Дело № 12-5/2019
РЕШЕНИЕ
18 марта 2019 года с. Хабары с. Хабары
Судья Хабарского районного суда Носырева Н.В.,
при секретаре Мастевной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе АО «Свердловское» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края и Республики Алтай от 10 октября 2018 года, которым Акционерное общество «Свердловское», юридический адрес: <адрес>,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу по делу об административном правонарушении № АТН -475- ОД/6 от 24 августа 2018 года на основании материалов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о выявлении в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении АО «Свердловское» установлено, что АО «Свердловское» совершено нарушение законодательства в области охраны собственности, а именно: АО «Свердловское» является владельцем лицензии на право пользования недрами БАР 02223 ВЭ, с целевым назначением «разведка и добыча технических подземных вод на Свердловском -1 участке для орошения земель АО «Свердловское» в Хабарском районе». Лицензия зарегистрирована Управлением по недропользованию по Алтайскому краю 31.01.2012 г., номер в реестре 2217/БАР02223ВЭ. Срок действия лицензии - 30.01.2037 г. Получив лицензию на право пользования недрами АО «Свердловское» получило соответствующие права- пользование недрами для добычи подземных вод и обязанности - выполнение условий пользования недрам. Обязанность по выполнению пользователем недр условий, установленных лицензией на право пользования недрами, закреплена в п. 10 ч.2 ст. 22 Закона РФ «О недрах». В нарушение указанной нормы АО «Свердловское» осуществляется пользование недрами и не выполняются условия пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ, а именно:
- не произведен ремонт, консервация, либо ликвидационный тампонаж скважин АБ-30/87, АБ-100/87, АБ- 161/87, АБ- 27/87, АБ – 98/87, АБ-99/87, которые выведены из эксплуатации более 6 лет назад, чем нарушены п.5.2 «а», п. 5.2. «в» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ;
- не организован достоверный учет добываемых подземных вод, чем нарушены п.8, п. 15 Правил охраны подземных водных объектов, п.5.1 «г» п. 5.2 «б» условий пользования недрами лицензии за пользование недрами БАР 02223 ВЭ;
- не составлен и не согласован в установленном порядке проект и бурение разведочно - эксплуатационных скважин, чем нарушен п.4.2.1.1 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ;
- в 2012 году АО «Свердловское» произведено бурение 8 скважин (БР -878, БР – 880, БР- 883, БР -884, БР -885, БР -886, БР- 887, БР -888) из 10 проектных, опытно- фильтрационные работы в них не проведены, чем нарушены п.4.2.1.2, п. 5.2 «в» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ;
- не составлен и не согласован в установленном порядке проект на разведку подземных вод, чем нарушен п.4.2.1.3 условий пользования недрами лицензии на пользование недрамиБАР 02223 ВЭ;
- на действующих скважинах не проведено гидрогеологическое доизучение, чем нарушен п. 4.2.1.3 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ;
- на действующих скважинах по результатам бурения разведочно- эксплуатационных скважин, гидрогеологического доизучения и мониторинга подземных- вод не проведена оценка запасов, материалы не представлены на государственную экспертизу запасов, чем нарушен п.4.2.1.5 условий пользования недрами лицензии на пользование недрамиБАР 02223 ВЭ;
- не представлен в территориальный и федеральный фонд геологической информации отчет по проведенным работам, оформленный в соответствии с действующими инструкциями, чем нарушен п.4.2.1.6 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ;
- не проводится мониторинг в соответствии с проектом, чем нарушен п.5.1 «и» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ;
- не составлен и не согласован в установленном порядке технический проект разработки месторождения подземных вод, чем нарушены требования ст. 23.2 закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» п.5.2 «б» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ;
- водозабор АО «Свердловское, имеющий разрешенный объем добычи подземных вод более 100 м3/сутки, не оборудован наблюдательными скважинами, чем нарушен п. 8 Правил охраны подземных водных объектов (утвержденных постановлением Правительства РФ 11.02.2016 г. № 94), п. 5.2 «б» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ;
- не сдается краткий информационный отчет о выполнении условий пользования недрами за шесть, девять месяцев и за год, включающий сведения о выполнении мероприятий, предусмотренных первым этапом пользования недрами, чем нарушены требования п. 7.1 абз.1 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ;
- не сдаются сведения, полученные в результате учета добычи подземных вод за каждый квартал на бумажном и электронном носителе в отдел водных ресурсов по Алтайскому краю, чем нарушены требования п. 7.1 абз.2 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами.
