Дело № 12-59/2022
№
РЕШЕНИЕ
Город Таштагол 25 августа 2022 г.
Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Хайкара Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Шорский национальный парк» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 № №-в от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 от 07.06.2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Шорский национальный парк» (далее - ФГБУ «Шорский национальный парк», учреждение) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, за то, что ФГБУ «Шорский национальный парк» не обеспечило наличие необходимого противопожарного инвентаря, оборудования и транспортных средств, предусмотренных Проектом освоения лесов, а также не актуализированы сведения об ответственных лицах, указанных в плане тушения лесных пожаров на особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) ФГБУ «Шорский национальный парк» на период пожароопасного сезона 2022 года.
На указанное постановление ФГБУ «Шорский национальный парк» принесена жалоба, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу мотивирует тем, что государственным инспектором проверка проводилась в ситуации, когда личный состав учреждения находился на тушении пожара с противопожарным оборудованием, необходимым для тушения пожара. Поэтому оборудование в месте сосредоточения противопожарного оборудования в не соответствовало наличию, так как часть спецтехники, оборудования находились на месте пожара - в районе перевала Айган, возникшего ДД.ММ.ГГГГ. О факте возникновения пожара Росприроднадзор был проинформирован. По состоянию на дату выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ на месте пожара работало 69 человек и 15 единиц техники, в том числе по соглашениям о взаимодействии. Выезд на место пожара на перевал Айган для проверки комплектности оборудования и техники не осуществлялся. Отсутствие противопожарного оборудования и техники на дату проверки в пункте сосредоточения противопожарного оборудования не может подтверждать факт неготовности к противопожарному периоду, а подтверждает его использование по целевому назначению.
На дату начала проведения выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ осмотр техники и оборудования проводился в А и , замечаний, отсутствие комплектности не выявлено.
При проведении проверки также проводился анализ документов, из которых в протоколе об административном правонарушении сделан вывод о неготовности учреждения в части обеспеченности. Однако, в первый год действия Проекта освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ не установлена обязанность о приобретении техники, оборудования.
Учреждением в 2020-2022 годах приобретено следующие противопожарная техника и оборудование: аэроглиссер (в составе лодка и мотор) приобретен в 2020 г. На момент проверки находился по адресу: Садовая 8А. Кроме того, учреждением используется на постоянной основе 4 лодки металлические и 4 мотора лодочные Меркурий, лодка резиновая «Солар» и мотор «Тохатсу». В Плане тушения пожаров на 2022 г. указано для организации тушения пожаров - 3 лодки. Таким образом, учреждение по состоянию на начало пожароопасного периода было обеспечено не только обязательным, но и резервным количеством водного транспорта: один аэроглиссер Пиранья, 5 лодок и 5 моторов.
МЛПК (Малый лесопатрульный комплекс) согласно Плану тушения, запланировано и эксплуатируется 2 МЛПК (2014 и 2016).
В учреждении имеются на балансе 4 бензопилы, в том числе 3 бензопилы «Штиль» и 1 бензопила «Чемпион». До начала противопожарного периода 2021 и 2022 гг. учреждением заключены дополнительные соглашения на организацию и проведение экологических и санитарных мероприятий, согласно которых второй участник соглашения оказывает учреждению содействие в тушении лесных пожаров с применением собственного оборудования: бензопила «Штиль» - 2 штуки, бензопила «Эхо» - 1 штука, лопата штыковая – 2 штуки, лопата штыковая с подбором – 2 штуки, топор лесорубный – 5 штук. В период проверки бензопилы находились на месте тушения пожара. Дополнительные привлекаемые по соглашению средства и оборудование не закреплены в Плане тушения лесных пожаров, так как данные соглашения заключаются перед началом противопожарного периода.
Связь в учреждении обеспечивается 3-мя телефонами Иридиум и одним телефоном Турая. В 2020 г. по дополнительному финансированию приобретены и выданы для использования 5 переносных раций, GPS навигаторы Garmin – 3 штуки. В Приказе № отсутствует требование о приобретении 10 единиц спутниковой связи, должны быть обеспечены: мегафон – 1 штука, радиостанции УКВ и КВ – 2 штуки.
Также в учреждении имеются: аптечка первой помощи – 6 штук, перевязочные пакеты – 10 штук, канистры для питьевой воды – 7 штук.
Таким образом, по мнению заявителя факт неготовности к пожароопасному периоду не доказан.
В судебном заседании представители ФГБУ «Шорский национальный парк» - директор ФИО3, ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержали. Также пояснили, что ФГБУ «Шорский национальный парк» ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание Росприроднадзора для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, однако, постановление и протокол об административном правонарушении были вынесены до указанной даты. Инспектором Росприроднадзора фактически выезд на место тушения пожара, где была задействована техника и оборудование, не производился. При этом, противопожарные техника и оборудование находилось на момент проверки в требуемом количестве. Проверка проведена по информационным справкам без учета фактических единиц оборудования и техники, задействованных на пожаре. Кроме того, установлен мораторий на проведение проверок государственными органами. Также сведения об изменении состава ответственных лиц за организацию и тушение лесных пожаров в пожароопасный период на территории Шорского национального парка внесены путем издания соответствующих приказов, также подготовлены изменения в сам План тушения пожара, которые находятся на утверждении уполномоченным органом.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление – старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен. В судебное заседание представил письменные возражения на жалобу, согласно которым из анализа документов и осмотренного оборудования, следует, что заявленное количество в соответствии с действующими нормами, указанными в Проекте освоения лесов, не соответствует представленной информации ФГБУ «Шорский национальный парк», а также их наличию, сведения об ответственных лицах, указанных в плане тушения лесных пожаров, требуют актуализации, ввиду наличия устаревших и не соответствующих действительности данных.
Суд постановил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 29.7 Кодекса РФ об АП.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела об административном правонарушении согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об АП подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные деяния, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер причиненного административным правонарушением ущерба, обстоятельства, исключающие возможность производства по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При этом, в соответствии со ст. 29.10 Кодекса РФ об АП в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об АП нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктами 3, 5 Правил пожарной безопасности меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно подпункта "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Согласно п.п. 24, 25 Правил пожарной безопасности меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной опасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств, планы тушения лесных пожаров лесничеств и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В силу части 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленных материалов дела, в соответствии с решением Врио руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№-кн, распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№-р, п. 3.5 Протокола оперативного совещания ФИО1 Безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-195 в отношении ФГБУ «Шорский национальный парк» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
По результатам данной проверки установлено, что ФГБУ «Шорский национальный парк» не обеспечило наличие необходимого противопожарного инвентаря, оборудования и транспортных средств, предусмотренных Проектом освоения лесов, а именно не хватает следующего инвентаря:
- лодка – 4 шт., в Проекте освоения лесов, указано, что имеется 4 шт., фактически в наличии – 3 шт.;
- лодочный мотор – 4 шт., в Проекте освоения лесов, указано, что имеется 4 шт.;
- бензопилы – 6 шт., в Проекте освоения лесов, указано, что имеется 4 шт., фактически в наличии – 3 шт.,
- спутниковый телефон – 10 шт., в Проекте освоения лесов, указано, что имеется 4 шт.
Также ФГБУ «Шорский национальный парк» не актуализированы сведения об ответственных лицах, указанных в плане тушения лесных пожаров на особо охраняемой природной территории ФГБУ «Шорский национальный парк» на период пожароопасного сезона 2022 года.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту в отношении ФГБУ «Шорский национальный парк» государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении № №-в по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 № №-в ФГБУ «Шорский национальный парк» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Также судом установлено, что – Кузбасса принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об установлении особого противопожарного режима и мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории – Кузбасса». На территории – Кузбасса в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ установлен особый противопожарный режим.
Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Закона № 33-ФЗ).
Шорский национальный парк создан постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании Шорского государственного природного национального парка». Он расположен на юге на территории Таштагольского муниципального района.земель национального парка составляет 413843 га, из них лесные земли занимают площадь 392327 га или 94,7 % от общей площади, нелесные земли – 21516 га или 5,2 % от общей площади.
