ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-59/19 от 06.08.2019 Шатурского городского суда (Московская область)

Дело ___________________________________________________________________________

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> 06 августа 2019 год

Судья Шатурского городского суда Московской области Терентьев И.Н., с участием представителя заявителя Киселева А.А., при секретаре Баркаловой А.С., рассмотрев жалобу ГБУ МО «Мосавтодор» на постановление заместителя начальника Шатурского межрайонного территориального отдела Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении

Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Мосаводор» (ГБУ МО «Мосавтодор»), , дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>, <адрес>, привлеченного к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выслушав представителя заявителя, допросив свидетеля, изучив материалы дела,

у с т а н о в и л :

ГБУ МО «Мосавтодор» нарушило правила пожарной безопасности в лесах при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ в 09:20 государственным лесным инспектором <адрес> при патрулировании участков лесного фонда согласно приказу Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес» от ДД.ММ.ГГГГ № П-82 «О проведении мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах «Линейные объекты» на лесных участках в составе земель лесного фонда Майского участкового лесничества Шатурского лесничества, расположенных в выделах 10, 16, 4, 5, 11, 12 квартала 39 (защитные леса, защитные полосы вдоль дорог), в 3,2 км юго-восточнее <адрес>, в выделах 6, 8, 10, 11, 20, 26, 27 квартала 54 (защитные леса, защитные полосы вдоль дорог), в 3, 75 км юго-восточнее <адрес>, выявлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности, при эксплуатации автомобильной дороги "Рошаль-Черусти" в местах прилегания к вышеуказанным лесным участкам полос отвода данной автомобильной дороги слева по направлению движения на участке от знака "4 км"+1900 м на север полоса отвода автомобильной дороги протяженностью 1600 м, непосредственно примыкающая к лесному массиву, в нарушение п.25 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУ МО «Мосавтодор» не очищена от горючих материалов: порубочных остатков в виде сучьев и древесно-кустарниковой растительности, разбросанных сортиментов древесины.

Постановлением заместителя начальника Шатурского межрайонного территориального отдела Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ МО «Мосавтодор» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ГБУ МО «Мосавтодор» обратилось с жалобой в Шатурский городской суд, в которой просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что должностное лицо обязано было уведомить ГБУ МО «Мосавтодор» о проводимой проверке. Осмотр участка должен был проводиться в присутствии представителя ГБУ МО «Мосавтодор». При составлении протокола об административном правонарушении представитель ГБУ МО «Мосавтодор» ФИО2 не привлекался, права ему не разъяснялись. С учетом изложенного акт осмотра территории лесного участка является недопустимым доказательством. При вынесении постановления не было учтено, что ГБУ МО «Мосавтодор» является бюджетной организацией, работы в которой выполняются по заключенным контрактам, в объеме бюджетного финансирования.

В судебном заседании представитель ГБУ МО «Мосавтодор» Киселев А.А. поддержал доводы, изложенные в жалобе, пояснив также, что Комитет лесного хозяйства не имело полномочий на составление протокола об административном правонарушении, поскольку автомобильная дорога не входит в состав лесного фонда.

Свидетель ФИО4 – заместитель начальника Шатурского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства <адрес> просила отказать в удовлетворении жалобы, поскольку дорога прилегает к лесному участку, и, следовательно, ГБУ МО «Мосавтодор» обязано соблюдать правила пожарной безопасности в лесах.

Выслушав представителя ГБУ МО «Мосавтодор», допросив свидетеля, изучив представленные материалы, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

Вина ГБУ МО «Мосавтодор» подтверждена совокупностью собранных по делу должностным лицом и исследованных судом доказательств:

- протоколом об административном правонарушении, актом осмотра территории лесного участка, составленным государственным лесным инспектором <адрес> - участковым государственным инспектором по охране леса Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО5, актом осмотра территории лесного участка, фототаблицей, таксационными планами, на которых видно, что в выделах 10, 16, 4, 5, 11, 12 квартала 39 (защитные леса, защитные полосы вдоль дорог), в 3,2 км юго-восточнее <адрес>, в выделах 6, 8, 10, 11, 20, 26, 27 квартала 54 (защитные леса, защитные полосы вдоль дорог), в 3, 75 км юго-восточнее <адрес>, выявлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности, при эксплуатации автомобильной дороги "Рошаль-Черусти" в местах прилегания к вышеуказанным лесным участкам полос отвода данной автомобильной дороги слева по направлению движения на участке от знака "4 км"+1900 м на север полоса отвода автомобильной дороги протяженностью 1600 м, непосредственно примыкающая к лесному массиву, в нарушение п.25 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУ МО «Мосавтодор» не очищена от горючих материалов: порубочных остатков в виде сучьев и древесно-кустарниковой растительности, разбросанных сортиментов древесины.

В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Согласно "Нормам отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса", утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ширина полосы отвода данной автомобильной дороги составляет не менее 36 м.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила ), которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно пункту 25 Правил полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

В соответствии с пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю, заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Согласно пункту 21 Правил места складирования заготовленной древесины и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-91 "Пожарная безопасность. Общие требования", п. 2.1.1 ГОСТ 12,1.044-89 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения" к горючим (сгораемым) относятся вещества и материалы способные самовозгораться, возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Таким образом, валежная и сухостойная древесина, сучья, древесно-кустарниковая растительность, древесные и иные горючие материалы, а также высохшая прошлогодняя травы являются горючим материалом, от которого полоса отвода автомобильной дороги должна быть освобождены в целях соблюдения пожарной безопасности в лесах.

С учетом изложенного действия юридического лица должностным лицом правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, как нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Доводы представителя заявителя, указанные в жалобе и в судебном заседании, не состоятельны, поскольку, как видно из протокола об административном правонарушении, при его составлении присутствовал представитель заявителя с доверенностью. Протокол составлен уполномоченным на то должностным лицом в соответствии с требованиями ч.1 ст. 23.24 КоАП РФ, а постановление вынесено на основании ч.2 указанной статьи.

Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер штрафа, назначенного ГБУ МО «Мосавтодор», поскольку вредных последствий от правонарушения, совершенного юридическим лицом, не наступило, при этом суд принимает во внимание довод заявителя о том, что ГБУ МО «Мосавтодор» является бюджетной организацией.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление заместителя начальника Шатурского межрайонного территориального отдела Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Мосаводор» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей, изменить, снизив назначенное наказание до 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, жалобу – удовлетворить частично.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья ФИО6