ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-59/2016 от 28.04.2016 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Стойлова С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда по адресу: город Кисловодск, пр. Ленина, 22, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении

юридического лица

Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кисловодский медицинский колледж», расположенного по адресу: <адрес>,

и жалобу директора ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2ФИО1ФИО5 на постановление начальника отдела УФМС ФИО2 по <адрес> в городе ФИО6 Чопозова от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

Определением старшего инспектора отдела УФМС ФИО2 по <адрес> в городе Кисловодске ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 возбуждено дело по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 КРФ оАП и назначено административное расследование.

По результатам административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 составлен протокол А об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.19 КРФоАП. Согласно протоколу юридическое лицо ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 в нарушение требований п. 7 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в установленном порядке не уведомило территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции о завершении обучения гражданином <адрес>ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением начальника отдела УФМС ФИО2 по городу ФИО6 Чопозова от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ Об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением, директор ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 К.Н. обратилась в суд с жалобой, указав, что считает постановление начальника отдела УФМС ФИО2 по городу Кисловодску от ДД.ММ.ГГГГ незаконным по следующим основаниям. По мнению заявителя, при вынесении постановления о виновности медколледжа в совершении административного правонарушения и привлечении к административной ответственности нарушены положения ч.2 ст. 2.1 КРФоАП, поскольку приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом по предоставлению уведомлений о завершении обучения иностранными гражданами назначена комендант общежития ФИО7ДД.ММ.ГГГГ гражданин республики ФИО3 закончил обучение в ГБОУ СПО, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ были подготовлены уведомление о завершении обучения и сопроводительное письмо в территориальный отдел УФМС. А ДД.ММ.ГГГГ администрацией колледжа установлено, что комендант общежития ФИО7 в установленный срок не представила документы в УФМС по СК. На следующий день, ДД.ММ.ГГГГ уведомление с сопроводительным письмом о завершении обучения ФИО3 были переданы непосредственно в УФМС ФИО2 по <адрес>, о чем свидетельствует приказ о направлении работников колледжа в командировку. Но документы в установленном порядке не были зарегистрированы сотрудником УФМС ФИО2 по СК. Таким образом, ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» были приняты меры для соблюдения требований миграционного законодательства, в связи с чем администрация колледжа ходатайствовала о непривлечении юридического лица к административной ответственности. Кроме того, при вынесении постановления о назначении административного наказания в виде штрафа начальником отдела УФМС РФ по СК в городе Кисловодске не учтено то обстоятельство, что медколледж является некоммерческой организацией, федеральным государственным бюджетным учреждением, ранее к административной ответственности не привлекалось. По мнению руководителя колледжа ФИО1 К.Н., в данном случае в соответствии с п. 7 ст. 24.5 КРФоАП имеются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, в связи с наличием по рассматриваемому административному правонарушению постановления от ДД.ММ.ГГГГ в отношении коменданта общежития ФИО7 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.19 КРФоАП и наложении административного штрафа в размере 35 000 рублей.

Допрошенные в судебном заседании директор ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО1 К.Н. и представитель ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО8 доводы жалобы полностью поддержали, просили признать незаконным и отменить постановление начальника отдела УФМС ФИО2 по СК в городе Кисловодске ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» по основаниям, изложенным в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Представитель колледжа просила учесть, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОУФМС Росси по СК в городе Кисловодске о привлечении ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.19 КРФоАП получено директором ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО10ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были выходным и праздничным днями, жалоба подана в Кисловодский городской суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в первый рабочий день после выходных и праздничных дней, потому колледжем не пропущен установленный законом срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Представитель отдела УФМС ФИО2 по <адрес> в городе Кисловодске, старший инспектор ОУФМС ФИО2 по СК в <адрес>ФИО11 с жалобой ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 не согласился, пояснив, что постановление начальника отдела УФМС ФИО2 по СК в городе Кисловодске ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» является законным, оснований для отмены этого постановления не имеется. В данном случае медицинским колледжем нарушены требования п. 7 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», поскольку образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 30.7 КРФоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения, а так же об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Суд приходит к выводу, что начальником отдела УФМС по городу Кисловодску постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено в соответствии с нормами административного законодательства РФ на основе полного исследования протокола и других материалов по делу об административном правонарушении, собранных в ходе административного расследования.

В частности, согласно протоколу об административном правонарушении юридическому лицу ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.19 КРФоАП, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях.

Согласно ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуведомление образовательной организацией территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Пунктом 7 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.

Данное требование закона ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 нарушено, что подтверждается составленным ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного юридического лица протоколом А об административном правонарушении, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Как следует из уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина, гражданин <адрес>ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, завершил обучение в ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, согласно материалам дела об административном правонарушении, доводам жалобы и объяснениям представителей юридического лица ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2, уведомление о завершении обучения иностранного гражданина направлено в УФМС ФИО2 по СК лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом трехдневного срока, и поступило в Управление миграционной службы гораздо позже, чем того требует миграционное законодательство.

При таких обстоятельствах в действиях ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и суд приходит к выводу о правомерном привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.19 ГРФоАП.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о наличии по рассматриваемому административному правонарушению постановления от ДД.ММ.ГГГГ в отношении коменданта общежития ФИО7 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.19 КРФоАП и наложении административного штрафа в размере 35 000 рублей, поскольку в силу ч. 3 ст. 2.1 КРФоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

А в силу ч. 3 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вместе с тем суд считает возможным изменить постановление начальника отдела УФМС ФИО2 по СК в городе Кисловодске в части назначенного юридическому лицу ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 наказания в виде административного штрафа, снизив размер административного штрафа до 20 000 рублей, учитывая следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, размер административного штрафа, назначенного юридическому лицу за совершение административного правонарушения, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в указанном Постановлении, а также с учетом характера совершенного ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 административного правонарушения, отсутствия отягчающих обстоятельств и негативных последствий, наличия смягчающего вину обстоятельства - признание правонарушителем вины.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, так же предусматривает возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КРФ оАП.

В данном случае суд принимает во внимание специальный статус бюджетного учреждения и особенности финансирования его деятельности, ограничивающие возможности юридического лица по самостоятельному распоряжению бюджетными средствами.

Для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, а тем более - для осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждений (к которым относится и ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2), привлечение к административной ответственности сопровождается такими существенными обременениями, которые могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным, вплоть до вынужденной ликвидации, последствиям.

Как неоднократно подчеркивал в своих постановлениях от 14.02.2013 N 4-П, от 25.02.2014 N 4-П, от 08.04.2014 N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование оснований, условий и сроков юридической, в частности административной, ответственности, обязан исходить из того, что она, в отличие от других предусмотренных законодательством административно-принудительных мер, может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.

Необходимым основанием для всех видов ответственности является наличие состава правонарушения, а его признаки, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства и верховенства закона, включая требование справедливости.

Применение одинаковых мер ответственности за различные по степени общественной опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно наказуемого деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям добра и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации административной ответственности (постановления от 25 января 2001 года N 1-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, от 19 марта 2003 года N 3-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 18 мая 2012 года N 12-П и др.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела УФМС ФИО2 по <адрес> в городе ФИО6 Чопозова от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить: снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты>; в остальной части постановление оставить без изменения.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Предстательствующий судья С.П.Стойлов