РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2013 года г. Чаплыгин
Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:
Председательствующего судьи Плехов Ю.В.
при секретаре Котовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на постановление должностного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области №073/12-3М от 10 января 2013 года о назначении административного наказания в виде штрафа, в сумме 30 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
27 декабря 2012 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора за деятельностью органов государственной власти Управления Россельхознадзора по Липецкой области ФИО3 был составлен протокол № 073/12-ЗМ о совершении администрацией Чаплыгинского муниципального района Липецкой области административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Согласно, данного протокола 07.12.2012 года в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области РФ выявлено административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно уничтожение и порча земли сельскохозяйственного назначения в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, а также опасными веществами.
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора за деятельностью органов государственной власти Управления Россельхознадзора по Липецкой области от 10 января 2013 года администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным Постановлением, администрация Чаплыгинского муниципального района обжаловала его в Чаплыгинский районный суд.
В судебном заседании представитель администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области по доверенности ФИО4 поддержал изложенные в жалобе доводы и пояснил, что процедуру привлечения к административной ответственности не оспаривает, однако полагает, что само постановление вынесено без достаточных на то законных оснований и подлежит отмене по следующим основаниям.
Вывод государственного инспектора отдела государственного земельного надзора за деятельностью органов государственной власти Управления Россельхознадзора по Липецкой области ФИО3 по результатам проверки не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку в действиях администрации Чаплыгинского муниципального района отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
В обосновании своей позиции указал, что в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков возлагается обязанность по надлежащему использованию земельных участков. На земельном участке, в отношении которого была проведена проверка, располагается полигон твердых бытовых отходов. Данный земельный участок не является муниципальной собственностью муниципального образования Чаплыгинский муниципальный район Липецкой области РФ и администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на данном участке не осуществляет какую - либо хозяйственную и иную деятельность, в связи с чем, привлечение к административной ответственности администрации района по указанному объекту проверки не соответствует поставленным перед Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области целям, задачам и предмету проведения плановой выездной проверки.
Инспектору отдела государственного земельного надзора за деятельностью органов государственной власти Управления Россельхознадзора по Липецкой области ФИО3 при проведении проверки администрацией Чаплыгинского муниципального района были предоставлены следующие документы: постановление главы администрации Чаплыгинского района от ДД.ММ.ГГГГ г. за № № «О предварительном согласовании места расположения земельного участка для проектирования и строительства полигона твердых бытовых отходов»; Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ г. за № №, выданное ОГУ «УКС ТЭК и ЖКХ Липецкой области» на строительство полигона ТБО в г. Чаплыгине и Разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - полигона ТБО в г. Чаплыгине от ДД.ММ.ГГГГ г. за № №
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, т.е. собственником объекта недвижимого имущества - полигона ТБО, расположенного на рассматриваемом по настоящему делу земельном участке, которым является ОГУ «УКС ТЭК и ЖКХ Липецкой области».
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, в силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ у ОГУ «УКС ТЭК и ЖКХ Липецкой области» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Считает, что администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и не может быть привлечена к административной ответственности, поскольку в её действиях отсутствует вина.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области по доверенности ФИО5 в судебном заседании пояснил, что основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности администрации Чаплыгинского муниципального района по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ не является то обстоятельство, что полигон ТБО на земельном участке принадлежит ОГУ «УКС ТЭК и ЖКХ Липецкой области», поскольку в соответствии с постановлением главы администрации Чаплыгинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования», земельный участок площадью 6 га, на котором расположен полигон ТБО, передан в фонд перераспределения земель района.
В соответствии с ст. 80 Земельного кодекса РФ, фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Для надзорного органа важно то обстоятельство, что этот участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Земельного кодекса РФ, использование земель фонда перераспределения (т.е. сельскохозяйственного назначения) осуществляется в соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно – исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Данный перечень является закрытым.
