Дело № 12-59/2022
УИД 42RS0041-01-2022-001023-14
РЕШЕНИЕ
06 сентября 2022 г.
Судья Таштагольского городского суда Щеглова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Шорский национальный парк» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от № от ДД.ММ.ГГГГ директор ФГБУ «Шорский национальный парк» ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере , за то, что он не обеспечил наличие необходимого противопожарного инвентаря, оборудования и транспортных средств, предусмотренных проектом освоения лесов, а также не актуализированы сведения об ответственных лицах, указанных в плане тушения лесных пожаров на особо охраняемой природной территории ФГБУ «Шорский национальный парк» на период пожароопасного сезона ДД.ММ.ГГГГ
На указанное постановление директором ФГБУ «Шорский национальный парк» ФИО2 принесена жалоба, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство прекратить за отсутствием состава административного правонарушения ввиду недоказанности объективной стороны правонарушения.
В судебном заседании директор ФГБУ «Шорский национальный парк» - директор ФИО2 доводы жалобы поддержал. Также пояснили, что ФГБУ «Шорский национальный парк» ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание Росприроднадзора для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, однако, постановление и протокол об административном правонарушении были вынесены до указанной даты. Инспектором Росприроднадзора фактически выезд на место тушения пожара, где была задействована техника и оборудование, не производился. При этом, противопожарные техника и оборудование находилось на момент проверки в требуемом количестве. Проверка проведена по информационным справкам без учета фактических единиц оборудования и техники, задействованных на пожаре. Кроме того, установлен мораторий на проведение проверок государственными органами. Также сведения об изменении состава ответственных лиц за организацию и тушение лесных пожаров в пожароопасный период на территории Шорского национального парка внесены путем издания соответствующих приказов, также подготовлены изменения в сам План тушения пожара, которые находятся на утверждении уполномоченным органом.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление – старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен. В судебное заседание представил письменные возражения на жалобу.
Выслушав объяснения явившегося лица, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела об административном правонарушении согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные деяния, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер причиненного административным правонарушением ущерба, обстоятельства, исключающие возможность производства по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При этом, в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. № 1614 Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктами 3, 5 Правил пожарной безопасности меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно подпункта "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Согласно п.п. 24, 25 Правил пожарной безопасности меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной опасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств, планы тушения лесных пожаров лесничеств и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В силу части 5 статьи 53.1 ЛК РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 53.1 ЛК РФ).
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 53.1 ЛК РФ).
Как следует из представленных материалов дела, в соответствии с решением врио руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№ п. 3.5 Протокола оперативного совещания ФИО1 Безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении дирекции ФГБУ «Шорский национальный парк» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Внеплановая выездная проверка проведена на основании ч. 2 ст. 13 Федерального закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности», в рамках федерального государственного лесного контроля на землях ООПТ федерального значения.
По результатам данной проверки установлено, что директор ФГБУ «Шорский национальный парк» ФИО2 не обеспечил наличие необходимого противопожарного инвентаря, оборудования и транспортных средств, предусмотренных Проектом освоения лесов, а именно не хватает следующего инвентаря:
Также директором ФГБУ «Шорский национальный парк» ФИО2 не актуализированы сведения об ответственных лицах, указанных в плане тушения лесных пожаров на особо охраняемой природной территории ФГБУ «Шорский национальный парк» на период пожароопасного сезона ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту в отношении директора ФГБУ «Шорский национальный парк» ФИО2 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3№ директор ФГБУ «Шорский национальный парк» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Также судом установлено, что принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об установлении особого противопожарного режима и мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории ». На территории в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ установлен особый противопожарный режим.
Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 16 Закона № 33-ФЗ).
Шорский национальный парк создан постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании Шорского государственного природного национального парка». Он расположен на юге на территории муниципального района. Общая площадь земель национального парка составляет 413843 га, из них лесные земли занимают площадь 392327 га или 94,7 % от общей площади, нелесные земли – 21516 га или 5,2 % от общей площади.
ФГБУ «Шорский национальный парк» согласно Уставу, является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Кроме того, ФГБУ «Шорский национальный парк» осуществляет управление особо охраняемой природной территорией федерального значения – Шорский национальный парк.
