ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2017 от 06.02.2017 Снежинского городского суда (Челябинская область)

Дело №12-5/2017

Р Е Ш Е Н И Е

06 февраля 2017 года г. Снежинск

Судья Снежинского городского суда Челябинской области Смолюк Т.Л., при секретаре Бескрестновой А.С.,

- с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, ее защитника – Поджаркова А.В.,

рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области – ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО4 Д.В. от 31.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП) РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области – ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора (далее по тексту Управление Росприроднадзора) по Челябинской области ФИО4 Д.В. от 31.08.2016 года ФИО2 как должностное лицо – инженер по охране окружающей среды Федерального государственного унитарного предприятия <данные изъяты>, признана виновной в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами.

В постановлении указано, что 01.08.2016 года была проведена документальная проверка в отношении с целью контроля исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выданных Управлением Росприроднадзора. Было выявлено, что с 03.08.2015 года по 12.02.2016 года <данные изъяты> осуществлялась производственная и хозяйственная деятельность, в результате которой происходило образование и размещение отходов производства и потребления без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок документа об утверждении этих нормативов истек 02.08.2015 года, а следующий документ был получен 12.02.2016 года, сроком действия с этого числа по 11.02.2021 года. В результате чего были нарушены требования: ч.1 ст.22 ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» (далее по тексту ФЗ ), ч.1 ст.24 ФЗ ; ст.ст. 11 и 18 ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту ФЗ ). Контроль за соблюдением в подразделениях <данные изъяты> действующего экологического законодательства, участие в разработке планов института в области охраны окружающей среды и контроль за их исполнением, разработка нормативов воздействия института на окружающую среду возложен на инженера по охране окружающей среды ФИО2 Поэтому она признана виновной в совершении указанного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, как должностному лицу назначен штраф в размере 10000 руб.

В своей жалобе ФИО2 указывает, что в Управление Роприродназдора и ФГБУ «<данные изъяты>» направлялись письма с целью рассмотрения обоснования отнесения отходов к конкретному классу, присвоить ему код и внести их в ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов) - от 22.01.2015 года; от 05.05.2015 года, от 27.05.2015 года; от 27.05.2015 года, от 01.06.2015 года. Однако ответы были получены с нарушением установленного срока на письмо от 22.01.2015 года – 06.08.2015 года; на письмо от 05.05.2015 года- 29.10.2015 года. В результате чего <данные изъяты> не успел в срок закончить разработку паспортов на опасные отходы и утвердить проект нормативов. Письмом от 30.07.2015 года направлена просьба в ФБУ «<данные изъяты>» ускорить процесс проверки обоснованности установления классов опасности отходов. Письмом от 13.08.2015 года был направлен отказ в утверждении проекта. После чего начальник отдела промышленной экологии <данные изъяты>ФИО7 искала встречи с представителями «<данные изъяты>» для получения заключения о чем имеется электронная переписка. После получения положительных заключений «<данные изъяты>» письмом от 18.01.2016 года направлялось письмо в УралНИИ «<данные изъяты>» с просьбой ускорить включение отходов в ФККО. В Управление Росприроднадзора направлено заявление от 24.12.2015 года об утверждении проекта нормативов, который и был утвержден 12.02.2016 года. <данные изъяты> и должностные лица приняли все зависящие меры для получения указанного проекта нормативов на новый срок, просрочка произошла из-за затягивания рассмотрения документов Росприроднадзором и ФГБУ «<данные изъяты>», таким образом вина должностных лиц отсутствует. Кроме того в нарушении ст.26.1 КоАП РФ Управление Росприроднадзора при рассмотрении дела не установил характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. При отсутствии ущерба дело подлежит прекращению за малозначительностью. Также в период отсутствия документа <данные изъяты> осуществлял платежи, отходы передавались специализированным организациям, угрозы нанесения вреда окружающей среде не возникло.

Также в дополнении к жалобе ФИО2 указывает, что с 01.08.2014 года утвержден новый ФККО. <данные изъяты> ожидал, что возможно использовать анализы из ранее утвержденных паспортов, также не ясно почему по мнению Управления Росприроднадзора нельзя было использовать ранее выполненные анализы. Не справедливо обвинять природопользователей и должностных лиц в бездействии в силу меняющихся природоохранных правовых документов.

