дело № 12-59/2019г РЕШЕНИЕ г. Омск 12 апреля 2019 года Ленинский районный суд г. Омска в составе судьи Усенко Е.В., при секретаре Макухиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске жалобу ФИО1, представителя Ю., на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области ФИО2 № 05/2019 от 21 января 2019 года, которым индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Ю., <данные изъяты> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей, УСТАНОВИЛ: Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, вменяется в вину индивидуальному предпринимателю Ю. при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой документарной проверки сотрудниками Управления Россельхознадзора по <адрес> соблюдения требований земельного законодательства ИП Ю. на принадлежащем ей земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № общей площадью 18500 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, Новоомское сельское поселение, рабочие участки полей №-с, установлено, что данный земельный участок зарос сорной растительностью различного видового состава (молочай лозный, осот желтый, вьюнок полевой, марь белая, лебеда, одуванчик обыкновенный, полынь обыкновенная) высотой от 15 см. до 70 см. (площадь зарастания сорной растительностью 17985 кв.м.); на земельном участке (рядом с кирпичными строениями) разбросаны мешки из-под цемента, кирпичи, поверхность земельного участка неровная. Ю. не провела обязательные агрохимические, агротехнические и фитосанитарные мероприятия по борьбе с сорной растительностью, не представила документы, отражающие проведение обследование почв для контроля загрязнения и оценки качественного состояния земель. В жалобе ФИО1, представитель Ю., просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что Ю., как собственник земельного участка, не использовала земельный участок в предпринимательских целях, и не совершала действий, направленных на деградацию земель и иное негативное воздействие на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Административным органом не доказано, что именно деятельность ИП Ю. привела к деградации земель. Осмотр земельного участка, в нарушение положений ст. 27.8 КоАП РФ, был проведен в отсутствие понятых, без применения видеозаписи, протоколы осмотра отсутствуют. Следовательно, данное доказательство получено с нарушением закона. Постановлением №Ю. привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, при том, что в мотивировочной части постановления орган делает вывод о наличии вины по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Между тем Ю. уже привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ постановлением №, а привлечение дважды за одно правонарушение не допускается. В судебное заседание Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежаще. С ходатайством об отложении рассмотрения жалобы к суду не обращалась. Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Ю. В судебном заседании ФИО1, представитель Ю., подтвердила доводы жалобы. Дополнила, что в правовое обоснование вмененного нарушения административный орган ссылается на те нормы, которые относятся к пашне. Однако доказательств того, что принадлежащие Ю. земли являются пашней, не имеется. Из п. 8.1 кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок разрешен для сельскохозяйственного использования, но графа этого же пункта «земли особо охраняемых объектов» не заполнена, следовательно, данные земли не являются сельскохозяйственными угодьями (пашней, пастбищем, сенокосом, залежами, землями, занятыми многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). К сведениям ФГБУ Центр агрохимической службы «Омский» следует отнестись критически, так как возможно, в 1985 году совхоз Новоомский и использовал эти земли, как пашню, однако совхоз и ФГБУ ЦАС «Омский» не являются ограном, уполномоченным определять виды земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, на данном земельном участке расположены сети водопровода и канализации, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка и выпиской из ЕГРН. Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" на Ю. возлагается обязанность не проводить почвенное, агрохимическое, фитосанитарное и эколого-токсикологическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, а содействовать его проведению. Аналогичное положение содержится в статье 7 ФЗ-101. Осуществление же мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения статьи 3.1 и 11 ФЗ-101 возлагают на субъектов РФ и государство. Кроме того, нормативными актами календарные сроки проведения агрохимических, агротехнических и фитосанитарных мероприятий не установлены. Даже если Ю. и обязана выполнять указанные в диспозиции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ мероприятия, то суд должен учесть то обстоятельство, что за короткий срок владения земельным участком Ю. не имела реальной возможности провести данные мероприятия. Непредставление документов, отражающих проведение обследование почв для контроля загрязнения и оценки качественного состояния земель, а также тот факт, что земля на участке неровная, событие предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ правонарушения не образуют. Обращает внимание суда на то обстоятельство. что из представленных фотоснимков не следует, что участок замусорен. Просит исключить также из числа доказательств заключение эксперта, так как при проведении экспертизы эксперт руководствовался нормативными документами в отношении земель сельскохозяйственных угодий, каковыми принадлежащие Ю. земли не являются. В случае, если суд признает Ю. виновной, просит применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, заменив наказание на предупреждение. Кроме того, если и Ю. подлежит привлечению к административной ответственности, то только как физическое лицо, так как индивидуальный предприниматель никаких действий в целях предпринимательства на данном участке она не вела. Свидетель ФИО6, главный специалист-эксперт отдела правовой и информационной работы Управления Россельхознадзора по <адрес>, в судебном заседании показал, что административный орган представил акт планового рейдового осмотра, обследования, подтверждающий, что на дату ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, принадлежащий Ю., зарос сорной травой, неровный, на нем разбросаны мешки из-под цемента, кирпичи. Доказательством того, что принадлежащий Ю. земельный участок является пашней, является ответ ФГБУ Центр агрохимической службы «Омский», в котором указано, что данный земельный участок, по данным системы земледелия и землеустройства совхоза Новоомский, разработанной в 1985 году, относился к пашне. Для квалификации совершенного Ю. деяния необходимо установить, выполнялись ли на земельном участке указанные в диспозиции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ требования и мероприятия. Доказательств этого Ю. не предоставила. Состав правонарушения является формальным – оно считается оконченным с момента неисполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Наступление последствий в виде причинения вреда (ущерба) диспозиция ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ не предусматривает. При вынесении постановления в резолютивной части была допущена техническая ошибка в указании части статьи. Данная описка была устранена определением от ДД.