ФГБУ «Шорский национальный парк» согласно Уставу, является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Кроме того, ФГБУ «Шорский национальный парк» осуществляет управление особо охраняемой природной территорией федерального значения – Шорский национальный парк.
Таким образом, ФГБУ «Шорский национальный парк» обязано обеспечивать соблюдение правил пожарной безопасности в лесах на территории Шорского национального парка, в том числе проводить противопожарное обустройство территории и обеспечивать необходимое количество пожарного инвентаря.
В п. 5.3 Проекта освоения лесов ФГБУ «Шорский национальный парк», на который получено заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов лесничества «Национальный парк «Шорский», утвержденный Департаментом государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ, приведены сведения о наличии и потребности пожарной техники и оборудования, снаряжения, инвентаря на лесных участках:
- в соответствии действующими нормативами лодка – 4 шт., имеется в наличии – 4 шт., проектируется приобретение, аренда, изготовление – 1 шт.;
- в соответствии действующими нормативами лодочный мотор – 4 шт., имеется в наличии – 4 шт., проектируется приобретение, аренда, изготовление – 1 шт.;
- в соответствии действующими нормативами бензопила «Штиль» – 6 шт., имеется в наличии – 4 шт., проектируется приобретение, аренда, изготовление – 1 шт.;
- в соответствии действующими нормативами спутниковый телефон – 10 шт., имеется в наличии – 4 шт., проектируется приобретение, аренда, изготовление – 6 шт.
Также, Департаментом государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ утвержден План тушения лесных пожаров на ООПТ ФГБУ «Шорский национальный парк» на период пожароопасного сезона 2022 г., согласно которому (Приложение №) у ФГБУ «Шорский национальный парк» имеются: бензопилы – 3 шт., лесопожарные катера, моторные лодки – 3 шт., радиостанции УКВ диапазона – 4 шт.
В рамках проведения внеплановой выездной проверки произведен осмотр транспортных средств, оборудования и средств для тушения лесных пожаров, расположенных по адресам: А, , здание Чулешского лесничества, , а также осмотрен кордон «Карчит». В момент осмотра установлено, что техника, оборудование и пожарный инвентарь находится в рабочем исправном состоянии, в количестве согласно перечню оснащения, указанному в информационной справке ФГБУ «Шорский национальный парк» от ДД.ММ.ГГГГ№, за исключением пункта сосредоточения пожарного инвентаря, расположенного в , в связи с чем, составлен протокол опроса от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотреть инвентарь, средства тушения и запас ГСМ не представилось возможным, так как пункт сосредоточения инвентаря и склад, где хранится запас ГСМ были закрыты, так как инспекторский состав, получив противопожарное оборудование и заправив лодку ГСМ направился на тушение пожара, возникшего ДД.ММ.ГГГГ в районе перевала Айган.
Должностным лицом из анализа документов и осмотренного оборудования сделан вывод о том, что заявленное количество в соответствии с действующими нормами, указанными в проекте освоения лесов, не соответствует представленной информации ФГБУ «Шорский национальный парк».
Оспаривая указанные доводы, изложенные в обжалуемом постановлении, ФГБУ «Шорский национальный парк» указывает, что противопожарные техника и оборудование имелись в наличии, однако были задействованы на пожаре.
Так, согласно представленным документам ДД.ММ.ГГГГ в 17.33 часов ФГБУ «Шорский национальный парк» было принято сообщение от ЕДДС о возгорании в районе перевала Айган. Указанная информация была передана Врио руководителю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7 По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжалось обследование территории и дотушивание выявляемых возгораний, задействованы 19 человек и 4 единицы техники, о чем также было уведомлено управление Росприроднадзора (л.д. 141-144).
Также, ФГБУ «Шорский национальный парк» в материалы дела представлены документы, подтверждающие наличие одного аэроглиссера Пиранья-6, 5 лодок и 5 моторов, а именно судовые билеты маломерного судна за №№, 845832, 845833, 206175, АА 088079, АА 220069, а также справки бухгалтерского учета учреждения, контрактом на поставку аэроглиссера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 114-116, 118-120, 130-139).
Кроме того, из справок бухгалтерского учета следует, что на балансе ФГБУ «Шорский национальный парк» имеются 3 бензопилы «Штиль» и 1 бензопила «Чемпион». Также, между ФГБУ «Шорский национальный парк» (по договору Сторона -1) и ФИО8 (по договору Сторона -2) заключено Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого последний оказывает содействие учреждению в тушении лесных пожаров с применением собственного оборудования: бензопила «Штиль» - 2 шт., бензопила «Эхо» - 1 шт. Таким образом, на балансе и в пользовании ФГБУ «Шорский национальный парк» находятся 5 бензопил «Штиль», а также 1 бензопила «Чемпион» и 1 бензопила «Эхо», итого 6 бензопил (л.д. 104-106).
Дополнительные привлекаемые по Соглашению средства и оборудование не закреплены в плане тушения лесных пожаров, так как данные Соглашения заключаются перед началом противопожарного периода.
Между тем, не установлено законодательного запрета, что при выполнении противопожарных мероприятий может применятся техника и оборудование, находящиеся во временном владении или пользовании у лица, использующего леса.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены «Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса», а также «Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». При этом, данным нормативным актом не установлено приобретение бензопил именно марки «Штиль».
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены, в том числе, дополнительные виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, к которым относятся системы связи и оповещения: электромегафоны, громкоговорящие установки (звуковещательные станции), радиостанции, комплекс подвижного объекта (бортовой авиационный, наземный), телефоны стационарной, сотовой и спутниковой связи, навигаторы. Согласно данному Приказу учреждение должно быть обеспечено: мегафоном – 1 шт., радиостанции УКВ и КВ – 2 шт.
Из представленных документов следует, что на балансе ФГБУ «Шорский национальный парк» имеются 4 спутниковых телефона: Иридиум (3 шт.) и Турая (1 шт.), что подтверждается Планом тушения лесных пожаров на ООПТ ФГБУ «Шорский национальный парк» на период пожароопасного сезона 2022 г., а также платежными поручениями об оплате спутниковой связи. Кроме того, имеются в необходимом количестве радиостанции, мегафон.
Суд также отмечает, что согласно п. 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Проектом освоения лесов лесничества «Национальный парк «Шорский», утвержденным Департаментом государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ, утверждено как наличие противопожарных техники и инвентаря, так и проектируемое приобретение, аренда или изготовление. Данный Проект утвержден в феврале 2020 г. на 10 лет. Таким образом, приобретение или аренда необходимых техники и инвентаря должно быть осуществлено за период действия настоящего Проекта.
На основании изложенного следует, что ФГБУ «Шорский национальный парк» на момент внеплановой выездной проверки располагало необходимым противопожарными техникой инвентарем и оборудованием. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными письменными материалами. Кроме того, как следует из акта проверки, должностным лицом, проводившим внеплановую выездную проверку, действительно выезд на место пожара для фиксации наличия необходимого оборудования и инвентаря не производилось, проверка проведена на основании только документов, без учета пояснений представителя учреждения о том, что часть техники и инвентаря сосредоточена на тушении пожара на перевале Айган.
Также в обжалуемом постановлении должностным лицом указано, что ФГБУ «Шорский национальный парк» не актуализированы сведения об ответственных лицах, указанных в плане тушения лесных пожаров на особо охраняемой природной территории ФГБУ «Шорский национальный парк» на период пожароопасного сезона 2022 года.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы» План утверждается на один календарный год не позднее 1 февраля соответствующего года.
Из материалов дела следует, что План тушения лесных пожаров на ООПТ ФГБУ «Шорский национальный парк» утвержден ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ, а также согласован 5 ПСО ФПС ГПС Главного Управления МЧС России по – Кузбассу – ДД.ММ.ГГГГ. В Плане определены лица, ответственные лица за организацию и тушение лесных пожаров в пожароопасный период на территории Шорского национального парка.
