Дело №
РЕШЕНИЕ
г.Михайлов 17 октября 2017 года
Судья Михайловского районного суда Рязанской области Крысанов С.Р.,
при секретаре Николаевой Н.И.,
с участием защитников лица, привлеченного к административной ответственности (АО «Михайловцемент»), - ФИО1 и ФИО2, действующих на основании доверенностей от 11.01.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по жалобе акционерного общества «Михайловцемент» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области №04-101/2017 от 01 сентября 2017 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области (далее по тексту Управление Росприроднадзора по Рязанской области) ФИО3 по делу об административном правонарушении №04-101/2017 от 01.09.2017 г. АО «Михайловцемент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При этом АО «Михайловцемент», как лицу, совершившему по адресу: Рязанская область, Михайловский район, рп.Октябрьский, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (а именно представление в декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год искаженной и недостоверной информации о массе выбросов и плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 06.08.2016 г. по 01.09.2016 г., фактическом количестве отходов в отчетном периоде, несоблюдение формы декларации), нарушившему положения ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.4 ст.16.2 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. №255, приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 г. №3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы», было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В установленный для обжалования срок АО «Михайловцемент» обратилось в суд с жалобой, в которой просит изменить данное постановление в части, как незаконное.
В обоснование жалобы лицо, привлекаемое к административной ответственности, не оспаривая вины в совершенном правонарушении, указывает на то обстоятельство, что АО «Михайловцемент» признает необходимость осуществления корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с п.21 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. №255, с коэффициентом Кср к ставкам платы за выброс загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, равным 25, но за период с 06.08.2016 г. по 11.08.2016 г. включительно, а не за вмененный административным органом период с 06.08.2016 г. по 01.09.2016 г., в связи со следующим:
12.08.2016 г. Управлением Росприроднадзора по Рязанской области в рамках процедуры выдачи АО «Михайловцемент» разрешения на выброс вредных веществ был издан приказ №399 от 12.08.2016 г. «Об установлении предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», которым были утверждены нормативы предельно допустимых выбросов сроком на 5 лет с даты подписания приказа, с перечнем и количеством вредных и загрязняющих веществ, разрешенных выбросу в атмосферу. Таким образом, начиная с 12.08.2016 г. по 01.09.2016 г. АО «Михайловцемент» осуществляло выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по установленным нормативам выбросов до получения разрешения №0057/16 от 02.09.2016 г. на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ). Кроме того, Росприроднадзором разрешение на выбросы было выдано с нарушением Административного регламента по предоставлению соответствующей услуги, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №650 от 25.07.2011 г., так как согласно п.21.1 Регламента оно должно было быть выдано не позднее 5 рабочих дней с момента регистрации приказа Росприроднадзора на выбросы, то есть не позднее 19.08.2016 г., тогда как оно датировано 02.09.2016 г.
На основании изложенного, просит вынесенное постановление о привлечении АО «Михайловцемент» к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ изменить, исключив из его мотивировочной части необоснованно вмененный период неверного расчета количества выброшенных веществ в атмосферный воздух с 12.08.2016 г. по 01.09.2016 г.
В судебном заседании защитники АО «Михайловцемент» – ФИО1 и ФИО2 доводы жалобы поддержали в полном объеме по тем же основаниям, просили её удовлетворить. Вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения в части неправильного расчета платы за период с 06.08.2016 г. по 11.08.2016 г. включительно, недочетов формы декларации и недостоверных сведений об отходах, обстоятельств выявления правонарушения, его квалификации, того, что АО «Михайловцемент» является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Михайловского района Рязанской области, в результате которой на окружающую природную среду оказывается вредное воздействие, обязано ежегодно предоставлять в Управление Росприроднадзора по Рязанской области декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду по установленной форме и в установленные сроки, а также, что осуществляет выбросы на основании специального разрешения, не оспаривали. ФИО2 в суде дополнительно пояснил, что выданное 02.09.2016 г. разрешение на выбросы должно действовать пять лет с момента выдачи. Вместе с тем, согласно содержащимся в нем сведениям, оно действует до 12.08.2021 г., то есть менее пяти лет. Таким образом, по его мнению, Росприроднадзор признает факт того, что с даты выдачи приказа №399 от 12.08.2016 г. об утверждении предельного допустимых выбросов, необходимость платы по штрафным нормативам отсутствовала и возможность расчета платы в обычном порядке, несмотря на отсутствие разрешения, имелась.
