Дело № 12-5/2020
55RS0037-01-2020-000262-18
Р Е Ш Е Н И Е
с. Усть-Ишим Омской области «8» сентября 2020г.
Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Скидан Е.В., при секретаре – Сосниной О.В., рассмотрев жалобу Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области на постановление об административном правонарушении № 21/20/55007 от 25.05.2020г., вынесенное заместителем начальника отдела – старшим судебным приставом Межрайонного УФССП России по Омской области, Омск, ул. Лагоды, д.1Д, каб.330, ФИО1 о признании Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области виновным в совершении административного правонарушении предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
установил:
Постановлением о назначении административного наказания № № 21/20/55007 от 25.05.2020г., вынесенным заместителем начальника отдела – старшим судебным приставом Межрайонного УФССП России по Омской области, Омск, ул. Лагоды, д.1Д, каб.330, ФИО1, Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 17.15КоАП РФ, а именно в неисполнении должником требования судебного пристава-исполнителя в срок до 01.04.2020г. исполнить решение Усть-Ишимского районного суда Омской области по делу № 2а-299/2017 о ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке площадью 50 000кв.м. с кадастровым номером 55:30:010901:100, расположенном в 2,5 км за западной границей с. Усть-Ишим Усть-Ишимского района Омской области автодороги Усть-Ишим –Загваздино, в полном объеме. В связи с чем Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000руб.
Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области обратилось в суд с жалобой на данное постановление, в которой указало, что в действиях Минстроя Омской области отсутствует виновный характер действий ( бездействий) юридического лица, поскольку с момента вынесения решения суда по гражданскому делу №2а-299/2017 заявитель неоднократно совершал действия, направленные на исполнение решения суда, в том числе обращался в Министерство финансов Омской области для внесения изменений в Закон Омской области об областном бюджете, а с 26 марта 2019г. у государственного органа отсутствует объективная возможность исполнения обязательств по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов возложенного решением суда в связи с утратой соответствующих полномочий.
В судебном заседании представитель Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО2 доводы, изложенные в жалобе поддержала, просила постановление судебного пристава исполнителя отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Требование суда о направлении административного материала в суд для рассмотрения жалобы по существу судебным приставом исполнителем не исполнено. В связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело по представленным суду материалам.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО2, суд приходит к следующему:
Решением Усть-Ишимского районного суда Омской области от 30.11.2017г. принятым по административному делу № 2а-299/2017 признано незаконным бездействие Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки отходов. На Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в срок до 30 июня 2018г.
10 сентября 2019г. в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области было возбуждено исполнительное производство № 46501/19/55007-ИП на основании исполнительного листа № ФС 019999558 от 23 марта 2018г., выданного Усть-Ишимским районным судом Омской области.
02 марта 2020г. судебным приставом исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области ФИО3 в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области было вынесено требование в срок до 01.04.2020г. исполнить решение суда в полном объеме.
07 мая 2020г., ввиду неисполнения требования об исполнении решения суда в полном объеме, судебным приставом –исполнителем межрайонного отдела по особым исполнителем производствам Управления ФССП по Омской области ФИО3 составлен Протокол № 21/20/55007-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания № 21/20/55007 от 25.05.2020г. вынесенным заместителем начальника отдела – старшим судебным приставом Межрайонного отдела УФССП России по Омской области, Омск, ул. Лагоды, д.1Д, каб.330 ФИО1 Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ( ранее Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и связи с чем ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000руб.
Согласно ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ 1. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г.«Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению ( в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
На территории Омской области организация деятельности по сбору ( в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также проведение конкурсного отбора среди юридических лиц на присвоение статуса регионального оператора находилась, в период с 18 февраля 2016г. по 25 марта 2019г., в компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в силу Положения, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года №72.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 27 сентября 2016г. № 49-п создана конкурсная комиссия по проведению конкурсного отбора среди юридических лиц на присвоение статуса регионального оператора.
17.05.2017г. принято Постановление Правительства Омской области №135-п " Об установлении содержания и порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере обращения с отходами и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами" ( вместе с "Порядком заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере обращения с отходами производства и потребления и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами").
Законом Омской области от 25 марта 2019г. № 2155-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области " Об отходах производства и потребления в Омской области" произведено перераспределение полномочий между органами государственной власти Омской области, в соответствии с которым полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами исключены из компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и отнесены к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Омской области.
Указом Губернатора Омской области от 18 апреля 2019г. №55 внесены соответствующие изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004г. №72, в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011г. № 8.
Указом Губернатора Омской области от 18 апреля 2019г. №57 " Об организации деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области" Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса было переименовано в Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омкой области.
Согласно пояснений и предоставленных представителем Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омкой области ФИО2 материалов следует, что Министерством предпринимались меры по надлежащему исполнению судебного решения, так :
- Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 27 сентября 2016г. №49-п создана конкурсная комиссия по проведению конкурсного отбора среди юридических лиц на присвоение статуса регионального оператора. Министерством также была разработана документация о конкурсном отборе;
- 26 июля 2018г. был выбран региональный оператор - ООО "Магнит".;
- 17 августа 2018г. Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области с ООО "Магнит" было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области;
- Также Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области направлялись письма главам муниципальных районов с предложением принять меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов как собственников соответствующих земельных участков;
-07 апреля 2017г. Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области направлялось письмо в Министерство финансов Омской области, в котором излагалось предложение по внесению изменений в Закон Омской области "Об областном бюджете на 2017г. и плановый период 2018 и 2019 годов" в части выделения денежных средств на предоставление субсидий местным бюджетам на организацию сбора, транспортирования и захоронения твердых коммунальных отходов в размере 50 000 000 рублей;
- 15 февраля 2018г. Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области было направлено письмо в Министерство финансов Омской области в котором просило рассмотреть возможность увеличения финансирования из областного бюджета в 2018г. в объеме 18 000 000 руб. на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Но бюджетом Омской области финансирование такого мероприятия в 2017 и 2018 года предусмотрено не было.
Таким образом совокупность данных обстоятельств свидетельствует о том, что в период с 18 февраля 2016г. до 25 марта 2019г. Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса предпринимались необходимые меры направленные на организацию деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, в том числе и по ликвидации несанкционированных свалок.
После принятия Закона Омской области от 25 марта 2019г. № 2155-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области " Об отходах производства и потребления в Омской области" полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами исключены из компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и отнесены к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Омской области.
В связи с чем Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства утратило возможность исполнения деятельности по ликвидации несанкционированных свалок.
Данное обстоятельство также подтверждается перепиской Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области с Министерством природных ресурсов и экологии Омской области от 21.07.2020г. и с Министерством финансов Омской области от 15.07.2020г.
Исходя из чего суд приходит к выводу, что в действиях Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда.
В силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом Постановление об административном правонарушении № 21/20/55007 от 25.05.2020г., вынесенное заместителем начальника отдела – старшим судебным приставом Межрайонного УФССП России по Омской области ФИО1 о признании Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области виновным в совершении административного правонарушении предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. подлежит отмене в виду отсутствия в действиях Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области состава административного правонарушения, а производство по данному административному делу, в силу ст. 24.5 КоАП РФ, подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области удовлетворить.
Постановление об административном правонарушении № 21/20/55007 от 25.05.2020г., вынесенное заместителем начальника отдела – старшим судебным приставом Межрайонного УФССП России по Омской области ФИО1 о признании Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области виновным в совершении административного правонарушении предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. – отменить.
Производство по данному административному делу – прекратить.
Решение может быть обжаловано в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Омский областной суд через Усть-Ишимский районный суд Омской области.
Судья - Е.В. Скидан