Таким образом, ФГБУ «Шорский национальный парк» обязано обеспечивать соблюдение правил пожарной безопасности в лесах на территории Шорского национального парка, в том числе проводить противопожарное обустройство территории и обеспечивать необходимое количество пожарного инвентаря.
В п. 5.3 Проекта освоения лесов ФГБУ «Шорский национальный парк», на который получено заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов лесничества «Национальный парк «Шорский», утвержденный Департаментом государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ, приведены сведения о наличии и потребности пожарной техники и оборудования, снаряжения, инвентаря на лесных участках:
Также, Департаментом государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ утвержден План тушения лесных пожаров на ООПТ ФГБУ «Шорский национальный парк» на период пожароопасного сезона ДД.ММ.ГГГГ согласно которому (Приложение №) у ФГБУ «Шорский национальный парк» имеются:
В рамках проведения внеплановой выездной проверки произведен осмотр транспортных средств, оборудования и средств для тушения лесных пожаров, расположенных по адресам: , а также осмотрен кордон «Карчит». В момент осмотра установлено, что техника, оборудование и пожарный инвентарь находится в рабочем исправном состоянии, в количестве согласно перечню оснащения, указанному в информационной справке ФГБУ «Шорский национальный парк» от ДД.ММ.ГГГГ№, за исключением пункта сосредоточения пожарного инвентаря, расположенного в , в связи с чем, составлен протокол опроса от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотреть инвентарь, средства тушения и запас ГСМ не представилось возможным, так как пункт сосредоточения инвентаря и склад, где хранится запас ГСМ были закрыты, так как инспекторский состав, получив противопожарное оборудование и заправив лодку ГСМ направился на тушение пожара, возникшего ДД.ММ.ГГГГ в районе перевала
Должностным лицом из анализа документов и осмотренного оборудования сделан вывод о том, что заявленное количество в соответствии с действующими нормами, указанными в проекте освоения лесов, не соответствует представленной информации ФГБУ «Шорский национальный парк».
Оспаривая указанные доводы, изложенные в обжалуемом постановлении, директор ФГБУ «Шорский национальный парк» указывает, что противопожарные техника и оборудование имелись в наличии, однако, были задействованы на пожаре.
Так, согласно представленным документам ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Шорский национальный парк» было принято сообщение от ЕДДС о возгорании в районе перевала Айган. Указанная информация была передана врио руководителю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжалось обследование территории и дотушивание выявляемых возгораний, задействованы 19 человек и 4 единицы техники, о чем также было уведомлено управление Росприроднадзора.
Также в материалы дела представлены документы, подтверждающие наличие одного аэроглиссера , а именно судовые билеты маломерного судна за №№, № а также справки бухгалтерского учета учреждения, контрактом на поставку аэроглиссера от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, из справок бухгалтерского учета следует, что на балансе ФГБУ «Шорский национальный парк» имеются 3 бензопилы «Штиль» и 1 бензопила «Чемпион». Также, между ФГБУ «Шорский национальный парк» (по договору Сторона -1) и ФИО5 (по договору Сторона -2) заключено Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого последний оказывает содействие учреждению в тушении лесных пожаров с применением собственного оборудования:
Дополнительные привлекаемые по Соглашению средства и оборудование не закреплены в плане тушения лесных пожаров, так как данные Соглашения заключаются перед началом противопожарного периода.
Между тем, не установлено законодательного запрета, что при выполнении противопожарных мероприятий может применятся техника и оборудование, находящиеся во временном владении или пользовании у лица, использующего леса.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены «Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса», а также «Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». При этом, данным нормативным актом не установлено приобретение бензопил именно марки «Штиль».
Указанным Приказом № установлены, в том числе, дополнительные виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, к которым относятся системы связи и оповещения: электромегафоны, громкоговорящие установки (звуковещательные станции), радиостанции, комплекс подвижного объекта (бортовой авиационный, наземный), телефоны стационарной, сотовой и спутниковой связи, навигаторы. Согласно данному Приказу учреждение должно быть обеспечено: мегафоном – 1 шт., радиостанции УКВ и КВ – 2 шт.
Из представленных документов следует, что на балансе ФГБУ «Шорский национальный парк» имеются 4 спутниковых телефона: Иридиум (3 шт.) и Турая (1 шт.), что подтверждается Планом тушения лесных пожаров на особо охраняемой природной территории ФГБУ «Шорский национальный парк» на период пожароопасного сезона ДД.ММ.ГГГГ г., а также платежными поручениями об оплате спутниковой связи. Кроме того, имеются в необходимом количестве радиостанции, мегафон.