Выслушав доводы защитников юридического лица, привлеченного к административной ответственности, проверив и проанализировав материалы дела об административном правонарушении, заслушав свидетеля, суд находит постановление не подлежащим изменению по следующим основаниям:
В силу ст.8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
В силу ч.1 ст.14. Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу ч.1 ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду определен требованиями статьи 16.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Подпунктом «а» п.9 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Правила), закреплено, что платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ.
В соответствии с ч.1 ст.16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Согласно требованиям п.12 вышеуказанных Правил, при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил. При этом при расчете платы в таком случае используется увеличенный коэффициент равный 25.
Согласно ч.6 ст.16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утвержден приказом Минприроды России от 09.01.2017 г. №3. Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным (п.2 данного Порядка).
Как следует из материалов дела, не оспаривается заявителем и установлено судом, АО «Михайловцемент» является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Михайловского района Рязанской области, в результате которой на окружающую природную среду оказывается вредное воздействие, относится к объектам 1 категории негативного воздействия на окружающую среду, обязано ежегодно предоставлять в Управление Росприроднадзора по Рязанской области декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду по установленной форме и в установленные сроки.
В ходе плановой выездной проверки АО «Михайловцемент» по адресу: Рязанская область, Михайловский район, рп.Октябрьский, производимой Управлением Росприроднадзора по Рязанской области в период с 28.07.2017 г. по 24.08.2017 г., были проведены мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, соблюдения сроков её предоставления и своевременности внесения платы в соответствии с Правилами исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. №255.
Проверкой установлено, что предприятие декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год предоставило в установленный законодательством срок, плата за негативное воздействие на окружающую среду также внесена в установленные законодательством сроки.
Вместе с тем, выявлено предоставление АО «Михайловцемент» недостоверной информации о платежной базе, содержащейся в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В частности установлено, что АО «Михайловцемент» в период с 06.08.2016 по 01.09.2016 осуществляло выброс в атмосферный воздух азота оксида, азота диоксида, углерода оксида, пыли неорганической Si02<20% источниками №№0007, 0008, 0009, 0011, 0024, 0026, 0027, 0028, общей массой приблизительно 720,7757356 т. без специального разрешения. Данная масса выбросов загрязняющих веществ не указана в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и не включена в платежную базу в нарушение требований ч.4 ст.16.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Руководствуясь правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», был произведен приблизительный расчет суммы платы за выбросы в атмосферный воздух азота оксида, азота оксида, углерода оксида, пыли неорганической Si02<20% источниками АО «Михайловцемент» №№0007, 0008, 0009, 0011, 0024, 0026, 0027, 0028 в период с 06.08.2016 г. по 01.09.2016 г. Для подсчета использованы данные, полученные на основе журналов работы оборудования за август 2016 года и за сентябрь 2016 года, а также данные действующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) №0057/16 от 02.09.2016, проекта нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Расчет был произведен исходя из установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ на источниках выбросов.
Результаты расчета приведены в следующей таблице.
Номер источника выбросов согласно действующему проекту нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу | Наименование выбрасываемого загрязняющего вещества | Рассчитанный выброс загрязняющего вещества, т/период | Ставки платы, установленные постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»*, руб. | Рассчитанная с учетом положений пунктов 12 и 21 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. №255, сумма платы, руб. |
Азота диоксид | ||||
Азота оксид | ||||
Углерод оксид | ||||
Пыль неорганическая Si02<20% | ||||
Азота диоксид | ||||
Азота оксид | ||||
Углерод оксид | ||||
Пыль неорганическая Si02<20% | ||||
Пыль неорганическая Si02<20% | ||||
Пыль неорганическая Si02<20% | ||||
Пыль неорганическая Si02<20% | ||||
Пыль неорганическая Si02<20% | ||||
Пыль неорганическая Si02<20% | ||||
Пыль неорганическая Si02<20% |
* Для пыли неорганической Si02<20% приняты ставки платы, установленные для взвешенных веществ.
Общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду источниками АО «Михайловцемент» №№0007, 0008, 0009, 0011, 0024, 0026, 0027, 0028 за период с 06.08.2016 г. по 01.09.2016 г., составляет около 1 135 267,52 руб.
Также представленная в декларации АО «Михайловцемент» форма раздела 3 не соответствует форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 г. № 3. В разделе неверно указаны значения столбцов и нумерация.
Кроме того, в столбце 7 в строках не указало фактическое количество отходов в отчетном периоде, утилизированных в течение 11 месяцев в собственном производстве, а также переданных для утилизации сторонним организациям (в тоннах). Фактически предприятие в 2016 году утилизировало самостоятельно 220 000 т пыли цементной (код ФККО - 3 45 100 11 42 3), 0,905 т песка, загрязненного нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (код ФККО - 9 19 201 01 39 3), 0,302 т обтирочного материала, загрязненного нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (код ФККО - 9 19 204 01 60 3). Кроме того, 5,95 т шпал железнодорожных деревянных, пропитанных антисептическими средствами, отработанных (код ФККО 8 41 000 01 51 3) АО «Михайловцемент» передало на утилизацию ЗАО «Комбинат экологического обслуживания» по договору №06/1 от 25.05.2016 г.
Также отходы, переданные ООО «Полигон» для размещения, указаны в столбце 7, в строках которого указывается фактическое количество отходов в отчетном периоде, утилизированных в течение 11 месяцев в собственном производстве, а также передаваемых для утилизации сторонним организациям (в тоннах). Данные значения должны быть показаны в столбце 12.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из постановления об административном правонарушении №04-101/17 от 01.09.2017 г., протокола об административном правонарушении №04-101/17 от 29.08.2017 г., актом проверки Росприроднадзора №119 от 24.08.2017 г., сведениями из соответствующей декларации АО «Михайловцемент» о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г., извлечениями из журналов работы оборудования АО «Михайловцемент» за август и сентябрь 2016 г., данными учета в области обращения с отходами, сведениями об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, накладной №12 от 24.06.2016 г., разрешением на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух №0057/16 от 02.09.2016 г., имеющимися в материалах административного дела.
АО «Михайловцемент» с выявленными нарушениями в части согласно, полагает, что в период с 06.08.2016 г. по 12.08.2016 г. у общества действительно отсутствовало разрешение на осуществление выбросов, соответственно, расчет платы должен был производиться с повышенным коэффициентом, то есть на основании п.21 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», допускает неправильное оформление декларации и недостоверное указание сведений об отходах, соответственно, постановление в этой части обоснованно и своей вины в совершении вмененного административного правонарушения в этой части заявитель не оспаривает.
Однако, расчет количества выброшенных веществ с 12.08.2016 г. по 01.09.2016 г. включительно, по мнению заявителя жалобы, сделан административным органом неверно, так как с 12.08.2016 г. приказом Росприроднадзора по Рязанской области №399 акционерному обществу были утверждены нормативы ПДВ с даты вынесения приказа, соответственно они должны были использоваться для расчета, в связи с чем постановление в этой части является незаконным и подлежит изменению, путем исключения данного периода из его мотивировочной части. Кроме того, разрешение на выбросы было выдано с нарушением Административного регламента по предоставлению соответствующей услуги, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №650 от 25.07.2011 г.
Вместе с тем, суд с данными доводами жалобы лица, привлекаемого к административной ответственности, согласиться не может, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства РФ, в связи со следующим.
Установлено, что в период с 18.08.2011 г. по 05.08.2016 г. АО «Михайловцемент» осуществляло выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением нормативных веществ) №0178/11 от 18.08.2011 г., сроком действия до 05.08.2016 г.
Согласно п.21 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 г. №650, административная процедура по выдаче разрешения на выбросы включает следующие административные действия:
прием материалов Заявителя;
назначение ответственного должностного лица;
проверка комплектности представленных материалов Заявителя;
рассмотрение материалов Заявителя, подготовку проекта и последующее издание приказа о выдаче разрешения на выбросы или об отказе в выдаче разрешения на выбросы;
оформление разрешения на выбросы;
выдача разрешения на выбросы;
внесение информации о выдаче разрешения на выбросы в соответствующий информационный ресурс (журнал, банк данных) и передача в архив Росприроднадзора документов и материалов, представленных Заявителем для выдачи разрешения на выбросы.
Основанием для начала административного действия является поступление в территориальный орган Росприроднадзора Заявления и прилагающихся материалов в соответствии с пунктом 10 настоящего Регламента. Регистрация материалов Заявителя осуществляется в течение 1 рабочего дня. Результатом действия являются зарегистрированные в установленном порядке входящие материалы Заявителя.
Один экземпляр заявления и описи, подготовленной Заявителем, прилагающихся материалов с отметкой о дате приема направляется (вручается, возвращается) Заявителю. Зарегистрированные материалы Заявителя передаются начальнику структурного подразделения (отдела) территориального органа Росприроднадзора, уполномоченного на исполнение государственной услуги (далее - уполномоченное подразделение), для назначения ответственного исполнителя для их рассмотрения.
Начальник уполномоченного подразделения в течение 1 рабочего дня принимает решение о назначении ответственного должностного лица (далее - ответственный исполнитель) с учетом его должностных обязанностей и ставит резолюцию о назначении ответственного исполнителя на материалах Заявителя.
Ответственный исполнитель в течение 5 рабочих дней рассматривает материалы Заявителя (в случае реорганизации Заявителя в течение 1 рабочего дня) на соответствие перечню документов, указанных в пункте 10 Регламента, и в случае выявления некомплектности материалов Заявителя готовит проект письма Заявителю о приостановлении рассмотрения материалов по причине их некомплектности, которое передается на визирование начальнику уполномоченного подразделения и на подпись заместителю руководителя территориального органа Росприроднадзора, курирующему вопросы в области охраны окружающей среды и имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом.
При установлении комплектности материалов Заявителя ответственный исполнитель в течение не более 17 рабочих дней (в случае реорганизации Заявителя в течение 5 рабочих дней) рассматривает материалы Заявителя и в случае их соответствия законодательству Российской Федерации готовит проект приказа территориального органа Росприроднадзора и проект разрешения на выбросы либо отказ в выдаче разрешения на выбросы в соответствии с пунктом 12 настоящего Регламента по образцу согласно Приложению 4 с указанием конкретных причин отказа с обоснованием несоответствия материалов законодательству Российской Федерации. Подготовленный проект приказа территориального органа Росприроднадзора оформляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству, визируется в установленном порядке и направляется на подпись руководителю территориального органа Росприроднадзора. Основанием для оформления разрешения на выбросы является подписанный в установленном порядке приказ территориального органа Росприроднадзора о выдаче разрешения на выбросы.
Должностное лицо территориального органа Росприроднадзора, ответственное за выполнение административного действия, в течение не более 5 рабочих дней с даты регистрации приказа территориального органа Росприроднадзора о выдаче разрешения на выбросы оформляет разрешение на выбросы согласно Приложению 2 к Регламенту (в случае реорганизации Заявителя в течение 2 рабочих дней). Проекты разрешений на выбросы, а также проект приказа территориального органа о выдаче разрешения на выбросы визируются ответственным исполнителем, начальником уполномоченного подразделения.
Приказы территориального органа Росприроднадзора о выдаче разрешения на выбросы оформляются в соответствии с инструкцией по делопроизводству и подписываются руководителем территориального органа Росприроднадзора или лицом, его замещающим, в соответствии с должностным регламентом.
Разрешение подписывается руководителем территориального органа Росприроднадзора либо лицом, его замещающим, и заверяется оттиском гербовой печати.