В судебном заседании ФИО2 и ее защитник Поджарков А.В. поддержали доводы жалобы

В судебном заседании исследованы материалы Управления Росприроднадзора по Челябинской области дела об административном правонарушении (в судебный материал приобщены ксерокопии), в частности:

- распоряжение Управления Росприроднадзора от 14.06.2016 года о проведении внеплановой проверки предписаний от 06.07.2015 года (л.д.) (здесь и далее ссылка на листы дела по подлиннику материала)

- акт проверки от 01.08.2016 года, в частности указано, что срок документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение истек 02.08.2015 года, новый документ получен 12.02.2016 года, т.е. в этот период осуществлялась производственная и хозяйственная деятельсность, в результате которой происходило образование и размещение отходов производства и потребления без установленных нормативов. (л.д)

- уведомление о времени и месте составления протокола, с почтовым извещением. (л.д)

- протокол об административном правонарушении от 17.08.2016 года (л.д.)

- письмо <данные изъяты> в Управление Росприроднадзора от 22.12.2014 года о направлении паспортов отходов – получено 13.01.2015 года (л.д)

- письмо от 22.01.2015 года <данные изъяты> в Управление Росприроднадзора - заявление о подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности – получено 23.01.2015 года (л.д.)

- письмо <данные изъяты> в Управление Росприроднадзора от 27.05.2015 года о направлении паспортов отходов – получено 28.05.2015 года (л.д)

- письмо <данные изъяты> в Управление Росприроднадзора от 27.05.2015 года – заявление об отнесении отходов к конкретному классу – получено 28.05.2015 года(л.д.)

- письмо <данные изъяты> в Управление Росприроднадзора от 01.06.2015 года заявление об отнесении отходов к конкретному классу – получено 28.05.2015 года (л.д)

- письмо Управления Росприроднадзора во <данные изъяты> от 06.08.2015 года (получено 14.08.2015 года) о замечаниях по представленным документам, по мере устранения замечаний документы направить вновь.(л.д.)

- письмо Управления Росприроднадзора во <данные изъяты> от 13.08.2015 года (получено 14.08.2015 года) об отказе в установлении лимитов на возмещение отходов (л.д.)

- письмо Управления Росприроднадзора во <данные изъяты> от 26.09.2015 года об обоснованности класса опасности отходов (л.д.)

- Документ об утверждении нормативов сроком с 17.06.2011 года по 02.08.2015 года (л.д)

- документ об утверждении нормативов от 12.02.2016 года (л.д.);

- приказ <данные изъяты> от 02.02.2015 года о назначении ФИО2 ответственной за разработку нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – инженера по охране окружающей среды. (л.д.)

- должностная инструкция инженера по охране окружающей среды. (л.д.)

- приказ от 26.11.2014 года о переводе ФИО2 на должность инженера по охране окружающей среды.(л.д

Также приобщено к материалам судебного производства:

- заявление <данные изъяты> от 01.07.2015 года в Управление Росприроднадзора об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.судебного дела )

- ответ Управления Росприроднадзора во <данные изъяты> от 29.10.2015 года об установлении класса опасности отходов (л.судебного дела ).

Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, полагает следующее.

Проведенной проверкой от 01.08.2016 года документации <данные изъяты> было установлено, что в период времени со 02.08.2015 года по 12.02.2016 года данное предприятие осуществляло производственную и хозяйственную деятельность, в результате которой происходило образование и размещение отходов производства без установленных нормативов. Этот факт подтверждается приобщенными к делу документами об утверждении нормативов, срок которых закончился 02.08.2015 года, последующий был утвержден Управлением Росприроднадзором с 02.02.2015 года, этот факт не оспаривается и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Осуществление такой хозяйственной деятельности является нарушением требований ч.1 ст.22 и ч.1 ст.24 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым для природопользователей – юридических лиц, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду. Эти нормативы подлежат утверждению уполномоченным органом исполнительной власти, в данном случае Управлением Росприроднадзора – ст.ст.11, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Факт наличия таких отходов 1-го – 3-го класса опасности, в частности, в 4-ом квартале 2015 года подтверждается актом проверки, где указано, что в этот период имелись отходы – лампы ртутные, отходы термометров ртутных, отходы литья металлов, стружка свинцовая незагрязненная, отходы нейтрализации отработанных технологических растворов и электролитов гальванических производств и т.д.(л.д.) Т.е. доказано, что при обращении с этими отходами как <данные изъяты> так и ответственные должностные лица юридического лица не соблюдали соответствующие экологические требования.

