ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-59/2022 от 22.04.2022 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело № 12-59/2022

УИД 43RS0034-01-2022-000466-91

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Слободского районного суда Кировской области Воробьева Т.В., при секретаре Плюсниной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТНСтрой» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области ФИО2 от 25.01.2022 по делу об административном правонарушении , предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ходатайство о восстановлении срока для обжалования данного постановления,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области ФИО2 от 25.01.2022 юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «ТНСтрой» признано виновным и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 301000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ.

На данное постановление защитником ООО «ТНСтрой» - по доверенности ФИО4 подана жалоба на постановление, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Одновременно подано ходатайство о восстановлении срока для обжалования указанного постановления от 25.01.2022. В обоснование ходатайства о восстановлении срока обжалования указано, что в установленный законом срок жалоба была подана в электронном виде на сайт суда. После получения сообщения от работников суда о том, что жалоба не может быть подана в электронном виде, жалоба была направлена почтовым отправлением незамедлительно. В обоснование жалобы указано, что ООО «ТНСтрой» при реализации проекта по ликвидации (рекультивации) накопленного экологического вреда окружающей среде на закрытой санкционированной свалке ТБО на территории муниципального образования Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области приняло на себя обязательство по выполнению работ по разработанному третьим лицом проекту. Работы Обществом выполнены в соответствии с проектом и приняты Заказчиком без замечаний. ООО «ТНСтрой» деятельность по недропользованию не осуществляет, на каких-либо правах участком, на котором расположена свалка ТБО, не владеет. Вина Общества не доказана, нарушений при выполнении работ, несоответствий проекту не представлено. Само по себе взятие проб не влечет ответственность ООО «ТНСтрой», для этого необходимо установить нарушения при производстве работ.

Директор ООО «ТНСтрой» ФИО3 и защитник Общества - по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заказное судебное почтовое отправление получили 01.04.2022, ходатайство об отложении дела не направили. Не признавая их явку в судебное заседание обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Кировской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания.

В письменном отзыве Росприроднадзора на жалобу указано, что оснований для восстановления срока обжалования постановления не имеется. По существу жалобы отражено, что в действиях ООО «ТНСтрой», осуществляющего деятельность по рекультивации на объекте работ по ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде на закрытой санкционированной свалке ТБО, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КоАП РФ, так как юридическим лицом нарушены п.п.1,7 ч.2 ст.22, п.2 ст.23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; пп.«а» п.2, пп.«д, ж» п.3, пп.«б, в» п.5 Постановления правительства РФ от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов». Юридическим лицом нарушены требования по охране недр, в результате чего, произошло загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов. Считают, что довод заявителя об отсутствии его деятельности по использованию земельного участка и выполнению работ третьими лицами является несостоятельным. Указывают, что поскольку в рамках заключенного контракта от 25.02.2020 №33 по рекультивации размещенных ранее отходов производства и потреблении ООО «ТНСтрой» обязан выполнить работы, в частности, с надлежащим качеством, то при этом качество выполненных работ должно удовлетворять требованиям действующих государственных стандартов, нормативно-технической документации и нормативным правовым актам. Любое отклонение от требований нормативных документов и технического задания является недостатком (дефектом). При этом юридическое лицо, нарушившее земельное законодательство и законодательство об охране природы, все штрафные санкции оплачивает сам за счёт собственных средств.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:

Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии со статьями 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 названного кодекса.

Частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (части 2, 4 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как усматривается из материалов дела, обжалуемое постановление ООО «ТНСтрой» получило 01.02.2022, жалоба в Слободской районный суд Кировской области была направлена в электронном виде 11.02.2021, в связи с чем, определением суда была возвращена лицу, подавшему жалобу.

В дальнейшем ООО «ТНСтрой» направило жалобу на вышеуказанное постановление в Слободской районный суд Кировской области почтой 14.02.2022.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ООО «ТНСтрой» добросовестно пользовалось своими правами, которыми оно наделено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, как лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и имело намерения реализовать право на обжалование постановления должностного лица в установленный законом срок.

Таким образом, судья признает причину пропуска обжалования уважительной и считает необходимым восстановить срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении от 25.01.2022 в отношении ООО «ТНСтрой».

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, предусмотренных частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 8.9 Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Пунктами 1 и 7 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах») предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр и соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Согласно пункту 2 статьи 23 Закона «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является - обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» предусмотрено, что:

- охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды (пп.«а» п.2 Постановления);

- охрана подземных водных объектов осуществляется при следующих видах деятельности: размещение отходов производства и потребления, а также размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья (п.п.«д» п.3 Постановления); осуществление хозяйственной и иной деятельности, которая связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, которая оказывает прямое или косвенное воздействие на подземные водные объекты и приводит или может привести к загрязнению и (или) истощению их запасов (п.п.«ж» п.3 Постановления);

- к профилактическим мероприятиям по предотвращению загрязнения подземных вод, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов, в частности, относятся: предотвращение поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов; оборудование на объектах, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, наблюдательных скважин (п.п.«б, в» п.5 Постановления).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 25.02.2020 между администрацией Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области и ООО «ТНСтрой» заключен муниципальный контракт на рекультивацию свалки, расположенной в границах МО «Вахрушевское городское поселение Слободского района». Работы по муниципальному контракту выполнялись в срок с 25 февраля по 21 декабря 2020 года. По итогам выполненных работ составлен акт приемки от 21.12.2020.

