ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2017 от 07.02.2017 Далматовского районного суда (Курганская область)

Дело № 12-5/2017

РЕШЕНИЕ

г. Далматово 07 февраля 2017 года

ул. Ленина, 62, кабинет № 14

Судья Далматовского районного суда Курганской области Бузаев Сергей Валерьевич, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – председателя Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания от **.**.**** по делу №*-ЦА (резолютивная часть постановления объявлена **.**.****), вынесенным начальником отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу – старшим государственным лесным инспектором на землях обороны и безопасности Уральского федерального округа ФИО8 должностное лицо – председатель Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» (далее также – Общественная организация, общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

На данное постановление председателем Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» ФИО1 подана жалоба, из которой следует, что обжалуемое постановление вынесено за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), так как факт совершения правонарушения выявлен административным органом **.**.**** согласно акта проверки №* от **.**.****. В протоколе по делу об административном правонарушении и представленных актах не отражено в чём выразилось самовольное использование лесного участка. Общественная организация осуществляет деятельность в области охоты на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 29.10.2007, выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, договоров №№*,15,16 о предоставлении в пользовании территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесённых к объектам охоты от **.**.****, заключённых с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области сроком до **.**.****. Указанная деятельность ведётся общественной организацией на законных основаниях в границах территории, указанной в долгосрочной лицензии. В связи с тем, что охотохозяйственная деятельность общества не выходит за границы территории, определённой долгосрочной лицензией, то охотничье общество вправе возводить на ней постоянные или временные пристройки, сооружения, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием животным миром. Лесной участок <...> участка № 1 и <...> участка № 2 Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Минобороны России – в границах Кривского, Новосельского и Параткульского охотничьих хозяйств (Далматовский район Курганской области) входит в границы лесного фонда, предоставленного в пользование по долгосрочной лицензии, и не имеет специального выдела и специального режима предоставления, предусмотренного ст. 71 Лесного кодекса РФ. Общество имеет право использовать указанные участки, но их не использовало, объекты охотничьей инфраструктуры на данных участка не имеет, никогда не возводило и не использовало. В связи с изложенным ФИО2 просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, – председатель Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» ФИО1 и его защитник Теремов Д.С. поддержали доводы жалобы просили её удовлетворить, указав, что спорный лесной участок обществом не используется, какие-либо объекты охотничьей инфраструктуры на нём отсутствуют, при выдаче охотникам путёвок на охоту, данный лесной участок в путёвки не включается, у общества имеются необходимые разрешительные документы для использования соответствующих территорий с целью охоты.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление – начальник отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу – старший государственный лесной инспектор на землях обороны и безопасности Уральского федерального округа ФИО8 и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, – старший государственный инспектор отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу – государственным лесным инспектором на землях обороны и безопасности Уральского федерального округа ФИО9 полагали жалобу ФИО1 необоснованной просили в её удовлетворении отказать, указав, что пользование животным миром неразрывно связано с пользованием лесными землями, на которых обитают животные, в силу требований Лесного кодекса РФ Общественная организация «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» обязана оформить пользование лесами в отношении участка, на котором расположены территории, определённые имеющимися у общества долгосрочными лицензиями на пользование объектами животного мира, однако обществом этого не сделано, что свидетельствует о самовольном использовании лесного участка, то есть использовании его без соответствующих разрешительных документов – в данном случае без согласования с Минобороны России, так как участок отнесён к землям обороны и безопасности.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Из материалов дела об административном правонарушении исследует, что в период с 04 по **.**.**** на основании приказов Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от **.**.****№* и **.**.****№* государственным инспектором отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО10, проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов», по результатам которой **.**.**** составлен акт №*-ВП. В акте проверки отражено, что председателем Общественной организации допущено нарушение, выразившееся в том, что согласование с МО РФ на включение земельных участков МО в границы охотничьих угодий общества, в границах Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества МО РФ – филиала ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ представлено не было, таким образом, указанный участок обществом используется самовольно. Выявленное нарушение подпадает под действие ст. 7.9 КоАП РФ.

По данному факту **.**.**** старшим государственным инспектором отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу – государственным лесным инспектором на землях обороны и безопасности Уральского федерального округа ФИО9 в отношении председателя Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении №*-ЦА

Из об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания от **.**.**** по делу №*-ЦА, вынесенного по результатам рассмотрения протокола начальником отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу – старшим государственным лесным инспектором на землях обороны и безопасности Уральского федерального округа ФИО8 следует, что в период с **.**.**** по **.**.**** председатель Общественной организации ФИО1 самовольно использовал лесной участок площадью 7702 га в границах <...> участка №* и <...> участка №* Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Минобороны России – в границах Кривского, Новосельского и Параткульского охотничьих хозяйств (Далматовский район Курганской области).