При оценке виновности должностных лиц суд учитывает, что заявление в Управление Росприроднадзора было подано <данные изъяты> 01.07.2015 года (поступило адресату 03.07.2015 года), отказ в утверждении нормативов получен, т.е. в срок не превышающий 30 рабочих дней с даты приема заявления, в соответствии с п.11 «Порядка разработки и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 года. Т.е. ответ был получен после окончания срока действия документа об утверждении нормативов. При таких обстоятельствах с учетом необходимого времени для исправления замечаний и повторного заявления об утверждении нормативов нельзя признать, что заявление от 01.07.2015 года было подано заблаговременно, могло обеспечить работу предприятия при утвержденных нормативах. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года утверждены Правила проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности, оно вступило в силу 01.08.2014 года При таких обстоятельствах должностные лица предприятий были обязаны заблаговременно, начиная с момента вступления в силу осуществить соответствующую паспортизацию. Затягивание сроков рассмотрения материалов обоснования отходов со стороны ФГУП «<данные изъяты>» и Росприроднадзора в данном случае не может служить доказательством обратного, в случае пропусков сроков предоставления ответов по поводу паспортизации, действия должностных лиц Росприроднадзора подлежали обжалованию в специально предусмотренном действующем законодательством порядке, чего сделано не было. С учетом того, что отказом в установлении лимитов на размещение отходов явилось не только отсутствие отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов, а также и другие замечания – ошибки в разделе «Сведения о местах накопления отходов», не указание номера лицензии для ООО «<данные изъяты>» и др., изложенные в указанном документе от 13.08.2015 года, возможность у должностных лиц, ответственных за разработку нормативов, осуществить их разработку до окончания срока действия предыдущего документа - была. Должностным лицом ответственным за разработку нормативов и лимитов в связи с окончанием срока действия соответствующих документов была ФИО2, что подтверждается приказом от 02.02.2015 года, приказом о занятии ею должности инженера по охране окружающей среды и ее должностной инструкцией, где основной ее служебной задачей является контроль за соблюдением в подразделениях института действующего экологического законодательства, участие в разработке планов института в обрасти охраны окружающей среды и контроль за их исполнением, разработка нормативов воздействия института на окружающую среду. При таких обстоятельствах должностное лицо Управления Росприроднадзора ФИО15 обосновано пришел к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения как должностного лица, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Указание на вещества, разрушающие озоновый слой или иные опасные вещества подлежат исключению из постановления как излишние, постановление соответствующему изменению. Смена законодательства не является каким-либо основанием для освобождения ФИО2 от ответственности.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, является формальным, и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Наступление вредных последствий не является обязательным признаком объективной стороны данного правонарушения, и отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения.

Каких-либо нарушений процессуальных норм, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено. Постановление вынесено полномочным лицом – государственным инспектором субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды - - п.7 ч.2 ст.29.3 КоАП РФ, в присутствии ФИО2 с вручением копии постановления. Поскольку административное правонарушение выразилось в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, каких-либо сроков выполнения этой обязанности законом не предусмотрено, то срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислять с момента получения документов от 02.02.2015 года как длящегося в соответствии с ч.2 ст.4.5КоАП РФ. В этом случае каких-либо оснований для освобождения ФИО2 от ответственности в связи с истечением годичного срока давности административной ответственности как правонарушения в области охраны окружающей и природопользования по ч.1 ст.4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения дела – нет. В суд предоставлен подлинник обжалуемого постановления, несмотря на то, что он содержит штамп «копия верна», но по существу является подлинником, т.к. имеются подлинные подписи синей пастой как должностного лица, так и ФИО2 Предоставление остальных материалов в копиях не влияют на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения жалобы, т.к. эти копии являются ксерокопиями, соответствие их подлиннику не оспорено.

В то же время постановление подлежит изменению, указанию в мотивировочной части на смягчающее административную ответственность обстоятельство - оказание лицом, совершившим административное правонарушение содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, выразившееся в предоставлении соответствующих документов при проведении проверки. Учет указанного выше смягчающего обстоятельства в данном случае не влечет снижение наказания, т.к. оно назначено минимальное в пределах санкции статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

1. Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области – ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО4 Д.В. от 31.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП) РФ в отношении ФИО2, изменить:

- в описательно-мотивировочной части указать на наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность: оказание лицом, совершившим административное правонарушение содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении,

- в резолютивной части в первом абзаце исключить слова «веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами».

В остальном указанное постановление оставить без изменения, а жалобу ФИО2 без удовлетворения.

2. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Снежинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: