ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/19 от 03.09.2019 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-33/2019

решение, Разорёнов В.В. № 12-5/2019

Р Е Ш Е Н И Е

город Анадырь 3 сентября 2019 года

Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,

при секретаре Гребцовой С.Н.,

с участием прокурора Урывского С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу ФИО1 на решение судьи Билибинского районного суда от 10 июня 2019 года по протесту заместителя прокурора Чукотского автономного округа на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица исполняющего обязанности директора муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (далее – МП ЖКХ Билибинского муниципального района) ФИО2,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чукотскому автономному округу (далее – инспектор) ФИО1 от 15 апреля 2019 года № 02-031/2019 (далее – постановление) должностное лицо исполняющий обязанности директора муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (далее – и.о. директора) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

На данное постановление заместителем прокурора Чукотского автономного округа принесён протест в Билибинский районный суд, в котором поставлен вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решением судьи Билибинского районного суда от 10 июня 2019 года указанное выше постановление инспектора ФИО1 от 15 апреля 2019 года № 02-031/2019 отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении и.о. директора ФИО2 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с решением судьи, инспектор ФИО1 подал на него жалобу в суд Чукотского автономного округа, в которой просит решение судьи отменить.

И.о. директора ФИО2, инспектор ФИО1, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в известность суд не поставили.

Прокурор Урывский С.В. в судебном заседании просил решение судьи оставить без изменения, жалобу должностного лица – без удовлетворения.

Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы жалобы и заслушав позицию прокурора, прихожу к следующему.

Статьёй 8.2 КоАП РФ (здесь и далее применяется в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 226-ФЗ, действующего на момент привлечения лица к административной ответственности) предусмотрена ответственность должностных лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 29 марта 2019 года № 02-035/2019 и постановлению от 15 апреля 2019 года № 02-031/2019 внеплановой документарной проверкой, проведённой в период с 17 декабря 2018 года по 21 января 2019 года Управлением Росприроднадзора по Чукотскому АО в отношении МП ЖКХ Билибинского муниципального района, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, <...>, установлено, что в соответствии с Соглашениями, заключенными с Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 19 апреля 2018 года №№ 176, 177, 178, 179, 180, МП ЖКХ Билибинского муниципального района осуществляет деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами как региональный оператор на территории г. Билибино (зона деятельности № 6), с. Кепервеем (зона деятельности № 6), с. Илирней (зона деятельности № 7), с. Омолон (зона деятельности № 8), с Островное (зона деятельности № 9), с. Анюйск (зона деятельности № 5).

Зоны деятельности определены в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО), на территории Чукотского автономного округа, утвержденной приказом Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа от 27 сентября 2016 года № 553/1-од.

У МП ЖКХ Билибинского муниципального района имеется лицензия № 87 00007 от 11 октября 2016 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности. Перечень заявленных видов деятельности для выполнения работ в области обращения с отходами I – IV классов опасности: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности. Согласно приложению к лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 11 октября 2016 года № 87 00007, «Перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I – IV класса опасности, из числа включенных в название лицензируемого вида деятельности», МП ЖКХ Билибинского муниципального района разрешено осуществлять деятельность со следующими видами отходов IV класса опасности:

- отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), код отходов по федеральному классификационному каталогу отходов ФККО-7 31 110 01 724 (сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности);

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), код отходов по федеральному классификационному каталогу отходов ФККО-7 33 100 01 724 (сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности).

В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа от 14 мая 2018 года № 313 «О предоставлении в аренду земельных участков Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района» МП ЖКХ Билибинского муниципального района для размещения твёрдых коммунальных отходов в населённых пунктах предоставлены в аренду сроком с 15 мая 2018 года по 14 мая 2028 года следующие земельные участки:

- с. Омолон (северо-западная часть) земельный участок из земель категории «земли населённых пунктов», кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, с разрешённым использованием: под сельскую свалку (договор аренды земельного участка № 28/18-3 от 14 мая 2018 года);

- с. Островное земельный участок из земель категории «земли населённых пунктов», кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, с разрешённым использованием: под сельскую свалку (договор аренды земельного участка № 29/18-3 от 14 мая 2018 года);

- с. Кепервеем земельный участок из земель категории «земли населённых пунктов», кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, с разрешённым использованием: под сельскую свалку (договор аренды земельного участка № 30/18-3 от 14 мая 2018 года);