АО «Свердловское» при пользовании недрами (факт установлен в акте проверки от 03.08.2018г. №АТН-475-ОД) не выполнены следующие пункты условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ: п.4.2.1.1, п. 4.2.1.2, п. 4.2.1.3, п. 4.2.1.4, п. 4.2.1.5, п. 4.2.1.6, п. 5.1 «г», п. 5.1. «и», п. 5.2 «а», п. 5.2. «б», п. 5.2. «в», п. 7.1 абз.1, п.7.1 абз. 2., тем самым АО «Свердловское» были нарушены п. 10 ч.2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», согласно которым недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, совершив своими действиями (бездействием) правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Постановлением № АТН -475-ОД/5 от 10 октября 2018 года, вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края и Республики Алтай, АО «Свердловское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением государственного инспектора, АО «Свердловское» обратилось с жалобой в Центральный районный суд г. Барнаула, в которой просило его отменить. Определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 декабря 2018 года дело передано в Хабарский районный суд Алтайского края по подведомственности. В обоснование требований ссылалась на то, что АО «Свердловское» не совершало административного правонарушения, поскольку не имеет ни на праве собственности, ни на праве аренды скважин АБ-30/87, АБ -100/87, АБ 161/87, АБ 27/87, АБ- 98/87, АБ 99/87, имеет составленный проект на бурение разведочно эксплуатационных скважин, прошедший государственную экспертизу; разведочно - эксплуатационные скважины пробурены и в них проведены опытно - фильтрационные работы. Обстоятельства, которые инспектор считает установленными не могут являться основанием для привлечения АО «Свердловское» к административной ответственности.
Представитель АО «Свердловское» – Соколкин Е.А. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав свидетелей, суд находит обжалуемое постановление должностного лица законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (ч.3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах)).
Статьей 11 Закона «О недрах» определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью1 или частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ административным правонарушением признается пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ст. 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с 16 июля 2018 года по 03 августа 2018 года на основании приказа начальника Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай № 475-ОД от 10 июля 2018 года выявлены нарушения обязательных требований пользования недрами с нарушениями лицензионных условий, предусмотренных лицензией на право пользования недрами БАР 02223 ВЭ, с целевым назначением «разведка и добыча технических подземных вод на Свердловском-1 участке для орошения земель АО «Свердловское» в Хабарском районе, а именно:
1. Не произведен ремонт, консервация, либо ликвидационный тампонаж скважин АБ-30/87, АБ-100/87, АБ- 161/87, АБ- 27/87, АБ – 98/87, АБ-99/87, которые выведены из эксплуатации более 6 лет назад, этим нарушены п.5.2 «а», п. 5.2. «в» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
2. Не организован достоверный учет добываемых подземных вод, этим нарушены п.8, п. 15 Правил охраны подземных водных объектов, п. 5.1 «г» п. 5.2 «б» условий пользования недрами лицензии за пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
3. Не составлен и не согласован в установленном порядке проект и бурение разведочно - эксплуатационных скважин, этим нарушен п.4.2.1.1 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
4. В 2012 году АО «Свердловское» произведено бурение 8 скважин (БР -878, БР – 880, БР- 883, БР -884, БР -885, БР -886, БР- 887, БР -888) из 10 проектных, опытно- фильтрационные работы в них не проведены. Этим нарушены п.4.2.1.2, п. 5.2 «в» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
5. Не составлен и не согласован в установленном порядке проект на разведку подземных вод. Этим нарушен п.4.2.1.3 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
6. На действующих скважинах не проведено гидрогеологическое доизучение. Этим нарушен п. 4.2.1.3 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
7. На действующих скважинах по результатам бурения разведочно- эксплуатационных скважин, гидрогеологического доизучения и мониторинга подземных вод не проведена оценка запасов, материалы не представлены на государственную экспертизу запасов. Этим нарушен п.4.2.1.5 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
8. Не представлен в территориальный и федеральный фонд геологической информации отчет по проведенным работам, оформленный в соответствии с действующими инструкциями. Этим нарушен п.4.2.1.6 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
9. Не проводится мониторинг в соответствии с проектом. Этим нарушен п.5.1 «и» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
10. Не составлен и не согласован в установленном порядке технический проект разработки месторождения подземных вод. Этим нарушены требования ст. 23.2 закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» п.5.2 «б» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
11. Водозабор АО «Свердловское», имеющий разрешенный объем добычи подземных вод более 100 м3/сутки, не оборудован наблюдательными скважинами. Этим нарушен п. 8 Правил охраны подземных водных объектов (утвержденных постановлением Правительства РФ 11.02.2016 г. № 94), п. 5.2 «б» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
12. Не сдается краткий информационный отчет о выполнении условий пользования недрами за шесть, девять месяцев и за год, включающий сведения о выполнении мероприятий, предусмотренных первым этапом пользования недрами. Этим нарушены требования п. 7.1 абз.1 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
13. Не сдаются сведения, полученные в результате учета добычи подземных вод за каждый квартал на бумажном и электронном носителе в отдел водных ресурсов по Алтайскому краю. Этим нарушены требования п. 7.1 абз.2 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами.
В связи с выявленными нарушениями 24 августа 2018 года должностным лицом государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай в отношении АО «Свердловское» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ. АО «Свердловское» не обеспечило соблюдение требований законодательства в сфере природопользования, не предприняло должных и необходимых мер для предотвращения совершения нарушения и выполнения условий лицензии
Постановлением № АТН -475-ОД/5 от 10 октября 2018 года, вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края и Республики Алтай, АО «Свердловское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В судебном заседании установлено, что АО «Свердловское» не согласно с первыми четырьмя пунктами, указанными в постановлении, а именно с тем, что АО «Свердловское»: не произведен ремонт, консервация, либо ликвидационный тампонаж скважин АБ-30/87, АБ-100/87, АБ- 161/87, АБ- 27/87, АБ – 98/87, АБ-99/87, которые выведены из эксплуатации более 6 лет назад, этим нарушены п.5.2 «а», п. 5.2. «в» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ. Не организован достоверный учет добываемых подземных вод, этим нарушены п.8, п. 15 Правил охраны подземных водных объектов, п. 5.1 «г» п. 5.2 «б» условий пользования недрами лицензии за пользование недрами БАР 02223 ВЭ. Не составлен и не согласован в установленном порядке проект и бурение разведочно - эксплуатационных скважин, этим нарушен п.4.2.1.1 условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ. В 2012 году АО «Свердловское» произведено бурение 8 скважин (БР -878, БР – 880, БР- 883, БР -884, БР -885, БР -886, БР- 887, БР -888) из 10 проектных, опытно- фильтрационные работы в них не проведены. Этим нарушены п.4.2.1.2, п. 5.2 «в» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что АО «Свердловское» является владельцем лицензии на право пользования недрами БАР 02223 ВЭ, с целевым назначением «разведка и добыча технических подземных вод на Свердловском- 1 участке для орошения земель АО «Свердловское» в Хабарском районе. Лицензия зарегистрирована Управлением по недропользованию по Алтайскому краю 31 января 2012 года, номер в реестре 2217/БАР 02223 ВЭ. Срок действия лицензии - 30 января 2037 г.
В соответствии п.1 ч.2 ст. 22 Закона «О недрах» АО «Свердловское» как пользователь недр обязано обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.
В соответствии с п. 10 ч.2 ст. 22 Закона «О недрах» АО «Свердловское» обязано выполнять условия, установленные лицензией.
