ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-59/2021КОПИ от 28.07.2021 Катав-ивановского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-59/2021 КОПИЯ Р Е Ш Е Н И Е

г.Катав-Ивановск 28 июля 2021 года

Судья Катав-Ивановского городского суда Челябинской области Меркулова Ю.С.,

при секретаре Фатхинуровой Ю.А.,

с участием защитника АО "Катавский цемент" Хохлова Б.Б.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества "Катавский цементХохлова Б.Б. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста -эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Челябинской области Туктаровой А.Р. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – АО «Катавский цемент» по ст.8.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста -эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Челябинской области Туктаровой А.Р. о назначении административного наказания № 267-2021 от 26 мая 2021 года по делу об административном правонарушении на основании ст.8.5 КоАП РФ юридическое лицо АО «Катавский цемент» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Установлено, что на основании положения «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, положения «Об Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора», утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 27.08.2019 №501, во исполнении приказа, подписанного руководителем Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Р.С. Тужиковым от 20.01.2021 №83, плана контрольно-надзорной деятельности Уральского межрегионального управления Росприроднадзора на 2021 год, утвержденного приказом Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.10.2020 №1199 (п.10): Юридическим лицом АО «Катавский цемент» не представлена информация о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а именно в период до 1 февраля 2021 года после отчетного периода не представлены сведения об имеющихся на предприятии нарушенных землях на кадастровом участке с номером 74:10:00 00 000:0008 по форме 2-ТП (рекультивация).

Защитник АО «Катавский цемент» просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Катавский цемент» - прекратить.

В обоснование указав, что в результате ремонта водопровода питьевой воды у АО не возникло обязанности предоставлять информацию по форме № 2-ТП (рекультивация). Для ремонта был извлечен грунт, который осенью смерзся и полностью не вошел на прежнее место, весной он оттаял и навалы и отвалы отсутствуют. Проведенные работы не привели к невозможности использования земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием - под сооружениями очистки канализационных стоков, то есть земли не являются нарушенными. Загрязнение химическими веществами отсутствует. Ремонт трубопровода питьевой воды не является строительством, при ремонте не образуются отвалы грунта. Трубопровод не является продуктопроводом. В постановлении не указаны нормы действующего законодательства, в соответствии с которым АО обязано было предоставить форму № 2-ТП.

В судебном заседании защитник АО «Катавский цемент» ФИО1 поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО2 в суд не явился, извещен. предоставил письменное мнение, в котором просил постановление оставить без изменения.

Заслушав защитника, исследовав материалы дела, судья полагает необходимым постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статья 39 часть 1 этого законно предусматривает, что юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды.

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 г. N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора и ввести ее в действие с отчета за 2012 год со сроком предоставления 01 февраля после отчетного периода.

Указано, что юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) (далее именуются респонденты), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения. Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица. Форма заполняется на основании данных учета нарушенных земель, материалов инвентаризации, контрольных обмеров, а также актов приемки-передачи рекультивированных земель.

Согласно Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800, они устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки. "Деградация земель" - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов; "нарушение почвенного слоя" - снятие или уничтожение почвенного слоя; "нарушенные земли" - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; "проект рекультивации земель" - документ, на основании которого проводится рекультивация земель; "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В соответствии с ГОСТ Р 59070-2020 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Охрана окружающей среды РЕКУЛЬТИВАЦИЯ НАРУШЕННЫХ И НЕФТЕЗАГРЯЗНЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ, под нарушением земель понимается механическое разрушение почвенного покрова, обусловленное открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа; строительными и геолого-разведочными работами и др., нарушенные земли: земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, утратившие первоначальное качественное состояние в результате хозяйственной или иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, нуждающиеся в восстановлении (рекультивации) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 Группа Т00 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Охрана природы РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ, Нарушение земель - процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геолого-разведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель; нарушенные земли - земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную хозяйственную ценность и являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду.

