ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/14-7-25К от 17.03.2014 Новгородского областного суда (Новгородская область)

  Судья – Новикова Н.В. Дело №12-5/14–7-25К

Р Е Ш Е Н И Е

 Великий Новгород 17 марта 2014 года

 Судья Новгородского областного суда Васильева И.Ю., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу У.В.А. на решение судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 04 февраля 2014 года, которым постановление <...> о назначении административного наказания, вынесенное 17 сентября 2013 года государственным инспектором <...> по охране окружающей среды и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов <...>, в отношении

 У.В.А., <...> года рождения, уроженца г. <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>, работающего Главой Администрации <...> сельского поселения <...> района <...> области,

 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей изменено, из текста постановления исключено указание на то, что У.В.А. не произвел в установленный законодательством срок оплату негативного воздействия на окружающую среду от деятельности эксплуатируемых транспортных средств за 1-й, 2-й, 3-й кварталы 2012 года; в остальной части постановление государственного инспектора <...> по охране окружающей среды и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов <...> от 17 сентября 2013 года оставлено без изменения,

у с т а н о в и л:

 21 августа 2013 года и.о. прокурора Окуловского района Новгородской области <...> вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении должностного лица – Главы Администрации <...> сельского поселения <...> района <...> области У.В.А. за то, что он, являясь Главой Администрации сельского поселения на основании Устава, решения Совета депутатов <...> сельского поселения <...> района от 16 декабря 2011 года <...>, распоряжения Администрации <...> сельского поселения от 16 декабря 2011 года <...>, в нарушение ст.ст. 16, 75 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п.1, 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» не осуществил контроль за перечислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности эксплуатируемых транспортных средств, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников за 4-й квартал 2012 года не произведен, в установленный законодательством срок оплата негативного воздействия на окружающую среду от деятельности эксплуатируемых транспортных средств за 4-й квартал 2012 года не внесена.

 Постановлением <...> о назначении административного наказания государственного инспектора <...> по охране окружающей среды и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов <...> от 17 сентября 2013 года У.В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнут административном наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

 Решением судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 17 октября 2013 года постановление <...> о назначении административного наказания отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении У.В.А. прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением У.В.А. устного замечания.

 Решением Новгородского областного суда от 02 декабря 2013 года вышеназванное решение судьи отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Окуловский районный суд Новгородской области.

 При новом рассмотрении судьей вынесено вышеуказанное решение.

 В поданной в порядке пересмотра жалобе У.В.А. просит отменить вынесенные в отношении него постановление и решение судьи, полагая, что не является субъектом административного правонарушения. При этом указывает, что правильное и своевременное перечисление платежей в бюджетные фонды и, в том числе, внесение в установленный законодательством срок платы за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности эксплуатируемых Администрацией транспортных средств, в соответствии с представленной в материалах дела должностной инструкцией и распоряжением Администрации <...> сельского поселения от 05 апреля 2013 года <...> входит в должностные обязанности главного специалиста-бухгалтера Администрации сельского поселения, указанную должность занимает Л.Н.В. Кроме того, ссылается на наличие оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, принимая во внимание весьма незначительный размер причиненного административным правонарушением ущерба.

 У.В.А., прокурор Окуловского района, представитель Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов <...> в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

 Статья 8.41 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 Так, согласно ст. 3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, помимо прочего, на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

 В силу ст. 16 Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.

 Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

 К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

 Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

 В силу п.1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года №632, настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе, в виде выброса в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

 Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, истекает не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

 При этом отчетным периодом признается календарный квартал (п.п.1,2 указанного Приказа).

 Как усматривается из материалов дела, У.В.А. на основании распоряжения Администрации <...> сельского поселения <...> района <...> области от 16 декабря 2011 года <...> является Главой <...> сельского поселения, то есть в силу ст. 2.4. КоАП РФ является должностным лицом.

 Также из материалов дела следует, что в 4-ом квартале 2012 года Администрация <...> сельского поселения <...> района <...> области, расположенная по адресу: <...>, эксплуатировала транспортное средство (наименование марки транспортного средства), государственный регистрационный знак <...>, <...> года выпуска, собственником которого она является, и расходовала топливо <...> в размере 864,69 литров. Данное обстоятельство подтверждается справкой Администрации <...> сельского поселения с приложенным расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-ый квартал 2012 года, а также письмами Администрации от 14 марта 2013 года <...> и от 06 сентября 2013 года <...>, направленными в адрес прокуратуры Окуловского района и Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов <...>.

