Судья: Самсонов А.А. Дело №12-5/2017-7-33К
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2017 года г. Великий Новгород
Судья Новгородского областного суда (<...>) ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу защитника ФИО2 – Семенова Ю.Б. на решение судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 20 января 2017 года, которым постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Старорусский» ФИО3 от 16 декабря 2016 года в отношении
Бучацкого ФИО8, <...> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>, Главы Администрации Наговского сельского поселения,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей, оставлено без изменения,
установил:
Постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Старорусский» ФИО3 от 16 декабря 2016 года глава Наговского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
По жалобе ФИО2 на постановление судьей Старорусского районного суда постановлено указанное выше решение.
В жалобе в порядке пересмотра защитник ФИО2 – Семенов Ю.Б. ставит вопрос об отмене постановления и решения и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указано, что обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения на территории сельского поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. В материалах дела отсутствует устав Наговского сельского поселения, который позволил бы установить объем должностных обязанностей ФИО2 как Главы поселения, в связи с чем дело рассмотрено неполно. Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги не соответствует утвержденной форме. В основу вывода о виновности ФИО2 в административном правонарушении положены результаты проверки, проведенной с грубым нарушением закона.
В судебное заседание ФИО2 и представитель ОГИБДД МО МВД России «Старорусский» не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны. При таких обстоятельствах полагаю возможным проведение судебного заседания в их отсутствие.
Защитник ФИО2 – Семенов Ю.Б. доводы жалобы поддержал по мотивам, в ней изложенным, дополнительно указав, что отсутствие в деянии ФИО2 состава административного правонарушения подтверждается также вступившим в законную силу решением суда о понуждении, в том числе Администрации Старорусского муниципального района, устранить дефекты дорожного покрытия на всем протяжении автомобильной дороги «д. Борисово – д. Устрека». Выполнение работ, не относящихся к вопросам местного значения поселения, будет означать нецелевое расходование средств бюджета сельского поселения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, выслушав объяснения Семенова Ю.Б., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В силу частей 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с пунктом 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения (введен в действие Приказом Росстандарта от 23 июля 2015 года N 959-ст) стационарное электрическое освещение устраивают на участках дорог в населенных пунктах.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ФИО2, являясь должностным лицом – Главой Наговского сельского поселения Старорусского муниципального района, <...> на автодороге «Борисово-Устрека» в границах населенного пункта <...> не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, а именно допустил отсутствие стационарного электрического освещения на указанном участке автодороги <...> в границах населенного пункта, чем нарушил пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, пункта 4.6.2 ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения.
Согласно акту № 442 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15 ноября 2016 года, составленному госинспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Старорусский», на участке автодороги «Борисово-Устрека», проходящем в границах населенного пункта <...>, отсутствует стационарное электрическое освещение.
Автодорога д. Борисово - д. Устрека включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Старорусского муниципального района постановлением Администрации Старорусского муниципального района от 19 мая 2014 года № 628.
Приведенные обстоятельства явились основанием к возбуждению в отношении ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП РФ, а также основанием для привлечения последнего к административной ответственности.
Рассматривая дело по жалобе, судья районного суда согласился с выводом должностного лица ОГИБДД о наличии в деянии ФИО2 состава административного правонарушения.
Оснований не согласиться с решением судьи районного суда не усматриваю.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. (часть 4)
Согласно пункту 5 части 1 статьи 5 Устава Старорусского муниципального района (принят Решением Думы Старорусского муниципального района от 28 февраля 2006 года № 37) (в редакции Решения Думы Старорусского муниципального района от 24 февраля 2015 года N 454) к вопросам местного значения Старорусского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Старорусского муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Старорусского муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Областным законом от 23 октября 2014 года N 637-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения", принятым на основании части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Новгородской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 15, 18, 22, 33.1, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1.2 статьи 5 Устава Старорусского муниципального района в соответствии с вышеназванным областным законом на территории Наговского сельского поселения решаются вопросы местного значения, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Устава Наговского сельского поселения (утвержден решением Совета депутатов Наговского сельского поселения от 23 декабря 2010 года № 23, в ред. решения от 31 октября 2016 года № 65) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Наговского сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения Наговского сельского поселения.