Между тем, Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ назначены ответственные лица за организацию и тушение лесных пожаров: заместитель директора по основной деятельности – заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО9; и.о. старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО10, инженер по охране и защите леса ФИО11
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в вышеуказанный приказ, назначены ответственные лица: заместитель директора по основной деятельности – заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды - ФИО4, государственный инспектор в области охраны окружающей среды - ФИО12, инженер по охране и защите леса - ФИО11
Также, в Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране лесов от пожаров на территории Шорского национального парка на 2022 год» внесены изменения на основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответственным лицом за осуществление контроля исправности противопожарного инвентаря назначен ФИО12, обеспечение контроля за исполнением приказа возложено на ФИО4
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении мониторинга в пожароопасный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Шорского национального парка», обеспечение контроля за получением, анализом, а также использованием ежедневных данных мониторинга лесных пожаров возложено на ФИО4 (л.д. 109-111).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса РФ об АП, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности в лесах, установленные нормами, правилами. Диспозиция части 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об АП РФ состоит в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров. Из материалов дела следует, что в ФГБУ «Шорский национальный парк» имеется утвержденный уполномоченными органами План тушения лесных пожаров.
Таким образом, требования, установленные законодательством ФГБУ «Шорский национальный парк» по разработке и утверждению Плана тушения лесных пожаров исполнено. Кроме того, отдельными Приказами внесены изменения, которые касаются смены ответственных лиц за организацию и тушение лесных пожаров в пожароопасный период на территории Шорского национального парка.
Исходя из вышеизложенного, и с учетом того, что План тушения пожаров утверждается уполномоченным государственным органом на 1 год и такой План ФГБУ «Шорский национальный парк» принят и утвержден Департаментом государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ, а отдельные положения в части касающейся изменения списка лиц, ответственных за организацию и тушение лесных пожаров оформлены на момент проверки отдельными приказами, при этом, внесение изменений в План тушения пожара подлежит утверждению уполномоченным органом и изменения в План тушения лесных пожаров учреждением подготовлены, находятся на стадии утверждения, то суд в данном случае не усматривает состава правонарушения по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП.
При таких обстоятельствах, выводы должностного лица о наличии в действиях ФГБУ «Шорский национальный парк» (в части необеспечения наличия необходимого противопожарного инвентаря, оборудования транспортных средств, предусмотренных Проектом освоения лесов, а также в части не актуализации сведений об ответственных лицах за организацию и тушение лесных пожаров в пожароопасный период) объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП, являются неправильными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Совокупностью имеющихся в деле доказательств вина ФГБУ «Шорский национальный парк» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об АП, не подтверждается.
При этом, доводы ФГБУ «Шорский национальный парк» о том, что протокол и постановление в отношении него вынесены раньше срока, установленного в предписании – до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит необоснованными, поскольку обжалуемым постановлением учреждение привлекалось по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП - противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности в лесах, а не по ст. 19.5 Кодекса РФ об АП - за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Также, доводы ФГБУ «Шорский национальный парк» о том, что Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ введен мораторий на проведение внеплановых проверок в отношении юридических лиц, судом отклоняется, поскольку согласно п. 3 данного постановления внеплановые проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры, в том числе, по поручению Президента РФ, по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления; при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Внеплановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Шорский национальный парк» проведена в соответствии с решением Врио руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№-кн, распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№-р, п. 3.5 Протокола оперативного совещания ФИО1 Безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-195 (который формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации на основании ч. 2 ст. 13 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 390-ФЗ «О безопасности»), а именно в рамках федерального государственного лесного контроля на землях ООПТ федерального значения.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об АП срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Как усматривается из материалов дела, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об АП для данной категории дел, на момент рассмотрения настоящей жалобы не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об АП, судья,
РЕШИЛ:
Жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Шорский национальный парк» удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 № №-в от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения его копии в Кемеровский областной суд через Таштагольский городской суд.
Судья ФИО2