Дело
УИД
Р Е Ш Е Н И Е
г.Котельнич 06 сентября 2022 года
Судья Котельничского районного суда Кировской области Попов А.В.,
при секретаре Агапитовой Ю.А.,
с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, – директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы Исаковой Н.Г.,
рассмотрев материалы дела по жалобе Исаковой Н.Г. на постановление мирового судьи судебного участка Котельничского судебного района от в отношении должностного лица – директора МКОУ ООШ Исаковой Н. Г., года рождения, уроженки , гражданки РФ, проживающей по адресу: , по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка Котельничского судебного района от должностное лицо – директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы Исакова Н.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Исакова Н.Г. подала жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка Котельничского судебного района от , освободить её от административной ответственности по малозначительности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ и прекратить производству по делу. В обоснование жалобы указывает, что сумма 40763 рубля от общего трансферта (2400 тысяч рублей) составляет примерно 1,6%; сумма нецелевого использования возвращена в областной бюджет; ремонт отмостки на сумму нецелевого использования в сумме 22255 рублей произведен дополнительно из средств директора Исаковой Н.Г полностью. Также указывает, что штраф в размере 20000 рублей является для неё значительным, правонарушение она совершила впервые вследствие отсутствия опыта подобных работ, правонарушение не повлекло за собой тяжкого вреда, вину в совершении правонарушения признает полностью.
В судебном заседании Исакова Н.Г. просила жалобу удовлетворить, дело прекратить в связи с малозначительностью, доводы, изложенные в жалобе поддержала, также пояснила, что на проведение ремонта в школе выделяется недостаточно денежных средств, значительная часть ремонтных работ выполняется за счет денег «спонсоров», которые оказывают школе благотворительную помощь. Обстоятельства правонарушения она не оспаривает, сейчас все недостатки устранены, отмостка у спортзала сделана нужного размера, денежные средства, израсходованные на дверь и отмостку у мастерских, возвращены в областной бюджет, интересы государства не пострадали.
Суд, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что директор МКОУ ООШ Исакова Н.Г. совершила нецелевое использование средств областного бюджета на сумму 40763 рубля по муниципальному контракту на выполнение работ «Капитальный ремонт спортивного зала МКОУ ООШ », выразившееся в оплате работ по установке пожарной двери в коридоре школы, не относящейся к спортивному залу, с предварительной разборкой кирпичной стены на сумму 18508/ рублей (оплачены платежным поручением от ) и по ремонту отмостки у мастерских помещений школы на сумму 22255 рублей (оплачены платежным поручением от ), непредусмотренных целевым назначением субсидии.
Вина должностного лица – директора МКОУ ООШ Исаковой Н.Г. в совершении действий, формально подпадающих под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от , актом КСП по результатам контрольного мероприятия от , актом контрольного обмера от , соглашением от о предоставлении субсидии, платежными поручениями от на сумму 92913 рублей, от на сумму 1556074,02, приказом от Управления образования администрации о назначении Исаковой Н.Г. на должность директора МКОУ ООШ с , решением Арбитражного суда от .
Диспозиция ст.15.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с п.1 ст.139 БК РФ под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, а также при предоставлении грантов федеральным государственным учреждениям из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно Государственной программе «Развитие образования» между министерством образования и администрацией заключено соглашение от о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом.
В целях реализации условий Соглашения по итогам открытого аукциона между МКОУ ООШ и ООО «РОСМАССИВ-ПЛЮС» заключен муниципальный контракт от на выполнение работ «Капитальный ремонт спортивного зала МКОУ ООШ ».
В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты на 2021 год, утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от , проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету в 2020 году и текущем периоде 2021 года» в МКОУ ООШ , в ходе которого установлено, что директором МКОУ ООШ Исаковой Н.Г. допущено нецелевое использование средств областного бюджета на сумму 40763 руб. по данному муниципальному контракту, выразившееся в оплате работ по установке пожарной двери в коридоре школы, не относящейся к спортивному залу, с предварительной разборкой кирпичной стены на сумму 18508 руб., и ремонту отмостки у мастерских помещений школы на сумму 22255 руб.Частью 1 ст.2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами
Как установлено в судебном заседании директор МКОУ ООШ Исакова Н.Г. совершила нецелевое использование средств областного бюджета на сумму 40763 рубля по муниципальному контракту на выполнение работ «Капитальный ремонт спортивного зала МКОУ ООШ », выразившееся в оплате работ по установке пожарной двери в коридоре школы, не относящейся к спортивному залу, с предварительной разборкой кирпичной стены на сумму 18508 рублей (оплачены платежным поручением от ) и ремонту отмостки у мастерских помещений школы на сумму 22255 рублей (оплачены платежным поручением от ), непредусмотренных целевым назначением субсидии, при этом ее действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то есть в действиях Исаковой Н.Г. формально усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
Данные обстоятельства в судебном заседании Исакова Н.Г. не оспаривала, указанные нарушения подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
При рассмотрении административного материала в отношении Исаковой Н.Г. мировым судьей не было допущено нарушений, касающихся процедуры рассмотрения административного материала, в постановлении приведен анализ доказательств, которые исследовались мировым судьей.
Однако при решении вопроса о назначении наказания мировым судьей не были учтены в полном объеме все обстоятельства по делу, степень общественной опасности выявленных нарушений и тяжесть наступивших последствий.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Директор Исакова Н.Г. формально нарушила требования бюджетного законодательства, в её действиях формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, однако сумма нецелевого использования – 40763 рубля возвращена в бюджет в полном объеме, что подтверждается письменными материалами дела; какой-либо значительной угрозы охраняемым общественным отношениям действия Исаковой Н.Г. не нанесли, поскольку денежные средства были фактически потрачены на осуществление ремонта школы, побудительным мотивом для действий Исаковой Н.Г. явилось недостаточное финансирование работ по ремонту здания школы и необходимость поддержания здания школы в рабочем состоянии. Тем самым, учитывая мотив в действиях Исаковой Н.Г., незначительный объем нецелевого расходования денежных средств от обшей суммы субсидии, отсутствие личной заинтересованности в нецелевом расходовании бюджетных средств, недостаточное финансирование образовательного учреждения, суд полагает, что выявленные нарушения с учетом последующего возмещения денежных средств в областной бюджет не причинили существенного вреда интересам общества и государства, что свидетельствует о том, что данное правонарушение является малозначительным. В связи с этим суд апелляционной инстанции полагает, что вывод мирового судьи о невозможности признания данного деяния малозначительным является неверным, основанным на формальном подходе к толкованию действующего законодательства, является не достаточно мотивированным, поэтому суд апелляционной инстанции считает необходимым постановление мирового судьи судебного участка Котельничского судебного района Кировской области от отменить в части назначения наказания, производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, освободить должностное лицо – директора Исакову Н.Г. от административной ответственности, объявив устное замечание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2.9, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы Исаковой Н.Г удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Котельничского судебного района Кировской области от по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы Исаковой Н. Г. отменить, производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив директору муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы Исаковой Н. Г. устное замечание.
Данное решение вступает в силу после вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном для вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб на основании ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Котельничского районного суда
Кировской области А.В. Попов
Решение10.10.2022