- с. Анюйск земельный участок из земель категории «земли населённых пунктов», кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, с разрешённым использованием: под сельскую свалку (договор аренды земельного участка № 32/18-3 от 14 мая 2018 года);

- с. Илирней земельный участок из земель категории «земли населённых пунктов», кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, с разрешённым использованием: под сельскую свалку (договор аренды земельного участка № 33/18-3 от 14 мая 2018 года);

- Билибинский район (г. Билибино) земельный участок из земель категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения»; разрешённое использование: под объектами размещения отходов потребления (свалка) (договор аренды земельного участка № 31/18-3 от 14 мая 2018 года).

В соответствии с данными отчёта отходов, принятых за период с июня по декабрь 2018 года, МП ЖКХ Билибинского муниципального района осуществило размещение твёрдых коммунальных отходов на земельных участках, предназначенных под свалки, при этом указанные отходы IV класса опасности в нарушение требований федерального законодательства размещаются в местах, не являющихся специализированными объектами для размещения отходов и, как следствие, не включенных в ГРОРО, что подтверждается информацией с официального сайта Росприроднадзора.

В нарушение требований пунктов 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), согласно которым объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), размещение отходов на объектах, не внесённых в ГРОРО, запрещается; приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»; приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» при осуществлении деятельности по размещению отходов IV класса опасности МП ЖКХ Билибинского муниципального района не приняло мер по организации и обустройству специализированных объектов для размещения отходов, в том числе не оформило проектную документацию на строительство объектов размещения отходов, данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов, фондовые материалы или иную документацию, позволяющую осуществить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года № 49.

Таким образом, МП ЖКХ Билибинского муниципального района не приняты меры к размещению отходов производства и потребления в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства, в том числе в части обустройства объектов размещения отходов, подлежащих внесению в ГРОРО.

Административное правонарушение выявлено 21 января 2019 года в 9 часов 00 минут (Акт проверки от 21 января 2019 года № 02-002/2019-ВН).

Отменяя постановление от 15 апреля 2019 года и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ, судья районного суда указал, что обеспечение строительства объектов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не входит в обязанности МП ЖКХ Билибинского муниципального района, которое является региональным оператором, а кроме того, размещение ТКО на объектах, не внесённых в ГРОРО, соответствует переходным положениям Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ. Помимо этого, судьёй установлен факт ненадлежащего извещения и.о. директора ФИО2 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Вывод судьи районного суда об отсутствии у МП ЖКХ Билибинского муниципального района обязанности по обеспечению строительства объектов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами нахожу правильным, в достаточной степени мотивированным, соответствующим нормам права, регулирующим спорные правоотношения. Находя указанный вывод и его мотивировку в решении правильными, оснований приводить мотивировку данного вывода повторно в настоящем решении не усматриваю.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статья 25.1 КоАП РФ предусматривает, что лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Согласно частям 3 и 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Исходя из положений ст. 28.2 КоАП РФ, составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться в присутствии лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, поскольку должностное лицо, составляющее протокол, обязано предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать его права, в частности, право на ознакомление с протоколом, право на представление доказательств, объяснений, возражений, замечаний к содержанию протокола, право на обжалование действий должностного лица и пр.

В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из разъяснений, содержащихся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не является нарушением только в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Как следует из материалов дела, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 29 марта 2019 года в 16 часов 00 минут в г. Анадыре ФИО2 извещался должностным лицом административного органа путём направления телеграммы 26 марта 2019 года, телеграмма вручена ФИО2 28 марта 2019 года в 13 часов 20 минут.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие ФИО2

Согласно расписанию движения воздушных судов, размещённому на официальном сайте Авиатранспортного агентства Чукотки ata-chukotka.ru, в марте 2019 года вылет самолетов по маршруту Кепервеем – Анадырь осуществлялся 15 и 29 числа. По расписанию вылет из аэропорта Кепервеем осуществлялся в 13.00 часов, прибытие в аэропорт Анадырь – в 16.00 часов.