 Таким образом, по смыслу Федерального закона «Об охране окружающей среды» Администрация является природопользователем и несет обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, Администрация <...> сельского поселения в качестве природопользователя в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <...> в 2012 году зарегистрирована не была, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников за 4-ый квартал 2012 года не представляла, плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4-ый квартал 2012 года до 20 января 2013 года не вносила, была поставлена на учет в качестве природопользователя лишь 15 апреля 2013 года, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников за 4-ый квартал 2012 года направлен Администрацией на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <...> почтовым отправлением 20 августа 2013 года, оплата произведена платежным поручением 20 августа 2013 года.

 В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 При этом под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

 Признавая Главу Администрации <...> сельского поселения <...> района <...> области У.В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, государственный инспектор <...> по охране окружающей среды и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и судья районного суда обоснованно исходили из того, что у У.В.А. имелись необходимые условия для принятия всех возможных мер по надлежащему исполнению возложенных на него обязанностей и требований природоохранного законодательства в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-ый квартал 2012 года в установленный законом срок, что им сделано не было, поскольку У.В.А. не обеспечил надлежащее исполнение требований в области охраны окружающей среды и природопользования, не осуществил контроль за перечислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности эксплуатируемых Администрацией транспортных средств за 4-ый квартал 2012 года.

 При этом, вопреки изложенным в жалобе доводам, доказательства, подтверждающие возложение на иных должностных лиц Администрации сельского поселения, в том числе, на главного специалиста-бухгалтера Администрации Л.Н.В. обязанностей производить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности эксплуатируемых Администрацией транспортных средств и вносить данную плату до издания 05 апреля 2013 года соответствующего распоряжения <...>, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, судья правомерно заключил о том, что исполнение требований Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» входило именно в обязанность Главы Администрации <...> сельского поселения У.В.А.

 При таких обстоятельствах, поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено, что Администрация <...> сельского поселения <...> района <...> области не вносила плату за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности эксплуатируемых транспортных средств за 4-й квартал 2012 года, постольку действия ее Главы У.В.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, так как он, как должностное лицо, должен был контролировать внесение указанной оплаты в установленный законом срок.

 Доказательствам, имеющимся по делу, дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения закона при их получении (ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ).

 Ссылка жалобы о наличии оснований для признания настоящего правонарушения малозначительным является несостоятельной, поскольку состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям закона, в силу чего наличие последствий или их отсутствие правового значения не имеют. Указанное административное правонарушение признается оконченным самим фактом нарушения установленных сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду, независимо от размера не внесенных или внесенных не своевременно платежей, поскольку данное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, и их нарушение посягает на конституционные права граждан в части права на благоприятную окружающую среду. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, которое в данном случае не может быть признано малозначительным.

 Вместе с тем, исключение судьей районного суда из числа вмененных У.В.А. нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования указания на то, что последний не произвел в установленный законодательством срок оплату негативного воздействия на окружающую среду от деятельности эксплуатируемых транспортных средств за 1-й, 2-й и 3-й кварталы 2012 года является законным и обоснованным, поскольку в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указанных нарушений не вменялось, следовательно, государственный инспектор <...> по охране окружающей среды и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов вышел за пределы предъявленного У.В.А. обвинения, фактически установив при рассмотрении дела вину лица в совершении тех действий, которые ему постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении не вменялись.

 Как следует из материалов дела существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ не допущено, всем доказательствам по делу дана оценка, фактические обстоятельства дела установлены в полном объеме, что свидетельствует об отсутствии оснований для отмены обжалуемых постановления, с учетом внесенных в него решением судьи от 04 февраля 2014 года изменений, и решения.

 Приведенные в жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права и неправильной оценке фактических обстоятельств дела, не содержат указаний на допущенные при рассмотрении дела существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые могли бы служить основанием для отмены данных постановления, с учетом внесенных в него решением судьи от 04 февраля 2014 года изменений, и решения, а потому как несостоятельные подлежат отклонению.

 Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

 Постановление государственного инспектора <...> по охране окружающей среды и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов от 17 сентября 2013 года, с учетом внесенных в него решением судьи от 04 февраля 2014 года изменений, и решение судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 04 февраля 2014 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении У.В.А. оставить без изменения, а жалобу У.В.А. – без удовлетворения.

 Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.

 Судья Новгородского областного суда И.Ю. Васильева