ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/17 от 16.03.2017 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело №12-5/17

РЕШЕНИЕ

пгт.Ноглики 16 марта 2017 года

Судья Ногликского районного суда Сахалинской области Поваляева А.О., с секретарем Бузиновой Д.П.,

рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника ФИО1Ганиева Р.А. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении старшего специалиста по вопросам охраны окружающей среды и общей гигиены Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ старший специалист по вопросам охраны окружающей среды и общей гигиены Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» (далее Компания) ФИО1 постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в соответствии с приказом к от ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность старшего специалиста по вопросам охраны окружающей среды и общей гигиены Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед».

На основании лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением: геологическое изучение и добыча углеводородов нефтегазоконденсатного месторождения Чайво Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» осуществляет разработку нефтегазоконденсатного месторождения Чайво.

Добыча нефти и газа на нефтегазоконденсатном месторождении Чайво осуществляется при помощи морской буровой платформы «Орлан», расположенной на северо-восточном шельфе о.Сахалин в Охотском море на расстоянии 9 км от косы залива Чайво.

Морская буровая платформа «Орлан» имеет стационарный источник выброса в атмосферный воздух: пневмотранспорт порошкообразных материалов. Система пневмоперегрузки сухих компонентов буровых растворов, включая барит, снабжена механическим пылеуловителем (циклон) <данные изъяты>. Система пневмоперегрузки цемента снабжена сухим механическим пылеуловителем (циклон) <данные изъяты>.

В соответствии с п. 1 должностной инструкции <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в должностные обязанности старшего специалиста по вопросам охраны окружающей среды и общей гигиены Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» входит осуществление контроля за соблюдением технологических режимов работы компании и их анализ, слежение за соблюдением правил охраны окружающей среды, состоянием среды и санитарно-гигиенической обстановкой в районе работ компании; в соответствии с п. 2 должностной инструкции- разработка необходимой документации в области охраны окружающей среды, гигиены и эпидемиологии (инструкции для персонала, планы природоохранных мероприятий, отчеты и графики аналитического контроля и т.д.).

В результате ненадлежащего исполнения ФИО1 своих служебных обязанностей: непринятия мер по обучению персонала для работы с системами пневмоперегрузки сухих компонентов буровых растворов и цемента, а также ведения паспортов газоочистных и пылеулавливающих установок ненадлежащим образом, в ДД.ММ.ГГГГ на морской буровой платформе «Орлан» допущено нарушение в части осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, чем нарушены требования ст. 15, ст. 16.1, ст. 30 ч. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Не согласившись с постановлением надзорного органа, защитник ФИО1Ганиев Р.А., обратился в суд с жалобой, в которой указал следующее.

В постановлении о привлечении ФИО1 к ответственности со ссылкой на подпункт «е» пункта 1.5 Правил эксплуатации установок очистки газа указано, что представленные Компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» паспорта на установки очистки газов- сухие механические пылеуловители ведутся с нарушением установленных требований. Однако, данным подпунктом Правил установлено требование лишь к содержанию Инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа, в частности, такая инструкция должна включать перечень учетно-отчетной документации по эксплуатации и обслуживанию установки с указанием периодичности ее заполнения. Каких-либо требований к ведению паспортов на установки очистки газов подпунктом «е» пункта 1.5 Правил не предусмотрено. Сведения о том, какие именно требования к ведению паспортов установок очистки газа нарушены ФИО1, в постановлении отсутствуют.

Фактическую эксплуатацию сухих механических пылеуловителей на морской буровой платформе «Орлан» в рамках договорных отношений осуществляет ООО «Паркер СМНГ Дриллинг», которое располагает разработанными и утвержденными должностными инструкциями по эксплуатации и обслуживанию установок пневмотранспорта; организовывает необходимую техническую учебу и проверку знаний персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок пневмотранспорта. Ведение учетно-отчетной документации в отношении указанного оборудования также осуществляется ООО «Паркер СМНГ Дриллинг» посредством фиксирования сведений о работе оборудования в электронном «Журнале ремонтных работ».