Разрешения на выбросы оформляются в двух экземплярах, один из которых выдается Заявителю, а второй хранится в территориальном органе Росприроднадзора в течение пяти лет.
Подписанное разрешение на выбросы направляется в канцелярию либо соответствующее структурное подразделение территориального органа, сотрудник которого вносит информацию о подписи разрешения на выбросы в базу данных входящих документов и информирует по телефону Заявителя о времени выдачи разрешения на выбросы в день поступления подписанного разрешения. Оформленное разрешение на выбросы выдается Заявителю либо его представителю по доверенности сотрудником канцелярии либо соответствующего структурного подразделения территориального органа Росприроднадзора, осуществляющего регистрацию входящей (исходящей) документации. Должностное лицо территориального органа Росприроднадзора, ответственное за выполнение административного действия, прилагает копию выданного разрешения на выбросы (либо копии письма об отказе в выдаче) к материалам Заявителя (дело Заявителя), которые передаются на хранение в архив территориального органа Росприроднадзора, в случае реорганизации Заявителя бланк ранее выданного ему разрешения на выбросы (оригинала разрешения, представленного Заявителем) также прилагается к материалам Заявителя (дело Заявителя), которые передаются на хранение в архив.
Согласно п.8 указанного Административно регламента территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30 рабочих дней, в случае реорганизации Заявителя - в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя; аннулирование, приостановление, возобновление действия, оформление дубликата разрешения на выбросы осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения информации, являющейся основанием для приостановления, аннулирования и возобновления действия разрешения на выбросы.
Согласно п.10 Административно регламента для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект (далее - Заявитель) представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление, содержащее сведения о Заявителе (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, юридический и почтовый адрес, телефон, государственный регистрационный номер записи регистрации Заявителя, подтверждающий факт внесения сведений о Заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись представляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, с приложением следующих документов: утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям; утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при установлении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 3 к Регламенту.
Из имеющегося в материалах дела заявления об установлении предельно допустимых выбросов следует, что АО «Михайловцемент» 28.04.2016 г. обратилось в Управление Росприроднадзора по Рязанской области для установления предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, необходимых для получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), в рамках Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов», утвержденного Приказом Минприроды России от 29.09.2015 г. №414.
Своим письмом от 31.05.2016 г. Управление Росприроднадзора по Рязанской области на основании п.49 Административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.09.2015 г. №414, отказало АО «Михайловцемент» в установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, необходимых для получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), в связи с выявлением в представленной документации недостоверной информации.
Из имеющегося в материалах дела заявления об установлении предельно допустимых выбросов следует, что АО «Михайловцемент» 14.07.2016 г. повторно обратилось в Управление Росприроднадзора по Рязанской области для установления предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, необходимых для получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), в рамках Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов», утвержденного Приказом Минприроды России от 29.09.2015 г. №414.
Приказом №399 от 12.08.2016 г. «Об установлении предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» Управлением Росприроднадзора по Рязанской области АО «Михайловцемент» были установлены предельно допустимые выбросы и временно согласованные выбросы стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на срок 5 лет с даты подписания приказа.
Вместе с тем, данный приказ, вопреки утверждениям заявителя жалобы, не является самостоятельным документом, в связи с изданием которого юридическое лицо может осуществлять допустимые выбросы в атмосферу и исчислять плату за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из установленных для него нормативов выбросов. В силу положений ч.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и п.12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г., для этого также необходимо действующее разрешение на осуществление выбросов, которого у АО «Михайловцемент» на момент издания приказа №399 от 12.08.2016 г. не было.
Факт отсутствия разрешения на выбросы в период с 06.08.2016 г. по 01.09.2016 г. и то обстоятельство, что оно было получено заявителем лишь 02.09.2016 г., стороной заявителя в суде не оспаривались.
