Дело № 12-5/2018г.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
26 февраля 2018 года п. Ясногорск
Судья Оловяннинского районного суда Забайкальского края Сафонова Е.В., при секретаре Санниковой Т.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС, расположенного по адресу <адрес> стр.1, ИНН №, ОГРН №,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС, привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС обратилось с жалобой, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием признаков административного правонарушения.
В судебном заседании представитель юридического лица по доверенности ФИО1 и представитель Государственной инспекции труда в судебном заседании участия не принимали, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, Государственным инспектором труда в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. была проведена проверка в отношении АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС на предмет соблюдения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам проверки юридического лица АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС, Государственным инспектором установлено: в нарушение п.п.2,5 Приложения №2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010г. №1122н, работодателем не обеспечена выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно типовым нормам бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, о чем свидетельствует отсутствие записей и росписей работников ЦЦР ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о получении средств гидрофильного действия, очищающего крема, геля и пасты, регенерирующих (восстанавливающих) кремов, эмульсий в представленных на проверку личных карточках учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств.
В связи с этим, в отношении юридического лица – АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС вынесено постановление от 18.12.2017г. о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Частью первой ст. 212 Трудового кодекса РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца седьмого ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н.
В силу пунктов 4, 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств, форма которой приведена в приложении к данным Правилам.
Работодатель вправе вести учет выдачи работникам средств индивидуальной защиты с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи таких средств вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета об их получении, на котором имеется личная подпись работника.
В соответствии с приложением N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (ред. от 20.02.2014) "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", стандарт распространяется на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя. Смывающие и (или) обезвреживающие средства подразделяются на защитные средства, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия. Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к настоящему Приказу. Работник обязан применять по назначению и в соответствии со Стандартом смывающие и (или) обезвреживающие средства, выданные ему в установленном порядке. Подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно Типовым нормам осуществляется уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи.
Привлекая юридическое лицо – АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС к административной ответственности, предусмотренной вышеназванной нормой, Государственная инспекция труда исходила из того, что работодателем не обеспечена выдача работникам средств индивидуальной защиты – смывающих и обезвреживающих средств, о чем свидетельствует отсутствие подписей работников в личных карточках учета выдачи данных средств.
Судья приходит к выводу о неверной квалификации данного деяния.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи.
Административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты установлена частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая является специальной по отношению к части 1 данной статьи.
Противоправное, виновное деяние, выразившееся в необеспечении работников средствами индивидуальной защиты, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и влечет административную ответственность по части 4 статьи 5.27.1 названного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вмененное юридическому лицу нарушение, выразившееся в необеспечении выдачи работникам средств индивидуальной защиты, опровергается письменными объяснениями самих работников, подтвердивших выдачу смывающих и обезвреживающих средств, а также ведомостями учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств с подписями работников цеха централизованного ремонта, в том числе ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7
Отсутствие подписей вышеназванных работников в личных карточках учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств не свидетельствует о том, что данные средства работникам не выдавались, тем самым были нарушены их трудовые права.
Таким образом, в действиях АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС отсутствует сам факт правонарушения, то есть отсутствует событие административного правонарушения.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление Государственной инспекции труда нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС прекращению, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Государственной инспекции труда в <адрес> от 18.12.2017г. №-№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток.
Административное решение изготовлено 26.02.2018г.
Судья Е.В. Сафонова
Копия верна, судья ___________ Е.В. Сафонова
Подлинник административного решения подшит в материалах дела об административном правонарушении №12-5/2018, находящегося в Оловяннинском районном суде Забайкальского края
Секретарь судебного заседания ___________ ФИО8