В силу статьи 24 Устава Наговского сельского поселения Глава поселения является высшим должностным лицом Наговского сельского поселения, с 25 сентября 2015 года ФИО2 замещает должность Главы Наговского сельского поселения.
Факт совершения ФИО2 указанного правонарушения подтвержден совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении 53 МН 605801 от 16 декабря 2016 года, актом № 442 от 15 ноября 2016 года, а также иными материалами дела, правильно оцененными должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с положениями стать 26.11 КоАП РФ в их совокупности.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм закона и примечания к статье 2.4 КоАП РФ, ФИО2 является должностным лицом, ответственным за организацию наружного освещения участка автодороги «д. Борисово – д. Устрека» в границах населенного пункта д. Борисово, а следовательно, субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, акт № 442 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, которым зафиксировано отсутствие на участке автодороги уличного освещения и содержание которого ФИО2 и его защитником не оспаривается, относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении. Формальное несоответствие его установленной форме не лишает его доказательственного значения по делу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Несостоятельны доводы жалобы о несоответствии постановленного решения вышеприведенным требованиям закона ввиду отсутствия в деле об административном правонарушении Устава Наговского сельского поселения, поскольку само по себе это обстоятельство на полноту установления юридически значимых обстоятельств дела и на правильность принятого решения не повлияло. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления поселения урегулированы федеральным и региональным законодательством, а Устав поселения находится в открытом доступе и размещен на официальном сайте Наговского сельского поселения.
Оценивая доводы жалобы об ином регулировании полномочий органов местного самоуправления поселений Федеральным законом № 257-ФЗ по сравнению с Федеральным законом № 131-ФЗ, нахожу их несостоятельными.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом согласно части 2 статьи 13 полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Приведенными положениями закона опровергаются доводы жалобы об отсутствии полномочий в области дорожной деятельности у администрации Наговского сельского поселения в отношении участка автодороги «д. Борисово – д. Устрека» в границах населенного пункта д. Борисово.
В пункте 10 части 4 статьи 1 Федерального закона Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в частности, федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Исходя из требований пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и пункта 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 года N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
В силу подпункта "к" пункта 3 Положения к должностным лицам, уполномоченным осуществлять федеральный надзор, относятся, в том числе старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", на инспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию дорог.
Надзор за дорожным движением, осуществляемый непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения, является административной процедурой, предусмотренной Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержден Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 380).
ГИБДД МВД РФ для осуществления контроля за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения предоставлено право на осуществление контрольных мероприятий, в том числе, проверок и надзора.
В силу пункта 8 Административного регламента предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Согласно пункту 81 Административного регламента надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.
При надзоре за дорожным движением осуществляется, в том числе выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (пункт 82).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции, действовавшей на момент составления акта от 15 ноября 2016 года) положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Нарушения выявлены по результатам мероприятия, при проведении которого не требуется взаимодействие контролирующего органа и юридических лиц, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля.
Из системного толкования вышеприведенных положений законодательства следует, что к правоотношениям, возникающим при осуществлении надзора данного вида, положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также статьи 77 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" применению не подлежат.
При таких обстоятельствах несостоятельны доводы жалобы о допущенных грубых нарушениях при проведении проверки.
Приобщенное к материалам дела решение Старорусского районного суда от 17 января 2014 года отмену постановления и решения повлечь не может, поскольку установленных обстоятельств дела об административном правонарушении не опровергает.
Существенных нарушений процессуальных требований, которые могли бы повлечь отмену принятых по делу решений, не усматривается.
Вопреки доводам жалобы, все состоявшиеся по делу акты являются законными и обоснованными, а потому оснований для их отмены, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника ОГИБДД ОМВД России «Старорусский» от 16 декабря 2016 года и решение судьи Старорусского районного суда Новгородской области от 20 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2 Семенова Ю.Б. - без удовлетворения.
Судья Новгородского
областного суда ФИО1