Учитывая территориальную удалённость места жительства ФИО2 от места составления протокола об административном правонарушении и расписание движения воздушных судов, с учётом того, что данный вид транспорта является единственным средством сообщения между г. Анадырем и г. Билибино, у ФИО2 заведомо отсутствовала реальная возможность участия в составлении протокола об административном правонарушении в назначенное время в назначенном месте.

Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждается производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем вывод судьи районного суда о недопустимости на основании положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ протокола об административном правонарушении, составленного в отношении ФИО2, вследствие нарушения его процессуальных прав на участие в составлении протокола об административном правонарушении, нахожу правильным.

В силу п. 3 ст. 29.1 и п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, и в случае необходимости выносят определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела.

Из положений ст. 29.1 КоАП РФ следует, что вопрос о привлечении к административной ответственности разрешается с учетом проверки правильности составления протокола об административном правонарушении.

Согласно положениям статей 29.4, 29.9 КоАП РФ и разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в абзацах 4 и 5 пункта 4 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении жалобы на вынесенное по результатам рассмотрения дела постановление возможность возвращения протокола должностному лицу, его составившему, отсутствует.

Протокол об административном правонарушении является обязательным документом по делу об административном правонарушении в большинстве случаев привлечения лица к административной ответственности.

Так, на основании ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4 (возбуждение дела об административном правонарушении прокурором), частями 1, 3 ст. 28.6 (назначение административного наказания без составления протокола) КоАП РФ.

Исходя из содержания ст. 28.2 КоАП РФ, именно протокол об административном правонарушении является основным итоговым документом по делу, в котором фиксируется факт совершённого правонарушения, формулируется предъявленное обвинение лицу, привлекаемому к административной ответственности, указываются сведения о таком лице, перечисляются доказательства и т.д.

Настоящее дело об административном правонарушении не относится к числу исключений, установленных ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, соответственно, составление надлежащего протокола об административном правонарушении по данному делу являлось обязательным.

Отсутствие такого протокола препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении по другим доказательствам, имеющимся в деле.

Также в отсутствие ФИО2 было рассмотрено настоящее дело об административном правонарушении инспектором ФИО1

В рамках настоящего дела ФИО2 привлечен к административной ответственности как должностное лицо.

В силу частей 2, 4 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Сведений о том, что ФИО2 ходатайствовал о направлении ему извещений по месту нахождения МП ЖКХ Билибинского муниципального района в материалах дела не имеется.

Из материалов дела следует, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлялось на электронный адрес <данные изъяты>. Данные о получении указанной информации ФИО2 в материалах дела отсутствуют.

Сведений о направлении уведомления о времени и месте рассмотрения дела ФИО2 по месту жительства в деле не имеется.

Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, не извещённого о времени и месте рассмотрения дела, влечёт незаконность вынесенного постановления по делу.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в настоящем деле отсутствует надлежащий протокол об административном правонарушении, а также дело рассмотрено в отсутствие данных о надлежащем извещении ФИО2 о времени и месте его рассмотрения, судья Билибинского районного суда обоснованно прекратил производство по делу.

Вопреки доводам жалобы должностного лица, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях и.о. директора ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, также нахожу правильным.

Как следует из материалов, дела объекты, на которых МП ЖКХ Билибинского муниципального района размещаются твердые коммунальные отходы, не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Свалки твердых коммунальных отходов на указанных выше земельных участках не имеют документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Как следует из приказа Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу от 14 декабря 2018 года № 176 «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица» и жалобы инспектора ФИО1 на решение судьи Билибинского районного суда от 10 июня 2019 года, проверка МП ЖКХ Билибинского муниципального района проводилась за период осуществления им деятельности как регионального оператора в области обращения с ТКО на территориях сельских поселений и санкционированных свалок размещения коммунальных отходов в соответствии с Соглашениями, заключёнными с Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа от 19 апреля 2018 года №№ 176-180 «Об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами», по состоянию на 31 декабря 2018 года (1 января 2019 года).

Таким образом, и.о. директора ФИО2 привлекается к административной ответственности за деяние, совершённое в 2018 году, то есть в период действия запрета, установленного пунктом 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ, на размещение ТКО на объектах, не внесённых в ГРОРО.