На момент проверки установлено, что АО «Свердловское» в соответствии с лицензией на право пользования недрами БАР 02223 ВЭ (пункт 3.3) пользование недрами осуществляется с использованием шести действующих и десяти проектных разведочно-эксплуатационных скважин.
№№ скважины | Глубина, м | Геологический индекс горизонта | Максимальный водоотбор, м3/сут | Допустимое понижение уровня, м | Размеры зон санитарной охраны (ЗСО), м | |
АБ-30/87 | N12-3 | Ремонт | Не требуется | |||
АБ-100/87 | N12-3 | Ремонт | ||||
АБ-161/87 | N12-3 | Ремонт | ||||
АБ-27/87 | N12-3 | Ремонт | ||||
АБ-98/87 | N12-3 | Ремонт | ||||
АБ-99/87 | N12-3 | Ремонт | ||||
Проектные 1п, 2п, 3п, 4п, 5п, 6п, 7п, 8п, 9п, 10п | N12-3 |
Из акта проверки № АТН-475-ОД, следует, что в ходе осмотра территории АО «Свердловское» установлено, что скважины АБ-30/87, АБ-100/87, АБ-161/87, АБ-27/87, АБ-98/87, АБ-99/87 выведены из эксплуатации более 6 лет назад. Ремонт, консервация, либо ликвидационный тампонаж скважин не произведен.
В поданной жалобе, представитель АО «Свердловское» указывает, что АО «Свердловское» ни на праве собственности, ни на праве аренды не имеет вышеуказанных скважин.
Вместе с тем, при получении лицензии БАР 02223 ВЭ в 2012 году ОАО «Свердловское» в лице генерального директора Коротаевой Г.И. была представлена справка существующего водопользования по скважинам ОАО «Свердловское», из которой следовало, что в ОАО «Свердловское» имеется шесть действующих скважин: АБ-30/87, АБ-100/87, АБ-161/87, АБ-27/87, АБ-98/87, АБ-99/87.
Согласно пункту 5.2 «а» лицензии БАР 02223 ВЭ по охране окружающей среды и недр Недропользователь обязуется: соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах горного отвода в соответствии с Санитарными правилами СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что условия лицензии не выполняется: скважины АБ-30/87, АБ-100/87, АБ-161/87, АБ-27/87, АБ-98/87, АБ-99/87 выведены из эксплуатации более 6 лет назад. В соответствии с п. 3.5 правил буровые скважины на воду, в том числе поисковые, разведочные, эксплуатационные, наблюдательные, которые непригодны к эксплуатации или использование которых прекращено, должны быть ликвидированы или законсервированы в установленном порядке.
Кроме того, согласно пункту 5.2 «в» лицензии БАР 02223 ВЭ По охране окружающей среды и недр Недропользователь обязуется: осуществлять в кратчайшие сроки ликвидацию, ремонт аварийных скважин, находящихся на балансе Недропользователя.
Со слов представителя АО «Свердловское» Соколкина Е.А. корректировки, изменения в лицензию не вносились. Лицензия на использование вышеуказанных шести скважин обществом не отзывалась.
Соответственно обществом были нарушены п. 5.2 «а» и п. 5.2 «в» условий лицензии БАР 02223ВЭ. Других доказательств суду не представлено.
Согласно постановлению о назначении административного наказания АО «Свердловское» не организован достоверный учет добываемых подземных вод – этим нарушены п. 8, п. 15 Правил охраны подземных вод объектов ( утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 г. № 94), п.5.1 «г», п. 5.2 «б» условий лицензии на пользование недрами.
Ранее в судебном заседании представитель АО «Свердловское» Коротаева Г.И. поясняла, что на момент проверки на каждой скважине счетчики на стояли, в обществе велся учёт подаваемой воды на участки.
Представитель Соколкин Е.А. данный факт также подтвердил в судебном заседании.
Вместе с тем, согласно п. 8. Правил охраны подземных водных объектов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 г. № 94, с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.
В соответствии с п. 15 Правил охраны подземных водных объектов, запрещается добыча подземных вод и размещение в недрах сточных вод, попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами), которыми должны быть оборудованы все выпуски, в том числе аварийные.