ММ.ГГГГ. Имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, из которой следует, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, прошедшего государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Новоомское сельское поселение, рабочие участки полей №-с, категория земель - сельскохозяйственное назначение, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства. На данных землях находятся принадлежащие Ю. на праве собственности сети водопровода и канализации Имеется приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследовании земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в Новоомском сельском поселении <адрес>, в период с 20 августа по ДД.ММ.ГГГГ. Имеется задание органа государственного контроля (надзора) № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования объекта земельных отношений, в том числе в Новоомском сельском поселении <адрес>, в период с 20 августа по ДД.ММ.ГГГГ. Имеется акт планового (рейдового) осмотра, обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей, из которых следует, что на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 18500 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, Новоомское сельское поселение, рабочие участки полей №-с, расположены 2 кирпичных строения прямоугольной формы, к строениям примыкает бурт площадью 85 кв.м., представляющий собой смесь плодородного слоя почвы и глины. Поверхность земельного участка неровная. На участке находится трактор с ковшом. Данный земельный участок зарос сорной растительностью различного видового состава (молочай лозный, осот желтый, вьюнок полевой, марь белая, лебеда, одуванчик обыкновенный, полынь обыкновенная) высотой от 15 см. до 70 см. (площадь зарастания сорной растительностью 17985 кв.м.); на земельном участке (рядом с кирпичными строениями) разбросаны мешки из-под цемента, кирпичи. Имеется акт (протокол) отбора образцов (проб) почвы № от ДД.ММ.ГГГГ. Имеется протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ. Имеется экспертное заключение №/П от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Омский референтный центр федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» из которого следует, что на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № общей площадью 18500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Новоомское сельское поселение, рабочие участки полей №-с, согласно результатов испытаний почвенных образцов №№,2 отобранных с площади 515 кв.м. (0515 гектара), по среднему значению в соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлены признаки значительного снижения плодородия. Имеется выписка из ЕГРИП о государственной регистрации Ю. в качестве индивидуального предпринимателя. Имеется приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения требований земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения ИП Ю. на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № общей площадью 18500 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, Новоомское сельское поселение, рабочие участки полей №-с, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. О проведении проверки Ю. была уведомлена надлежаще. Имеется акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении ИП Ю. установлены указанные в описательной части решения суда нарушения. Имеется протокол № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении ИП Ю., в вину которой вменялось указанное в описательной части решения суда нарушение; при составлении протокола Ю. не присутствовала, о составлении протокола была уведомлена надлежаще. Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему. Правоотношения, связанные с охраной земель, регулируются Земельным Кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В правовое обоснование вмененного в вину Ю. правонарушения административный орган ссылается на положения ст.ст.12, 13, 42, 79 Земельного Кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Согласно части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Статья 79 Земельного Кодекса РФ регулирует особенности использования сельскохозяйственных угодий: 1. Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. 4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" определено, что собственники земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого - токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Земельный участок с категорией земель - сельскохозяйственное назначение, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, принадлежит Ю. с ДД.ММ.ГГГГ. В ходе осмотра данного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ установлено, что высота сорной травянистой растительности составляет от 15 до 70 сантиметров. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что данный земельный участок на момент приобретения его Ю. уже находился в заросшем состоянии. Суд полагает, что данное обстоятельство является значимым для дела, так как в данном случае следует учитывать наличие у Ю. за достаточно короткий срок с момента возникновения права собственности ( с учетом осеннее - зимнего периода) реальной возможности выполнить установленные требования и обязательные мероприятия, предусмотренные диспозицией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. При таких обстоятельствах полагаю, что вина Ю. в совершении инкриминируемого правонарушения не нашла подтверждения в судебном заседании. В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. Руководствуясь ст. ст. 30.7– 30.9 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области ФИО2 № 05/2019 от 21 января 2019 года, которым индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей, отменить. Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Ленинский районный суд г. Омска. Судья Е.В. Усенко |