ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/19 от 24.01.2019 Сланцевского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 12-5/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Сланцы 24 января 2019 года

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Сидоровой С.Я.,

при секретаре Тараскиной К.М.,

с участием:

законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО1,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего специалиста Юго-западного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 62 Сланцевского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5. КоАП РФ, в отношении юридического лица:

администрации муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, юридический адрес: 188574, <...>, пер. Почтовый, д. 3,

Законному представителю ФИО1 разъяснены права, предусмотренные ст.25.4. КоАП РФ, положения ст.51 Конституции РФ. Отводов не заявлено, ходатайств не поступило,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 62 Сланцевского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5. КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, государственный инспектор в области охраны окружающей среды ФИО2 подал жалобу, в которой просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение. Приводит довод о несостоятельности выводов мирового судьи о том, что по делу не была проведена внеплановая проверка в соответствии с п.1 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2018 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

При этом инициатор жалобы указал, что проверки деятельности органов местного самоуправления проводятся на основании ст.77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). На основании ч.2.6 указанного закона внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления могут проводиться на основании информации о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозе жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан (по согласованию с прокуратурой РФ), а также в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законом по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Ст.77 Федерального закона № 131-ФЗ не отсылает и не распространяет действие Федерального закона № 294-ФЗ на проведение проверок органов местного самоуправления в части, неурегулированной Федеральным законом № 131-ФЗ.

Срок обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ заявителем не пропущен.

В судебном заседании при рассмотрении жалобы заявитель ФИО2 в полном объеме поддержал доводы, изложенные в жалобе, и указал, что администрацией Новосельского сельского поселения (далее – Администрация) были приняты предписания со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, возражений по сути предписаний и срокам их исполнения не последовало. В целях проверки исполнения предписаний Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области (далее – Комитет) в Администрацию был направлен соответствующий запрос. Письменного ответа на запрос не последовало. Со слов главы Администрации предписания не выполнены в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете поселения.

Заявитель просил об отмене обжалуемого постановления и направлении дела мировому судье на новое рассмотрение.

Законный представитель Администрации ФИО1 пояснила, что предписания не были своевременно исполнены, поскольку ждали когда представители Комитета приедут к ним с внеплановой проверкой, согласно ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ. В настоящее время указанные в предписаниях нарушения не устранены. Никаких сведений в Комитет о выполнении или невыполнении предписаний со стороны Администрации не направлялось.

Изучив доводы жалобы и представленные материалы дела, заслушав заявителя, законного представителя юридического лица, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст.30.6. КоАП РФ, судья проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 19.5. КоАП РФ предусмотрено правонарушение, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ч.1 ст.19.5. КоАП РФ, является установленный порядок управления, в частности, в сфере государственного контроля и надзора.

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ч.1 ст.19.5. КоАП РФ состоит в том, что виновный не выполняет в установленный законом срок законные предписания (постановления, решения, представления) органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль или об устранении нарушений законодательства, выявленных упомянутым органом (должностным лицом) самостоятельно либо ставших ему известными. Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда истек установленный срок для исполнения того или иного предписания. Оно совершается в форме бездействия.

Субъектами правонарушений, предусмотренных в ч.1 ст.19.5 КоАП РФ являются должностные, юридические лица и граждане.

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуются либо умыслом, либо неосторожной формой вины.

Из материалов дела об административном правонарушении установлено следующее.

Согласно предписанию об устранении выявленного нарушения /ПВ-1 от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана устранить нарушения п.1.3 ст.14 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 – отнести образующиеся отходы к конкретному классу опасности в порядке, установленном специально уполномоченными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Согласно предписанию об устранении выявленного нарушения /ПВ-2 от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана устранить нарушения ст.ст.11, 18 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 – на основании разработанного и утвержденного проекта получить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно предписанию об устранении выявленного нарушения /ПВ-3 от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана устранить нарушения ст.19 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 – организовать учет и отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Согласно предписанию об устранении выявленного нарушения /ПВ-4 от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана устранить нарушения ст.73 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 – провести обучение руководителя и специалиста в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Указанные выше предписания были приняты Администрацией к исполнению. В целях проверки их исполнения в Администрацию был направлен запрос, факт получения запроса главой Администрации в судебном заседании не оспаривался, однако, письменный ответ не последовал.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам выявленного правонарушения, предусмотренного ч 1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Администрации, являющейся органом местного самоуправления, составлен протокол об административном правонарушении.

Прекращая производство по данному делу, мировой судья пришла к выводу о том, что при проведении проверки по данному делу Комитетом нарушены требования, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ, поскольку проверка проведена без оформления соответствующих распоряжения или приказа руководителя.

Вместе с тем с указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

При рассмотрении дел данной категории подлежит проверке соблюдение контролирующими органами прав, в частности юридических лиц, при проведении проверок по исполнению выданного им предписания.

Одной из основных задач Федерального закона № 294-ФЗ является ограничение неоправданного вмешательства органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Поскольку орган местного самоуправления имеет отличную от хозяйствующих субъектов (участников гражданского оборота) правовую природу, выполняя общегосударственную функцию по решению вопросов местного значения, процедура осуществления государственного контроля (надзора) в отношении органа местного самоуправления урегулирована в Федеральном законе № 131-ФЗ.

В статье 77 Федерального закона № 131-ФЗ установлен порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст.77 Федерального закона № 131-ФЗ государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

Согласно ч.2.2 ст.77 Федерального закона № 131-ФЗ, органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.

Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.

В силу ч.2.3 ст.77 Федерального закона № 131-ФЗ плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

В ежегодный план включаются следующие сведения:

1) наименования и места нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам;

2) наименования органов государственного контроля (надзора), планирующих проведение проверок;

3) цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения (п.2.4 ст.77 Федерального закона № 131-ФЗ).

Ежегодный план подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок (п.2.5 ст.77 Федерального закона № 131-ФЗ).

Поскольку выводы суда основаны на положениях Федерального закона №294-ФЗ, тогда как к правоотношениям по делу подлежали применению требования Федерального закона № 131-ФЗ, в связи с чем не проверены и не установлены обстоятельства, имеющие значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, как того требует ст.26.1 КоАП РФ, постановление мирового судьи подлежит отмене, а дело в пределах срока давности привлечения Администрации к административной ответственности возвращению на новое судебное рассмотрение.

Руководствуясь п.4 ч.1 и ч.2 ст.30.7., ч.1 ст.29.10. КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 62 Сланцевского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5. КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, - отменить, а жалобу ведущего специалиста Юго-западного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2 - удовлетворить.

Возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 62 Сланцевского района Ленинградской области в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья С.Я.Сидорова