Суд также отмечает, что согласно п. 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Проектом освоения лесов лесничества «Национальный парк «Шорский», утвержденным Департаментом государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ, утверждено как наличие противопожарных техники и инвентаря, так и проектируемое приобретение, аренда или изготовление. Данный Проект утвержден в феврале 2020 г. на 10 лет. Таким образом, приобретение или аренда необходимых техники и инвентаря должно быть осуществлено за период действия настоящего Проекта.
На основании изложенного следует, что ФГБУ «Шорский национальный парк» на момент внеплановой выездной проверки располагало необходимым противопожарными техникой инвентарем и оборудованием. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными письменными материалами. Кроме того, как следует из акта проверки, должностным лицом, проводившим внеплановую выездную проверку, действительно выезд на место пожара для фиксации наличия необходимого оборудования и инвентаря не производилось, проверка проведена на основании только документов, без учета пояснений представителя учреждения о том, что часть техники и инвентаря сосредоточена на тушении пожара на перевале Айган.
Также в обжалуемом постановлении должностным лицом указано, что ФГБУ «Шорский национальный парк» не актуализированы сведения об ответственных лицах, указанных в плане тушения лесных пожаров на особо охраняемой природной территории ФГБУ «Шорский национальный парк» на период пожароопасного сезона 2022 года.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы» План утверждается на один календарный год не позднее 1 февраля соответствующего года.
Из материалов дела следует, что План тушения лесных пожаров на ООПТ ФГБУ «Шорский национальный парк» утвержден ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ, а также согласован 5 ПСО ФПС ГПС Главного Управления МЧС России по – ДД.ММ.ГГГГ. В Плане определены лица, ответственные лица за организацию и тушение лесных пожаров в пожароопасный период на территории Шорского национального парка.
Между тем, Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ назначены ответственные лица за организацию и тушение лесных пожаров: заместитель директора по основной деятельности – заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО6; и.о. старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО7, инженер по охране и защите леса ФИО8
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в вышеуказанный приказ, назначены ответственные лица: заместитель директора по основной деятельности – заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды - ФИО9, государственный инспектор в области охраны окружающей среды - ФИО10, инженер по охране и защите леса - ФИО8
Также, в Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране лесов от пожаров на территории Шорского национального парка на 2022 год» внесены изменения на основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответственным лицом за осуществление контроля исправности противопожарного инвентаря назначен ФИО10, обеспечение контроля за исполнением приказа возложено на ФИО9
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении мониторинга в пожароопасный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Шорского национального парка», обеспечение контроля за получением, анализом, а также использованием ежедневных данных мониторинга лесных пожаров возложено на ФИО9
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности в лесах, установленные нормами, правилами. Диспозиция части 3 статьи 8.32 КоАП РФ состоит в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров. Из материалов дела следует, что в ФГБУ «Шорский национальный парк» имеется утвержденный уполномоченными органами План тушения лесных пожаров.
Таким образом, требования, установленные законодательством директором ФГБУ «Шорский национальный парк» по разработке и утверждению Плана тушения лесных пожаров исполнено. Кроме того, отдельными Приказами внесены изменения, которые касаются смены ответственных лиц за организацию и тушение лесных пожаров в пожароопасный период на территории Шорского национального парка.
Исходя из вышеизложенного, и с учетом того, что План тушения пожаров утверждается уполномоченным государственным органом на 1 год и такой План ФГБУ «Шорский национальный парк» принят и утвержден Департаментом государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ, а отдельные положения в части касающейся изменения списка лиц, ответственных за организацию и тушение лесных пожаров оформлены на момент проверки отдельными приказами, при этом, внесение изменений в План тушения пожара подлежит утверждению уполномоченным органом и изменения в План тушения лесных пожаров учреждением подготовлены, находятся на стадии утверждения, то суд в данном случае не усматривает состава правонарушения по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, выводы должностного лица о наличии в действиях директора ФГБУ «Шорский национальный парк» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, являются неправильными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
Жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Шорский национальный парк» ФИО2, удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения его копии в Кемеровский областной суд через Таштагольский городской суд.
Судья А.В. Щеглова