При этом данный приказ, согласно действующему административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, как раз необходим для получения разрешения на выбросы, с получением которого фактически и происходит утверждение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Данные обстоятельства также полностью подтверждаются объяснениями допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля и предупрежденного об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний должностного лица, составившего протокол и постановление об административном правонарушении, - ФИО3, которая пояснила, что наличие приказа №399 от 12.08.2016 г. об установлении нормативов ПДВ в отсутствие действующего разрешения на выбросы не позволяет юридическому лицу осуществлять выбросы и производить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из содержащихся в нем сведений. Отсутствие разрешения является основанием для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду по штрафным коэффициентам, что установлено положениями п.12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г.
Довод заявителя жалобы о том, что через 5 рабочих дней с момента утверждения приказа от 12.08.2016 г. (то есть не позднее 19.08.2016 г.) Управление Росприроднадзора должно было выдать АО «Михайловцемент» разрешение на выбросы, но просрочило выдачу данного разрешения до 02.09.2016 г., нарушив п.21.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, также является несостоятельным, по следующим основаниям.
Получение утвержденных нормативов предельно-допустимых веществ осуществлялось АО «Михайловцемент» не в рамках Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а в рамках Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, в связи с чем заявитель ошибочно считает, что предельным сроком выдачи разрешения является 19.08.2016 г.
За получением разрешения на выбросы в рамках Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух АО «Михайловцемент» обратилось 23 августа 2016 г., о чем объективно явствует информация из представленного ответа на запрос суда из Росприроднадзора по Рязанской области №3959/06-14 от 16.10.2017 г. Исходя из даты выдачи разрешения на выбросы (02.09.2016 г.), положений п.8 указанного выше регламента, выдача разрешения осуществлена административным органом в установленный срок. Приказ о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу №451, на основании которого было выдано разрешение, также датирован 02.09.2016 г.
Таким образом, никаких нарушений в сроках оказания административной услуги по выдаче разрешения со стороны Управления Росприроднадзора Рязанской области, вопреки доводам жалобы, не имеется.
Утверждение защитника лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что разрешение на выбросы от 02.09.2016 г. должно действовать пять лет с момента выдачи, однако оно действует до 12.08.2021 г., то есть менее пяти лет, в связи с чем Управление Росприроднадзора по Рязанской области фактически соглашается с возможностью использования АО «Михайловцемент» нормативов ПДВ для расчета платы с 12.08.2016 г., судом также не принимается во внимание, так как является ошибочным, и это обстоятельство никак не влияет на факт необходимости платы за негативное воздействие на окружающую среду АО «Михайловцемент» в спорный период по повышенным коэффициентам.
Кроме того, разрешение на выбросы выдается на основании приказа об установлении нормативов ПДВ, в котором определены сроки действия нормативов (приказ Росприроднадзора №399 от 12.08.2016 г.), и действует в течение этих сроков, а не в течение пяти лет, как полагает заявитель жалобы. Об этом свидетельствуют положения п.1.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению, в том числе, подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, с учетом того, что наличие события вмененного административного правонарушения со стороны заявителя и факт вины не оспаривались, сам по себе приказ Управления Росприроднадзора по Рязанской области №399 от 12.08.2016 г., на который ссылается заявитель жалобы, не является надлежащим документом, разрешающим юридическому лицу производить выбросы в атмосферу и платить за них по установленным нормативам при отсутствии разрешения, отсутствия нарушения сроков предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы со стороны административного органа, постановление по делу об административном правонарушении №04-101/17 от 01.09.2017 г., вынесенное старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области ФИО3, является законным, обоснованным и изменению не подлежит.
Период неправильного исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду с 06.08.2016 г. по 01.09.2016 г. вменен акционерному обществу «Михайловцемент» административным органом правомерно.
Действия правонарушителя административным органом квалифицированы верно, наказание назначено в пределах санкции ст.8.5 КоАП РФ с учетом обстоятельств дела, имущественного и финансового положения юридического лица, характера совершенного административного правонарушения.
Согласно п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе, решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области №04-101/2017 от 01 сентября 2017 года о назначении административного наказания акционерному обществу «Михайловцемент» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу акционерного общества «Михайловцемент» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение десяти суток.
Судья: (подпись)
Копия верна. Судья: С.Р. Крысанов