Дело № 12– 59/2016
РЕШЕНИЕ
Город Волжский Волгоградской области 21 декабря 2015 года Судья Волжского городского суда Волгоградской области Рыжова Л.А.,
рассмотрев жалобу ЗАО «Газпром химволокно» на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от "."..г. о назначении административного наказания по части 3 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от "."..г. ЗАО «Газпром химволокно» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.6.16 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей за нарушение правил оборота прекурсоров наркотических средств, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО «Газпром химволокно» в лице защитника Латышева А.В., обжаловало его, указав в обоснование жалобы, что ЗАО «Газпром химволокно» не отрицает наличия отраженных в протоколе об административном правонарушении нарушений правил оборота прекурсоров наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерации, явившихся основанием для вынесения обжалуемого постановления, считает, что указанные нарушения требований в области учета прекурсоров, выявленные должностным лицом Волжского МРОН УФСКН России по <адрес>, хотя и имеют место, но являются формальными, их наличие не может свидетельствовать о каких-либо фактах (проявлениях) незаконного оборота прекурсоров со стороны ЗАО «Газпром химволокно», на предотвращение которого направлены требования Федерального закона и Правил в области оборота прекурсоров, с учетом отсутствия выявления каких-либо фактов незаконного оборота прекурсоров, установленные должностным лицом обстоятельства являются формальными по своей природе и не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, поэтому имеются предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ основания для признания совершенного ЗАО «Газпром химволокно» правонарушения малозначительным, что не было принято во внимание мировым судьей при вынесении постановления о назначении наказания. Просит постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от "."..г. отменить, производство по делу прекратить в связи с освобождением ЗАО «Газпром химволокно» от административной ответственности и вынесением устного замечания.
Защитник ЗАО «Газпром химволокно» ФИО1, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, уточнила требования, просила признать совершенное ЗАО «Газпром химволокно» правонарушение малозначительным с учетом характера совершенного правонарушения, не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных отношений, отменить постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от "."..г., производство по делу прекратить. Указала, что ЗАО «Газпром химволокно» не отрицает выявленных в ходе проведения УФСКН России по <адрес> плановой выездной проверки нарушений соблюдения юридическим лицом обязательных требований при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, Обществом приняты меры к устранению выявленных нарушений и неповторению их впредь.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ЗАО «Газпром химволокно», исследовав материалы административного дела №..., прихожу к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены постановления мирового судьи.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 6.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде -
Частью 3 указанной статьи- за те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.30 Федерального закона от "."..г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. от "."..г.), к мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относятся: установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
В соответствии с п.12 ст.30 Федерального закона от "."..г. N 3-ФЗ, при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. N 419 (далее - Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, по форме согласно приложению (пункт 1 Правил).
Как предусмотрено пунктом 2 Правил, при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, занесению в специальный журнал подлежат любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров.
Журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (пункт 4 Правил).
Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов (пункт 5 Правил).
Записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции (пункт 6 Правил).
Нумерация записей в журналах по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов прочеркиваются и не используются в следующем календарном году (пункт 9 Правил).
Запись в журналах каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов (пункт 10 Правил).
В соответствии с Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от "."..г. N 681, серная кислота в концентрации 45% и более, соляная кислота в концентрации 15% и более, ацетон (2-пропанон) в концентрации 60% и более включены в Таблицу III Списка IV (прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.
Из оспариваемого постановления и материалов дела следует, что мировой судья судебного участка № <адрес> в обжалуемом постановлении к выводу о виновности ЗАО «Газпром химволокно» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.6.16 КоАП РФ, пришел на основании совокупности исследованных доказательств: акта проверки №... от "."..г. (л.д.4-7); копий приказов ЗАО «Газпром химволокно» №... от "."..г. о назначении ответственных лиц за учет и хранение прекурсоров (л.д.11) и приказа №... от "."..г. о внесении дополнений к приказу №... (л.д.10); копий журналов за период с "."..г. года (л.д.12-16, 17-21, 22-26, 27-54); копий лимитно - заборных карт №№... (л.д.68-85); копияй требований-накладных №№... (л.д.86-91); Устава ЗАО «Газпром химволокно» (л.д.92-103); протокола об административном правонарушении №... от "."..г. (л.д.1-3).
Нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, были выявлены в ходе плановой выездной проверки в отношении ЗАО «Газпром химволокно», расположенного по адресу: <адрес>, проведенной с 06 по "."..г. на основании распоряжения начальника УФСКН России по <адрес> от "."..г.№...-р, было установлено, что в нарушение п.9 Правил ведения и хранения специальных журналов, утвержденных Постановлением Правительства от "."..г.№... журналы на предприятии ведутся на протяжении нескольких лет: журнал <...> прекурсор – ацетон с "."..г., журнал <...> прекурсор- соляная кислота с "."..г., журнал <...> прекурсор – серная кислота с "."..г., журнал <...> прекурсор – ацетон, соляная кислота, серная кислота с "."..г.; в нарушение п.1 Правил в журнале регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ ЗАО «Газпром химволокно» в журнале <...> прекурсор- серная кислота, журнале <...> прекурсор соляная кислота, журнале <...> прекурсор - ацетон в графе №№..., 2 не указан фактический остаток вещества на 1 число месяца, в графе №... отсутствует нумерация операций по приходу, в графе №... отсутствует нумерация операций по расходу, в графе №... не указан вид расхода; в нарушение п.4 Правил журналы 28-22/1 прекурсор- серная кислота, <...> прекурсор соляная кислота<...> прекурсор – ацетон заверены 1, а не руководителем юридического лица; в нарушение п.10 Правил в журналах <...> прекурсор- серная кислота, <...> прекурсор соляная кислота, <...> прекурсор – ацетон в графе №... отсутствует подпись ответственного лица; в нарушение п.6 Правил в журналах регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ записи производятся лицом, которое не является ответственным за его ведение и хранение; так ответственными за ведение и хранение «Журнала регистрации операций …» ЗАО «Газпром химволокно» согласно приказа <...> от "."..г. и №... от "."..г. являются 2, 3, 4, 5, 6, однако в журналах 28-22/1 прекурсор- серная кислота, журнале 28-22/3 прекурсор соляная кислота в графе №... имеются записи, сделанные 7, что свидетельствовало о нарушении ЗАО «Газпром химволокно» п.п. 1, 4, 6, 9, 10 "Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от "."..г. N 419 "О предоставлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" и явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Газпром химволокно» по ч.3 ст.6.16 КоАП РФ.
Как следует из жалобы, пояснений защитников ЗАО «Газпром химволокно» при рассмотрении дела мировым судьей и рассмотрении настоящей жалобы, наличия нарушений правил оборота прекурсоров наркотических средств, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, отраженных в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, Общество не отрицает.
По делу правильно установлено нарушение Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения и вина ЗАО «Газпром химволокно» в совершении административного правонарушения подтверждаются доказательствами по делу, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях ЗАО «Газпром химволокно» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.16. КоАП РФ, является правильным.
Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, за которое ч.3 ст.6.16 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа от пятидесяти до ста тысяч рублей, ЗАО «Газпром химволокно» просит признать совершенное правонарушение малозначительным с учетом характера правонарушения, не представляющего существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям, отсутствия выявления каких-либо фактов незаконного оборота прекурсоров.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 21 постановления Пленума от "."..г.№... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями) следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий нарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении наказания.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан, обеспечения безопасности их жизни, регулируемые в соответствии с Конституцией РФ и международными правовыми актами, Федеральным законом от "."..г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Правонарушение, совершенное ЗАО «Газпром химволокно», относится к категории нарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность и связано с нарушением закона, регулирующего отношения в области оборота прекурсоров наркотических средств.
Доводы жалобы о наличии оснований для признания совершенного ЗАО «Газпром химволокно» правонарушения малозначительным и необоснованном неприменении мировым судьей положений ст. 2.9 КоАП РФ считаю несостоятельными, поскольку Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" от "."..г. N 3-ФЗ устанавливает общие положения о контроле за оборотом прекурсоров, законодателем учтена опасность незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и предусмотрены меры контроля, предусматривающие регистрацию в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
Требования закона ЗАО «Газпром химволокно» не выполнены, что привело к нарушению федерального законодательства.
При таких обстоятельствах доводы о малозначительности сводятся к установлению возможности не исполнять требования закона.
Кроме того, нарушение положений Постановления Правительства Российской Федерации от "."..г. N 419, которым утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и не выполнение Федерального закона от "."..г. N 3-ФЗ свидетельствует об игнорировании закона, создает условия бесконтрольного расходования прекурсоров, поэтому признавать данное правонарушение малозначительным и применить норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правовых оснований у мирового судьи не имелось, равно как и не имеется оснований для признания данного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Ссылка защитника ЗАО «Газпром химволокно» на то, что применяются меры по устранению выявленных в ходе проведенной проверки нарушений, также не может являться основанием для признания правонарушения малозначительным, поскольку последующее устранение нарушения после его выявления в ходе проводимой проверки не может повлиять на выводы о вине и составе административного правонарушения, как указано выше, в соответствии с нормами действующего законодательства данные обстоятельства могут быть учтены в качестве смягчающих ответственность виновного лица при назначении наказания.
Других доводов, ставящих под сомнение законность вынесенного по делу постановления мирового судьи, жалоба не содержит.
Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену либо изменение состоявшегося по делу судебного постановления при производстве по делу не допущено, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела соблюдены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Наказание назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, установленном санкцией ч.3 ст.6.16 КоАП РФ для юридических лиц.
Предусмотренных ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 3 статьи 6.16 КоАП РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта не установлено, поэтому постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от "."..г. подлежит оставлению без изменения, как законное и обоснованное, жалоба ЗАО «Газпром химволокно» – без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от "."..г. о признании ЗАО «Газпром химволокно» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей оставить без изменения, жалобу ЗАО «Газпром химволокно» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента провозглашения, может быть обжаловано в порядке надзора.
Судья