Дело № 12-59/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Выкса 22 апреля 2019 года
Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Корокозов Д.Н., с участием лица, в отношении которого рассматривается дело, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Киселева А.Г. по жалобе главного специалиста Выксунского отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области государственного жилищного инспектора Нижегородской области Нероновой Ю.Н. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Выксунского судебного района Нижегородской области от …,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Выксунского судебного района Нижегородской области от … года в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Иверское» (далее ООО «Иверское») Киселева А.Г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ), поскольку доказательства по делу при проведении проверки в ходе осуществления государственного надзора получены с нарушением закона.
Должностное лицо, составившее протокол - главный специалист Выксунского отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области государственный жилищный инспектор Нижегородской области Неронова Ю.Н. обратилась в суд с жалобой о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение мировому судье, мотивируя тем, что требования закона при получении доказательств были соблюдены.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол, Неронова Ю.Н. доводы жалобы поддержала, пояснила, что иной формы фиксации результатов мероприятий по контролю, в частности при их проведении без взаимодействия с юридическим лицом, кроме акта инспекционного обследования у них не имеется.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Киселев А.Г. просил оставить постановление мирового судьи без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч.1.1 ст.30.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ наказуемым является осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
ООО «Иверское» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии №… от …, в том числе многоквартирными домами, расположенными по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, с…, на основании договоров управления многоквартирным домом … от …, №… от …, №….
Согласно протокола об административном правонарушении №…, составленного … главным специалистом Выксунского отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области государственный жилищный инспектор Нижегородской области Нероновой Ю.Н., директор ООО «Иверское» Киселев А.Г. обвиняется в том, что имея возможность для соблюдения лицензионных требований, установленных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, подп.«а» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, не принял надлежащих мер по содержанию и ремонту многоквартирных домов, расположенных по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, …, а именно по периметру кровли домов, на козырьках подъездов выявлено наличие сосулек, что является нарушением пунктов 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, и свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом инспекционного обследования жилищного фонда №… с фотоснимками, копиями договоров управления.
Согласно ч.1 ст.193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными требованиями являются: …7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.193 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Исходя из содержания ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В соответствии с ч.3 ст.162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования. Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (зарег. в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. N 5176), являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Пунктом 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила) предусмотрена обязанность по удалению наледей и сосулек - по мере необходимости.
На фотоснимках зафиксировано наличие снежно-ледяных образований на кровле домов и козырьках подъездов, здания находятся в черте населенного пункта, являются местом массового пребывания людей, место возможного падения снежно-ледяных образований никак не обозначено и не огорожено, мер по предотвращению проникновения людей не принято, ограждение отсутствует.
Лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, являются оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170.
Поскольку ненадлежащее содержание указанных выше конструкций дома является нарушением п.4.6.1.23 Правил, их надлежащее содержание является обязанностью управляющей организации в силу закона.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении мировой судья судебного участка №1 Выксунского судебного района исходил из того, что инспекционное обследование было проведено с нарушением законодательства и Административного регламента (проведение в отсутствие оснований, неуведомление заинтересованного лица о его проведении, проведение обследования в отсутствие заинтересованного лица, неуведомление заинтересованного лица о результатах инспекционного обследования), данные нарушения по мнению мирового судьи являются существенными, влекут признание полученных при его проведении доказательств недопустимыми в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.
Данный вывод мирового судьи не может быть признан обоснованным и законным в силу следующего.
В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно Положению о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 № 885 (далее Положение № 885), государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее Госжилинспекция) осуществляет в рамках компетенции лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 3.16 Положения № 885 Госжилинспекция проводит инспекционные обследования на территории Нижегородской области в пределах своих полномочий.
Согласно терминологии, определенной в ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": …5) мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда; …6) проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст.8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля":
1. К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: …8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами. 2. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. 3. В соответствии с федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями могут осуществляться с привлечением органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля государственных или муниципальных учреждений, иных организаций. В этом случае положением о виде федерального государственного контроля (надзора) должны определяться условия участия государственных учреждений, иных организаций в осуществлении мероприятий по контролю, в том числе положения, не допускающие возникновения конфликта интересов. 4. Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. 5. В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре", постановлением Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2013 года N 885 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 22 ноября 2007 года N 430 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг в Нижегородской области" приказом государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 04.04.2014 N 22 утвержден административный регламент исполнения государственной жилищной инспекцией Нижегородской области государственной функции "Осуществление регионального государственного жилищного надзора" (далее Административный регламент).
В соответствии с п.3.2.6 Административного регламента инспекционные обследования жилищного фонда осуществляются уполномоченными должностными лицами Инспекции на основании приказов руководителя Инспекции, заместителей руководителя Инспекции при поступлении в Инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушениях обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию. Согласно п.3.2.7 Административного регламента результатом административного действия является установление факта наличия либо отсутствия нарушения обязательных требований. Критерием принятия должностным лицом Инспекции, осуществляющим проверку, решения является соответствие выполняемых проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ, предоставляемых им услуг обязательным требованиям. Фиксация результата осуществляется путем составления акта проверки и (или) акта инспекционного обследования в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Регламента.
Согласно ст.3.6.1 Административного регламента к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие Инспекции с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: 1) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения; 2) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и средствах массовой информации; 3) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом; 4) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
Согласно п.п.3.6.2, 3.6.3 Административного регламента мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами Инспекции в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя Инспекции. Порядок оформления и содержание заданий, указанных в пункте 3.6.2 настоящего Регламента, и порядок оформления должностными лицами Инспекции результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются Инспекцией.
В рассматриваемом случае должностным лицом Государственной жилищной инспекции производились мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами по проверке соблюдения лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, требований п.4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 в части удаления сосулек, наледи и снежных навесов с крыш многоквартирных домов, на проведение данных мероприятий ограничения и условия проведения, установленные п.3.2 Административного регламента для инспекционных обследований, не распространяются, в том числе по основаниям проведения, извещению проверяемого лица о его проведении и обеспечению его участия. Оформление результата проведения мероприятия в форме акта инспекционного обследования в соответствии п.3.6.3 и п.3.3.2 Административного регламента и ч.4 ст.8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закону не противоречит и не влечет признание недопустимыми доказательств, полученных в ходе осуществления мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом.
Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: … 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Жалобу главного специалиста Выксунского отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области государственного жилищного инспектора Нижегородской области Нероновой Ю.Н. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Выксунского судебного района Нижегородской области от 21 марта 2019 г. в отношении директора ООО «Иверское» Киселева А. Г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №1 Выксунского судебного района Нижегородской области.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья - Корокозов Д.Н.