При таких обстоятельствах указанные действия МП ЖКХ Билибинского муниципального района в 2018 году образовывали событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно пунктам 2.1, 8 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ, введённым в действие Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 483-ФЗ с 5 января 2019 года, до 1 января 2023 года запрет на размещение отходов на объектах, не внесённых в ГРОРО, установленный пунктом 7 статьи 12 данного Федерального закона, не распространяется на объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку на дату выявления 21 января 2019 года должностными лицами Росприроднадзора административного правонарушения, на дату составления 29 марта 2019 года протокола об административном правонарушении, а также на момент вынесения 15 апреля 2019 года должностным лицом постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ действия организации по размещению ТКО на санкционированных свалках, не включённых в ГРОРО, перестали противоречить требованиям экологических и санитарно-эпидемиологических правил в сфере обращения с отходами производства и потребления, соответственно, они не образовывали состав правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с изложенным, с учётом положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, привлечение и.о. директора ФИО2 к указанной административной ответственности является неправомерным.

Такая же правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ в определении от 27 сентября 2016 года № 2017-О, в котором он выявил смысл положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ применительно к международным договорам, указав, что оспоренные положения не препятствуют признанию обратной силы правил (норм), установленных международным договором Российской Федерации, устраняющих противоправность деяний (действий, бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения.

Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 23 Обзора судебной практики о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 6 декабря 2017 года, а также в пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 19 октября 2016 года.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи Билибинского районного суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении и.о. директора ФИО2 не имеется.

Оценивая доводы инспектора ФИО1 о том, что использование МП ЖКХ Билибинского муниципального района объектов размещения отходов, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года возможно только после того, как объекты размещения ТКО будут внесены в Перечень при наличии заключения Минприроды России, а также о необходимости учёта при рассмотрении настоящего дела позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации о том, что использование хозяйствующими субъектами не имеющих предусмотренной законодательством Российской Федерации документации объектов размещения отходов без получения заключения Минприроды России и решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении таких объектов в Перечень образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ, прихожу к следующему.

В соответствии с пп. 8 и 9 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ, введёнными в действие Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 483-ФЗ с 5 января 2019 года, объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в пункте 8, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для объектов размещения отходов. Объекты, указанные в пункте 8, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 29 декабря 2018 года № АА-10-02-36/29634 «О направлении информации» использование объектов размещения отходов, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года возможно после включения таких объектов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Исходя из приведённых норм закона и разъяснений Росприроднадзора, требования о необходимости включения объектов размещения ТКО в перечень и получения соответствующего заключения Минприроды России были введены в действие только с 5 января 2019 года. Таких требований в 2018 году не существовало, в связи с чем в 2018 году объекты размещения ТКО в зонах деятельности №№ 5, 6, 7, 8, 9 не могли быть включены в указанный Перечень, а, следовательно, осуществление МП ЖКХ Билибинского муниципального района вменяемых ему в вину действий в 2018 году без включения объектов размещения ТКО в Перечень и без получения заключения Минприроды не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Кроме того, Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твёрдых коммунальных отходов, введённых в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твёрдых коммунальных отходов были утверждены приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года № 303, то есть спустя более чем через пять месяцев после проверяемого периода деятельности МП ЖКХ Билибинского муниципального района.

Довод жалобы инспектора ФИО1 о том, что по состоянию на 1 января 2019 года Территориальная схема ТКО не соответствует действительности, подлежит корректировке и общественному обсуждению, юридического значения для разрешения вопроса о законности привлечения и.о. директора ФИО2 к административной ответственности по настоящему делу не имеет, поскольку вопросы утверждения и корректировки территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, к компетенции ФИО2 либо МП ЖКХ Билибинского муниципального района не относятся.

Согласно части 1 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Действующая территориальная схема обращения с отходами утверждена приказом Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа от 27 сентября 2016 года № 553/1-од (с изменениями, внесёнными приказом Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа от 10 января 2018 года № 2-од). Указанная территориальная схема согласована как с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, так и с Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу.

Сведения о местах нахождения объектов размещения ТКО, используемых МП ЖКХ Билибинского муниципального района, внесены в раздел 5 территориальной схемы ТКО.

Проанализировав изложенное, оснований для удовлетворения жалобы инспектора ФИО1 не усматриваю.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 30.9 и пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении решения судьи без изменения, а жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 10 июня 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица исполняющего обязанности директора муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района ФИО2 оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья С.А. Принцев