Для осуществления законной деятельности полигона ТБО администрации Чаплыгинского муниципального района необходимо было осуществить перевод земельного участка, на котором расположен полигон ТБО, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности или земли иного специального назначения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ о переводе земли в категорию земли промышленности или земли иного специального назначения не имеется, следовательно, указанный земельный участок продолжает относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения по настоящее время, и при его использовании должен соблюдаться правовой режим, установленный нормативными актами, в полном объеме представленными в оспариваемом постановлении.
Представленные администрацией Чаплыгинского муниципального района документы не имеют правового значения для квалификации административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, так как они свидетельствуют о стадиях строительства полигона ТБО, а не о переводе земли сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Закон не предоставляет право использовать земли сельскохозяйственного назначения для строительства полигона ТБО. Кроме того администрацией Чаплыгинского муниципального района не представлен документ о регистрации полигона, как опасного объекта. Следовательно, так называемый полигон, на кадастровом учете не стоит.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав стороны и допросив свидетелей, суд считает постановление начальника отдела государственного земельного надзора за деятельностью органов государственной власти Управления Россельхознадзора по Липецкой области ФИО6 от 10 января 2013 года, которым администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и подвергнута штрафу в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей, законным и обоснованным.
Судом установлено, что 07.12.2012 года проводилась плановая проверка администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области. При её проведении выявлено административное правонарушение в области охраны окружающей среды, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления
Как следует из объяснений представителя администрации ФИО4 на основании постановления главы администрации Чаплыгинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ с ОГУ «УКС ТЭК и ЖКХ Липецкой области» предварительно согласовано место расположения земельного участка для проектирования и строительства полигона твердых бытовых отходов. ОГУ «УКС ТЭК и ЖКХ Липецкой области» разрешено разработать проектно – сметную документацию, при этом ОГУ обязано обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учёт.
На основании постановления главы администрации Чаплыгинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования», земельный участок площадью 6 га, на котором должен быть расположен полигон ТБО, передан в фонд перераспределения земель района.
ДД.ММ.ГГГГ ОГУ «УКС ТЭК и ЖКХ Липецкой области» администрацией Чаплыгинского муниципального района выдано разрешение на строительство полигона ТБО в г. Чаплыгине, а затем выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ№ на ввод объекта в эксплуатацию. При этом установлено, что земельный участок на кадастровый учёт не поставлен, а также данный земельный участок расположен на земле сельскохозяйственного назначения, перевод его в категорию промышленные земли или земли иного специального назначения не осуществлён. Данное обстоятельство представителем администрации ФИО7 не оспаривалось, подтверждается письменными доказательствами ответом на запрос суда № 410 от 27.02.2013г.
Доводы представителя администрации о том, что администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и не может быть привлечена к административной ответственности, поскольку в её действиях отсутствует вина являются необоснованными, поскольку именно администрацией Чаплыгинского района Липецкой области выдано разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию данного полигона ТБО, на земле сельскохозяйственного назначения, без осуществления контроля за исполнением ОГУ «УКС ТЭК и ЖКХ Липецкой области» обязанности постановки земельного участка на кадастровый учёт.
В настоящее время полигон ТБО администрацией Чаплыгинского муниципального района Липецкой области используется. В материалах дела имеется договор аренды недвижимого имущества за № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым, администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области передала в аренду полигон ТБО ООО «Чаплыгинское специализированное автотранспортное предприятие по уборке улиц населённых пунктов» по своему прямому назначению, для сбора утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
С момента ввода в эксплуатацию полигона ТБО прошло более 6 лет, однако администрацией Чаплыгинского муниципального района никаких мер в отношении данного объекта, не принималось.
Как следует из объяснения представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области по доверенности ФИО5 администрацией Чаплыгинского муниципального района не представлен документ о регистрации полигона, как объекта. Следовательно, так называемый полигон, на кадастровом учете не стоит. Деятельность полигона ТБО носит незаконный характер, поскольку не осуществлён перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности или земли иного специального назначения не имеется, следовательно, указанный земельный участок продолжает относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения по настоящее время, и при его использовании должен соблюдаться правовой режим, земель сельскохозяйственного назначения.
Как показал в судебном заседании свидетель ФИО1, в настоящее время данный вопрос решается администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области обратилось в комитет имущественных отношений Липецкой области, о переводе земельного участка в категорию промышленных земель. Полигон огорожен, на въезде установлен шлагбаум, также имеются на полигоне ямы для мусора.
Как показал в судебном заседании должностное лицо свидетель ФИО2 при проверке полигона им было установлено, что часть земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, который расположен в 530 метрах на восток от железнодорожного переезда, в 1190 метрах на северо - восток от перекрестка автодороги Чаплыгин - Ломовое в кадастровом квартале № с географическими координатами 53° 161 4911 С.Ш. 39° 541 4411 В.Д. захламлена отходами производства и потребления (пластик, упаковочная тара, стекло, мусор от уборки территорий, строительный мусор от разбора зданий и прочие коммунальные отходы), на данном участке происходит сжигание и перемешивание строительной техникой отходов производства и потребления с почвой. Плодородный слой почвы перекрыт абиотическим (неплодородным) слоем от 0,2 до 2-х метров. Земельный участок площадью более 7 га подвержен деградации 4-й степени, антропогенному загрязнению и захламлению отходами 3-го и 4-го класса опасности, а также опасными химическими веществами (тяжелые металлы: цинк, медь) 1-го и 2-го класса опасности. Часть земельного участка в кадастровом квартале №, прилегающая к месту несанкционированного складирования отходов ТБО зарастает сорной растительностью, присутствуют следы деградации почвы (перекрытие, каменистость, провалы, уменьшение мощности почвенного профиля, загрязнение химическими веществами), что подтверждается лабораторными исследованиями. По данным протоколов испытаний почвенных образцов установлено превышение ПДК (предельно-допустимой концентрации) тяжелых металлов в почве (вторая степень загрязнения). Почва является среднезагрязненной. Отходы вывозятся на данный участок бесконтрольно, как населением самостоятельно, так и коммунальными службами Чаплыгинского муниципального района.
Официального полигона ТБО, введенного в эксплуатацию, на территории муниципального образования Чаплыгинский район Липецкой области не имеется, то есть, не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Бездействие администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области РФ по текущей и своевременной переработке и утилизации бытовых отходов, вывозимых с территории муниципальных образований сельских поселений Чаплыгинского района создало условия для организации несанкционированного складирования отходов производства и потребления на плодородном слое почвы земель сельскохозяйственного назначения и в дальнейшем повлекло порчу почвы на площади более 7 га, что подтверждается протоколами испытаний почвенных образцов, отобранных на месте несанкционированного размещения ТБО 07.12.2012 года. Согласно критериям экологической обстановки (Постановление Правительства РФ № 736 от 10.07.2012 года) на данном земельном участке произошло значительное ухудшение экологической обстановки в результате использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением, установленным Земельным законодательством, требований рационального использования земли. Наличие данных обстоятельств позволило привлечь администрацию Чаплыгинского муниципального района к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1. настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
В силу ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ, фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Земельного кодекса РФ, использование земель фонда перераспределения (т.е. сельскохозяйственного назначения) осуществляется в соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно – исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Данный перечень является закрытым.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 ФЗ №131 – ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся.
- п. 9 организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды:
- п. 14 организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст.8,13 ФЗ №89 – ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
К вопросам местного значения муниципального района относятся:
- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
С учётом вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, поскольку именно администрация Чаплыгинского муниципального района была обязана осуществить организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в силу закона, однако этого сделано не было. При этом не имеет правового значения в данном случае то обстоятельство, что уничтожение и порча земли сельскохозяйственного назначения в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, а также опасными веществами произошли не в результате непосредственной деятельности администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела государственного земельного надзора за деятельностью органов государственной власти Управления Россельхознадзора по Липецкой области ФИО6 от 10 января 2013 года оставить без изменения, а жалобу администрации Чаплыгинского муниципального района - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд через Чаплыгинский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения.
Председательствующий: Ю.В.Плехов