Рекультивация свалки проводилась ООО «ТНСтрой» в соответствии с проектом, разработанным ООО «Научно-проектная организация «Проектор» по заказу администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района и получившим положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, а также в соответствии с техническим заданием, предусматривающим обустройство трех контрольных скважин, местоположение которых должно соответствовать проектной документации.

Таким образом, ООО «ТНСтрой» - исполнитель работ по ликвидации (рекультивации) накопленного экологического вреда окружающей среде на закрытой санкционированной свалке ТБО на территории МО «Вахрушевское городское поселение Слободского района».

06.09.2021 исполняющим обязанности руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 вынесено решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТНСтрой», осуществившего ликвидацию (рекультивацию) объекта накопленного экологического вреда окружающей среде - санкционированной свалки ТБО (земельный участок с кадастровым номером ) на территории МО «Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области». Основанием для проведения проверки послужили поручение заместителя Председателя Правительства РФ ФИО1 от 03.03.2021 и распоряжение Росприроднадзора от 30.06.2021. Срок проведения проверки установлен в период с 13 по 24 сентября 2021 года, впоследствии продлен до 14.10.2021.

По результатам внеплановой выездной проверки составлен акт от 14.10.2021, согласно которому выявлено нарушение в виде отступления от проектной документации по объекту «Ликвидация (рекультивация) накопленного экологического вреда окружающей среде. Корректировка проектной документации рекультивации закрытой санкционированной свалки ТБО на территории МО «Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы в части обустройства наблюдательной скважины № 2 (контрольная) в месте, не соответствующем проектной документации. При этом изменение места расположения наблюдательной скважины № 2 не позволяет дать объективную оценку степени негативного влияния полигона на подземные воды участка и обеспечивать контроль в полном объёме за состоянием химического состава подземных вод.

14.10.2021 ООО «ТНСтрой» выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 18.11.2021.

Кроме того, при проведении проверки было установлено, что для оценки негативного влияния полигона на подземные воды участка и обеспечения контроля за состоянием химического состава подземных вод предусмотрено устройство трех наблюдательных скважин.

20.09.2021 специалистами «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отобраны 2 пробы подземных вод из наблюдательных скважин №1 (контрольная) и №3 (фоновая).

В результате лабораторных испытаний подземной воды из вышеуказанных скважин было выявлено превышение концентрации загрязняющих веществ в контрольной скважине №1 по сравнению с фоновыми концентрациями в скважине №3 по ХПК в 8,9 раза, по аммиаку и ионам аммония в 76,3 раза, нитратам в 16,3 раза, хлоридам в 17,1 раза, сульфатам в 4,8 раза, БПК5 в 3,8 раза, хрому в 8 раз, меди в 5,9 раза, барию в 1,2 раза, что свидетельствует о загрязнении вод.

Загрязнение подземных вод, зафиксированное в скважине №1, свидетельствует о негерметичном основании тела полигона, в результате чего, происходит фильтрация загрязняющих веществ в грунтовые воды в районе расположения скважины №1.

В связи с установленным нарушением 13.12.2021 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в отношении ООО «ТНСтрой» составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, результатом рассмотрения которого явилось обжалуемое постановление.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложенные доказательства, должностное лицо пришло к правильному выводу о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины в его совершении ООО «ТНСтрой», поскольку, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод жалобы об отсутствии состава правонарушения, поскольку юридическое лицо не является субъектом данного административного правонарушения, опровергается муниципальным контрактом от 25.02.2020, согласно которому ООО «ТНСтрой», как Подрядчик, обязался выполнить все работы в строгом соответствии с техническим заданием, а также обеспечить соответствие качества выполнения технических операций и их результатов требованиям проектной документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил (п.2.1.5). Качество выполняемых Подрядчиком работ должно удовлетворять требованиям действующих Государственных стандартов, нормативно-технической документации и нормативным правовым актам. Любое отклонение от требований нормативных документов и технического задания является недостатком (дефектом) (п.5.1).

Также в результате лабораторных испытаний подземной воды, отобранной их двух наблюдательных скважин, было выявлено превышение концентрации загрязняющих веществ, чем достоверно установлено нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов.

Таким образом, достоверно установлено, что ООО «ТНСтрой» было совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.9 КоАП РФ.

Каких-либо процессуальных нарушений по делу не допущено.

Постановление вынесено с соблюдением правил подведомственности, в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Административное наказание в виде штрафа ООО «ТНСтрой», которое является субъектом малого и среднего предпринимательства, назначено должностным лицом верно без учёта положений ч.2 и ч.3 ст.3.4, ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку юридическое лицо не впервые совершило административное правонарушение (24.11.2021 было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.4 КоАП РФ).

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Особенной части настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи Особенной части настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса).

При рассмотрении данного дела судом не установлено исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области ФИО2 от 25.01.2022 по делу об административном правонарушении , предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО « ТНСтрой» оставить без изменения, жалобу защитника ФИО4 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья - подпись Т.В.Воробьева

Решение22.04.2022