ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/19 от 10.01.2019 Кировского районного суда (Республика Крым)

Дело № 12-5/2019 (12-94/2018)

РЕШЕНИЕ

Судья Кировского районного суда Республики Крым Дегтярев Игорь Александрович рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя ФИО1 по доверенности – ФИО2,

жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Ильич-Агро Крым» ФИО1 на постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым № 119/05-11/ЗН-РК от 30.07.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Ильич-Агро Крым» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО3 от 30.07.2018 года № 119/05-11/ЗН-РК (далее – постановление), должностное лицо – директор ООО «Ильич-Агро Крым» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с постановлением, директор ООО «Ильич-Агро Крым» ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав, что считает его неправомерным и подлежащим отмене за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Выводы должностного лица не указывают субъективную сторону правонарушения, а именно на наличие вины в действиях должностного лица, о чем не указано в постановлении и в протоколе об административном правонарушении. Кроме того, 01.09.2017г. назначен главный агроном предприятия, таким образом, соблюдение требований земельного законодательства, а также контроль над проведением мероприятий, направленных на сохранение почв и их плодородия, непосредственно входит в должностные обязанности главного агронома предприятия, за выполнение или невыполнение которых, данное должностное лицо несет ответственность. В нарушении норм ст.26.1 КоАП РФ не было выяснено лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), а также виновность лица в совершении административного правонарушения. Также директор «Ильич-Агро Крым» ФИО1, указывает, что в протоколе по делу об административном правонарушении не установлены и не описаны конкретные факты правонарушения с указанием даты, места виновного лица и способа их совершения.

Директор ООО «Ильич-Агро Крым» ФИО1 будучи надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил. Просил рассматривать дело без его участия, через своего представителя ФИО2

В судебном заседании представитель директора ООО «Ильич-Агро Крым» - ФИО2, жалобу поддержал по основаниям изложенным в ней.

Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. Согласно почтового уведомления административный орган извещен должным образом, об уважительных причинах неявки не сообщил.

Изучив доводы жалобы, исследовав в судебном заседании материалы дела, выслушав представителя ФИО1, прихожу к следующему выводу.

В силу положений статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверка законности постановления (решения) по делу об административном правонарушении осуществляется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с принципами производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в рамках предусмотренных законодательством об административных правонарушениях процедур, на основаниях и в порядке, установленных законом (статья 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 2 статьи 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные и юридические лица.

Основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица является совершение им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (часть 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). С учетом этой нормы в ее системном единстве с требованиями статей 24.1, 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о назначении должностному лицу административного наказания должно содержать указание на то, какие именно служебные обязанности это лицо не исполнило либо исполнило ненадлежащим образом в связи с административным правонарушением.

При производстве по рассматриваемому делу вышеназванные процессуальные требования не выполнены.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что поводом для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили результаты проверки от 25.06.2018г. в которых зафиксированы факты не проведения ООО «Ильич-Агро Крым» обязательных мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от уплотнения и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Таким образом, под руководством ФИО1 не проводится комплекс обязательных мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В процессе проведения проверки специалистами Крымсельхознадзора установлено, что под руководством должностного лица, как единоличного исполнительного органа, директора ООО «Ильич-Агро Крым» ФИО1 предприятием в нарушение требований статей 12, 13, 42 ЗК РФ, ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 №101-ФЗ, ФЗ от 10.01.1996 №4-ФЗ, пункты 14,15, 18, 25 ГОСТ 26640-85, ПП РФ от 23.04.2012 №369 не проводятся мероприятия по защите и охране земель сельскохозяйственного назначения на следующих земельных участках с кадастровыми номерами 90:04:130901:345 (ранее, присвоенный номер 0121686100:09:001:1.441), 90:04:130901:748 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1281), 90:04:130901:270 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1283), 90:04:130901:268 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1284), 90:04:130901:86 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1285), 90:04:130901:485 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1286), 90:04:130901:131 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1287), 90:04:130901:741 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1288), 90:04:130901:740 (ранее присвоенный помер 0121686100:09:001:1289), 90:04:130901:409 (ранее присвоенный помер 0121686100:09:001:1290), 90:04:130901:66 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1291), 90:04:130901:222 (ранее присвоенный помер 0121686100:09:001:1292), 90:04:130901:736 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1294), 90:04:130901:203, 90:04:130901:253, 90:04:130901:53 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1299) 0121686100:09:001:1300, 90:04:130901:5 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:0599), 0121686100:09:001:1301, 90:04:130901:159 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1303), 90:04:130901:374 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1304), 90:04:130901:522 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1305), 90:04:130901:327(ранее присвоенный номер0121686100:09:001:1306), 90:04:130901:717 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1307), 90:04:130901:718 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1308), 90:04:130901:507 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1309), 90:04:130901:23 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1310), 90:04:130901:238 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1311), 90:04:130901:100 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1312), 90:04:130901:723 (ранее присвоенный номер0121686100:09:001:1313), 90:04:130901:165 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1314), 90:04:130901:324 (ранее присвоенный номер0121686100:09:001:1315), 90:04:130901:481 (ранее присвоенный номер 121686100:09:001:1317), 90:04:130901:726 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1318), 90:04:130901:735 (ранее присвоенный номер 0121686100:09:001:1295),0121686100:08:001:0832, 0121686100:09:001:1210, 0121686100:09:001:1212, 0121686100:09:001:1214, 0121686100:09:001:1215, 0121686100:09:001:1216, 0121686100:09:001:1217, 0121686100:09:001:1218, 0121686100:09:001:1219, 0121686100:09:001:1221, 0121686100:09:001:1223, 0121686100:09:001:1225, 0121686100:09:001:1211, расположенные на территории Яркополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу ст. 8 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 29 ФЗ от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ).

Вместе с тем в постановлении по делу об административном правонарушении не отражено, какие именно служебные обязанности не были исполнены должностным лицом ФИО1 как директором ООО «Ильич-Агро Крым», либо были исполнены им ненадлежащим образом в связи с приведенными выше нарушениями, обнаруженными в деятельности указанного юридического лица.

Для привлечения должностного лица к административной ответственности необходимо установить, в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение данным лицом своих должностных обязанностей, выяснить, принимало ли указанное лицо меры к надлежащему их исполнению.

В постановлении должностного лица о привлечении ФИО1 к административной ответственности не отражено, в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение ФИО1 своих организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Поскольку имеющий существенное значение вопрос об обязанностях ФИО1 по соблюдению требований о проведении обязательных мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от уплотнения и другого негативного воздействия в рамках производства по делу об административном правонарушении всесторонне и полно исследован не был, выводы должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нельзя признать правильными.

Таким образом, вина директора Общества с ограниченной ответственностью «Ильич-Агро Крым» ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения надлежащим образом не доказана.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, влияют на законность вынесенного постановления, в связи, с чем оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным.

В связи с изложенным, вынесенное в отношении ФИО1 постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

жалобу директора ООО «Ильич-Агро Крым» ФИО1 – удовлетворить частично.

Постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым № 119/05-11/ЗН-РК от 30.07.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Ильич-Агро Крым» ФИО1 – отменить.

Производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение десяти дней со дня вручения (получения) его копии.

Судья И.А. Дегтярев