг. «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления Калачёвского городского поселения» от ДД.ММ.ГГГГг.

Кроме этого, следует отметить, что должностным лицом не представлены сведения указывающие что именно ФИО1 является лицом подлежащим привлечению к административной ответственности, поскольку им в рамках производства по делу не запрашивалась и не приобщалась к делу должностная инструкция заместителя главы администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района <адрес>ФИО1

Таким образом, с учётом п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности срок давности привлечения лица к административной ответственности составляет 1 год с момента выявления таких нарушений.

Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, при этом предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не истёк, постановление от ДД.ММ.ГГГГг. государственного инспектора Калачёвского, Клетского, Суровикинского и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО4 подлежит отмене, а дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ФИО1, - направлению на новое рассмотрение в Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Калачёвскому, Клетскому, Суровикинскому и <адрес>м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

постановление от ДД.ММ.ГГГГг. государственного инспектора Калачёвского, Клетского, Суровикинского и <адрес>ов по пожарному надзору ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ФИО1, - отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ФИО1 возвратить в Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Калачёвскому, Клетскому, Суровикинскому и <адрес>м на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Г.И. Попова