Пунктом 5.1 «г» лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ предусмотрено, что Недропользователь обязуется обеспечить достоверный учет извлекаемых запасов подземных вод. Условие не выполняется: достоверный учет добываемой воды не организован. Этим нарушен п. 8 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.02.2016 №94, в а также п. 15 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.02.2016 №94)
Кроме того, пунктом 5.2 «б» лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ предусмотрено, что Недропользователь обязуется соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Условие не выполняется: достоверный учет добываемой воды не организован. Этим нарушен п. 8 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.02.2016 №94, в соответствии с которым эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод, а также п. 15 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.02.2016 №94, в соответствии с которым запрещается добыча подземных вод устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными приборами (счетчиками, расходомерами), которыми должны быть оборудованы все выпуски, в том числе аварийные.
В судебном заседании бесспорно установлено, что данные пункты лицензии АО «Свердловское» не выполняются.
Из акта проверки № АТН -475-ОД, следует, что скважины БР-878, БР-880, БР-883, БР-884, БР-885, БР-886, БР-887, БР-888 пробурены в 2012 году ООО «Востокбурвод». Предоставлен проект на бурение разведочно-эксплуатационных скважин. Указанный проект не согласован с территориальным органом Распорядителя недр (письмо Алтайнедра от 26.07.2018 № 666).
Представитель АО «Свердловское» Соколкин Е.А. не отрицал в судебном заседании, что АО «Свердловское» имеет составленный проект на бурение разведочно- эксплуатационных скважин, прошедший государственную экспертизу.
Согласно пункту 4.2.1.1 лицензии БАР 02223 ВЭ, АО «Свердловское» обязано в срок до 01.06.2012 составить и согласовать с Территориальным органом Распорядителя недр проект на бурение разведочно-эксплуатационных скважин.
Согласно пункту 5.2 «б» лицензии БАР 02223 ВЭ Недропользователь, а именно АО «Свердловское» обязуется: осуществлять бурение новых скважин по специальным проектам, согласованным с Территориальным органом Распорядителя недр и другими заинтересованными лицами.
Условие не выполняется: проект на бурение разведочно-эксплуатационных скважин в Алтайнедра не представлен для согласования.
В судебном заседании, представителем Соколкиным Е.А. была представлена проектная документация, а именно проект на бурение разведочно - эксплуатационных скважин» 11067- ИЛО 2, который разработан надлежащим образом, но не согласован с начальником Управления по недропользованию по Алтайскому краю. Данный факт представителем Соколкиным Е.А. не оспаривается, что подтверждает факт не выполнения условий лицензии на пользование недрами.
Согласно постановлению о назначении административного наказания, АО «Свердловское» в 2012 году произведено бурение 8 скважин (БР -878, БР – 880, БР- 883, БР -884, БР -885, БР -886, БР- 887, БР -888) из 10 проектных, опытно- фильтрационные работы в них не проведены. Этим нарушены п.4.2.1.2, п. 5.2 «в» условий пользования недрами лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ.
Согласно пункту 4.2.1.2 лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ, АО «Свердловское в срок до 01.01.2012 г. обязано пробурить разведочно-эксплуатационные скважины, провести в них опытно-фильтрационные работы. Условие не выполняется: Предприятием пробурены 8 из 10 разведочно-эксплуатационных скважин, опытно-фильтрационные работы не проведены.
Отделом геологии и лицензирования по Алтайскому краю представлены сведения о выполнении условий лицензионного соглашения лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ (от 26.07.2018 №666), из которых следует, что: материалы результатов бурения разведочно-эксплуатационных скважин, гидрогеологического доизучения и мониторинга подземных вод на действующих скважинах с целью проведения государственной экспертизы запасов подземных вод в Алтайнедра не представлены.
Мониторинг состояния подземных вод не организован, гидрогеологические доизучения, оценка запасов не проведены.Контроль качества подземных вод осуществлен разово на двух скважинах (протокол испытаний от 16.05.2018 №14-В, от 16.05.2018 №15-В испытательной лаборатории ФГБУ государственная станция агрохимической службы «Кулундинская»).