Как следует из материалов дела, в ходе натурного осмотра очистных сооружений ОАО Катавский цемент 16.02.2021 обнаружены навалы вскопанного грунта, разрытый колодец, координаты 54?47’36.5”N 58?13’02.7”E.

Согласно объяснениям главного энергетика АО «Катавский цемент» ФИО3, в октябре на очистных сооружениях произошел прорыв трубопровода, в связи с чем были проведены работы о вскопке грунта экскаватором.

Согласно договору аренды №1230-08 от 20.08.2008 г, арендодатель в лице заместителя руководителя ТУ Росимущества по Челябинской области ФИО4, действующего на основании приказа Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 13.06.2007г. №189, предоставляет в аренду арендодателю в лице генерального директора ЗАО «Катавский цемент» ФИО5, действующего на основании Устава, земельный участок площадью 27496,6 кв. м, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:10:00 00 000:0008, находящийся по адресу: Россия, <...>, под сооружения очистки канализационных стоков на 49 лет. На участке имеется: инженерное сооружение, сооружения, инженерные сети, нежилые здания.


Согласно внутреннему распоряжению АО «Катавский цемент» №1/КЦ-75/2/20 от 19.10.2020 «Об организации ремонтных работ», в связи с прорывом трубопровода питьевой воды на очистных сооружениях, генеральный директор АО «Катавский цемент» ФИО6 обязывает произвести ремонт трубопровода питьевой воды в срок 20.10.2020г. по 21.10.2020г., обеспечить проезд техники (экскаватора). Контроль исполнения распоряжения возложен на Главного энергетика – ФИО3

Суд соглашается с доводами жалобы о том, что в результате ремонта водопровода у АО не возникло обязанности предоставлять информацию по форме № 2-ТП (рекультивация).

Согласно приказа Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 г. N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы", предоставляют данную форму юридические лица, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых, осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

Как установлено в судебном заседании, в связи с прорывом трубопровода питьевой воды на очистных сооружениях, были организованы ремонтные работы. То есть никаких действий из указанных выше, не производилось.

Ст.1 Градостроительного кодекса РФ различает понятия ремонт и строительство, к последнему относит создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Сведений о проведении строительных работ в материалы дела не добыто.

Согласно указанного приказа, к нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.

Согласно обстоятельств дела, АО проводило ремонт водопровода, который к указанному перечню нарушенных земель, требующему предоставления формы, не относится.

Кроме того, согласно указанных выше ГОСТов, нарушенные земли - это земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

В материалы дела дополнительно предоставлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 74:10:0000000:8, согласно которому категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под сооружениями очистки канализационных стоков.

Каких- либо сведений о невозможности использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием после проведения ремонта водопровода в суде не предоставлено.

Также, квалифицируя действия юридического лица АО "Катавский цемент" по ст. 8.5 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за сокрытие или искажение экологической информации, должностное лицо Управления Росприроднадзора по Челябинской области, в нарушение требований, установленных ст. 26.1 КоАП РФ, не приняло во внимание положения Приказа Росстата от 29 декабря 2012 г. N 676, в соответствии с которым сведения, указываемые в форме N 2-ТП (рекультивация), отнесены к статистическим данным, следовательно, их непредставление в установленный срок, не посягает на отношения в области экологической информации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление административного органа подлежат отмене, производство по делу - прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника АО "Катавский цемент" ФИО1 удовлетворить. Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста -эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО2 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица АО "Катавский цемент" к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ – отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии в Челябинский областной суд через Катав-Ивановский городской суд Челябинской области.

Судья: подпись ФИО7

Копия верна:

Судья: И.В.Козынченко

Секретарь: С.В. Рондина

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 17 августа 2021 года.

Подлинное решение подшито в деле № 12-59/2021, УИД 74RS0020-01-2021-000630-35 и находится в производстве Катав-Ивановского городского суда.

Судья: И.В.Козынченко

Секретарь: С.В. Рондина