Ответственность по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил эксплуатации сооружений, оборудования и аппаратуры наступает при условии, что эти нарушения могут привести к загрязнению атмосферного воздуха. Факт непринятия мер по обучению персонала для работы с системами пневмоперегрузки сухих компонентов буровых растворов и цемента, а также ведения паспортов газоочистных и пылеулавливающих установок ненадлежащим образом, на что указано в постановлении, без подтверждения факта о том, что данные нарушения могут привести к загрязнению атмосферного воздуха, не образует объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом оценка доводам, приведенным ФИО1, не дана.

Защитник ФИО1Ганиев Р.А. просит постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении старшего специалиста по вопросам охраны окружающей среды и общей гигиены Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ) эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 1 статьи 30 данного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены Министерством химического и нефтяного машиностроения СССР 28 ноября 1983 г. (далее - Правила) и являются обязательными для предприятий, учреждений, организаций, эксплуатирующих установки очистки газа.

Согласно п. 2.2. Правил установка очистки газа - комплекс сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для отделения от поступающего из промышленного источника газа или превращения в безвредное состояние веществ, загрязняющих атмосферу.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют нарушения Правил в результате эксплуатации, неиспользовании сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо в использовании неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

Исходя из буквального толкования положений части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав данного административного правонарушения связан именно с эксплуатацией оборудования.

Основанием для привлечения старшего специалиста по вопросам охраны окружающей среды и общей гигиены ФИО1 к указанной административной ответственности послужил выявленный административным органом факт эксплуатацией Компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» установки очистки газов с нарушением установленных Правил: не разработана должностная инструкция для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок; не организована техническая учеба и проверка знаний инженерно-технических работников и персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа (п. 1.6 Правил); ведение паспортов газоочистных и пылеулавливающих установок не надлежащем образом (подп.е п.1.5 Правил).

В соответствии с должностной инструкцией <данные изъяты> Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» на старшего специалиста по вопросам охраны окружающей среды, наряду с иными, возложена обязанность осуществления контроля за соблюдением технологических режимов работы компании и их анализ, слежение за соблюдением правил охраны окружающей среды, состоянием среды и санитарно-гигиенической обстановкой в районе работ компании (п.1), разработка необходимой документации в области охраны окружающей среды, гигиены и эпидемиологии (инструкции для персонала, планы природоохранных мероприятий, отчеты и графики аналитического контроля и т.д.) (п.2).

Между тем, в обязанности старшего специалиста Компании не входит эксплуатация газоочистных и пылеулавливающих установок, а потому он не может нести ответственность по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сам факт не исполнения либо не надлежащего исполнения специалистом по вопросам охраны окружающей среды и общей гигиены своих должностных обязанностей не образует состава рассматриваемого административного правонарушения.

Кроме того, в соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Соответственно, субъектами ответственности за правонарушения, квалифицируемые по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица организаций, наделенные специальными полномочиями по осуществлению организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, по вине которых не используются оборудование и аппаратура, предназначенные для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, либо используется неисправная аппаратура или нарушаются правила ее эксплуатации.

По смыслу закона старший специалист по вопросам охраны окружающей среды Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» такими признаками не обладает.

В протоколе и постановлении административного органа указано, что правонарушение имело место в ДД.ММ.ГГГГ, на тот период ФИО1 занимала должность специалиста по вопросам охраны окружающей среды Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» и также не обладала специальными полномочиями по осуществлению организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в ее должностные обязанности не входила эксплуатация установок очистки газа.

Поскольку привлечение ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях произведено без оснований, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении старшего специалиста по вопросам охраны окружающей среды и общей гигиены Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении старшего специалиста по вопросам охраны окружающей среды и общей гигиены Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава указанного правонарушения.

Судья

Ногликского районного суда А.О. Поваляева