Отделом геологии и лицензирования по Алтайскому краю представлены сведения о выполнении условий лицензионного соглашения лицензии на пользование недрами БАР 02223 ВЭ (от 26.07.2018 №666), из которых следует, что: материалы результатов бурения разведочно-эксплуатационных скважин, гидрогеологического доизучения и мониторинга подземных вод на действующих скважинах с целью проведения государственной экспертизы запасов подземных вод в Алтайнедра не представлены;.
Другие нарушения, указанные в постановлении и выявленные при проверке АО «Свердловское» не оспариваются.
На момент проверки установлено, что АО «Свердловское» не выполняет ряд условий лицензионного соглашения, а именно : п. 4.2.1.1, п. 4.2.1.2, п. 4.2.1.4, п. 4.2.1.5, п. 4.2.1.6, п. 5.1 «г», п. 5.1 «и», п. 5.2 «а», п. 5.2. «б», п. 5.2 «в», п. 7.1 абз 1, п. 7.1 абз 2., что и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: приказом Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай от 10 июля 2018 года № 475-ОД; актом проверки № АТН -475-ОД от 03 августа 2018 года ; лицензией на пользование недрами БАР 02223 ВЭ и приложениями к ней; приказом о вступлении в должность генерального директора АО «Свердловское», протоколом об административном правонарушении № АТН -475-ОД/5 от 24 августа 2018 года и постановлением № АТН-475-ОД/5 от 10 октября 2018 года.
Допрошенные в судебном заседании свидетель ФИО6 пояснил, что работает государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай. На основании приказа о проведении плановой выездной проверки были установлены правонарушения, указанные в акте проверки. С данными нарушениями, указанными в акте генеральный директор Коротаева Г.И. была согласна. После чего им был составлен протокол об административном правонарушении. Впоследствии вынесено постановление о назначении административногонаказания.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО7 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Хабарского района Алтайского края и ОАО «Свердловское» был заключен договор № 1 аренды земельного участка, сроком на 49 лет. Имелись ли на земельном участке с кадастровым номером № шесть скважин пояснить ничего не может, так как на момент заключения данного договора в администрации не работала. В январе 2019 года в администрации была создана комиссия с целью обследования арендуемого земельного участка на наличие скважин, но установить визуально наличие или отсутствие скважин на арендуемом участке не представилось возможным ввиду большого снежного покрова. Документов, свидетельствующих о наличие скважин в администрации нет.
Вопреки доводам жалобы вина АО «Свердловское» в совершении административного правонарушения полностью подтверждена доказательствами, собранными по делу, всем доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26. 11 КоАП РФ.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, АО «Свердловское», допустившее нарушения обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, в части пользования недрами с нарушениями лицензионных условий, виновность указанного должностного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Таким образом, действия АО «Свердловское» правильно квалифицированы по ч.2 ст. 7. 3 КоАП РФ.
Довод жалобы о необоснованности вменения АО «Свердловское» нарушения п. 10 ч.2 ст. 22 ФЗ "О недрах" в части не соблюдения владельцем заранее оговоренных условий, установленных лицензией, не принимаются, как несостоятельные.
Неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу АО «Свердловское» не усматривается.
Порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден. Наказание определено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, при наличии исключительных обстоятельств, со снижением, в соответствии с ч. 3.2, ст. 4.1 КоАП РФ, административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся судебное решение и постановление должностного лица как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Оценив собранные по делу об административном правонарушении доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, государственный инспектор ФИО9 обоснованно пришла к выводу о наличии в действиях АО «Свердловское» состава вменяемого административного правонарушения.
Учитывая, что по делу не установлено существенных нарушений требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края и Республике Алтай Бережной Ларисы Николаевны от 10 октября 2018 года № АТН -475-ОД/5 оставить без изменения, жалобу АО «Свердловское» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в Хабарский районный суд в течение 10 дней, со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В.Носырева
Верно
Судья Н.В.Носырева