Статьёй 7.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Объективная сторона состава данного правонарушения выражается в самовольном занятии лесных участков, т.е. активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий. В частности, оно может состоять в эксплуатации ресурсов, удалении лиц, имеющих право там находиться, и т.п.; использовании лесного участка без специальных разрешений, т.е. в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков, например в неразрешенном проведении работ на участке по строительству, т.е. возведению, сооружению (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, дорог, устройству открытых и закрытых складов, т.е. размещению на поверхности земли лесоматериалов, техники, оборудования, горюче-смазочных материалов, тары или оборудования стоянок для транспорта.

Обязательным условием для наступления ответственности по данной статье является отсутствие специального разрешения на проведение соответствующих работ на лесных участках.

Надлежащим разрешением является разрешение на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений (производственных, хозяйственных, бытовых), прокладку лесных дорог и иных элементов лесной инфраструктуры и т.п. в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В соответствии с п. 2.1 Устава Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» (принят на учредительной конференции **.**.****) общество создано в целях рационального использования, сохранения и воспроизводства полезных для охотничьего хозяйства диких зверей, птиц и рыб, удовлетворения профессиональных и любительских интересов охотников и рыболовов, организации в установленном порядке на охотугодьях охоты на диких зверей и птиц, развития охотничье-рыболовного туризма и иных целей, связанных с охотой и рыболовством.

ФИО1 приступил к исполнению обязанностей председателя Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» с **.**.****, что следует из выписки из приказа по обществу №*к от **.**.****.

Общественная организация осуществляет деятельность в области охоты на территории Параткульского, Кривского и Новосельского охотничьих хозяйств на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира №№*, №* и №* от **.**.****, выданных Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, срок действия лицензий – до **.**.**** и договоров №№* о предоставлении в пользовании территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесённых к объектам охоты от **.**.****, заключённых с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на основании указанных лицензий со сроком действия, аналогичным срокам действия лицензий.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» одним из основных принципов в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания является отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами.

Исходя из ст. 36 Федерального закона «О животном мире» предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

На основании ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 206-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017) земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Часть 1 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ предусматривает, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничества и лесопарки могут располагаться на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса.

Согласно ст. 36 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 206-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017) использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры. Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся временными постройками, в том числе ограждений.

В соответствии с вышеназванными нормами закона право пользования животным миром не тождественно праву пользования лесами и другими природными ресурсами. При этом закон допускает случаи использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков.

Из ответа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от **.**.****№* следует, что земельные и лесные участки Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» не предоставлялись, согласование с Минобороны России не проводилось.

Согласно ответа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от **.**.****№* в ходе проверок, проводимых Департаментом, использование Общественной организацией «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» в целях осуществления охотохозяйственной деятельности на части территории в границах Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Минобороны России (<...>, 1-52) не устанавливалось и не установлено. Департамент не располагает сведениями о включении в границы Параткульского, Кривского и Новосельского охотничьих угодий части территории в границах Шадинского участкового лесничества Свердловского лесничества Минобороны России (<...>, 1-52). Общественной организации предоставлены в пользование объекты животного мира в границах перечисленных охотничьих угодий, а также территории, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, а не земельные или лесные участки.

В письме Свердловского лесничества МО РФ – филиала ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ от 20.06.2014 № 459 на имя председателя общества ФИО1 сообщается, что Общественная организация использует для охотничьего хозяйства земельные участки Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Минобороны России общей площадью 7700 га, в связи с чем, испрошены правоустанавливающие документы на земельные участки, согласование с Минобороны России на включение участков Минобороны России в границы охотничьих угодий, переданных обществу, действующий договор аренды земельных участков, заключённый с Минобороны России.

Из объяснений директора Свердловского филиала ФГАУ «Оборонлес» ФИО11, данных им **.**.**** в ходе производства по делу об административном правонарушении, следует, что в 2014 году он работал в Свердловском лесничестве Минобороны России, где, в том числе, занимался вопросами установления сторонних лесопользователей в границах лесничества. Было установлено, что общество использовало лесной участок в границах Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Минобороны России, так как участок входил в границы предоставленных в пользование обществу охотничьих угодий (Кривское, Параткульское и Новосельское) и в границах этого участка были установлены объекты охотничьей инфраструктуры. В **.**.**** работники Свердловского филиала ФГАУ «Оборонлес», Свердловского лесничества Минобороны России, а также представители Общества произвели осмотр (обследование) используемого обществом лесного участка в границах Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Минобороны России на предмет наличия объектов охотничьей инфраструктуры, было установлено, что ранее имевшиеся объекты охотничьей инфраструктуры демонтированы.

Результаты осмотров (обследований) спорного лесного участка, о которых в своих объяснениях упоминает ФИО11, в материалах дела об административном правонарушении не имеется.

Акт плановой выездной проверки Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу №* от **.**.****, имеющийся в материалах дела, не содержит информации о нарушениях в деятельности Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов».

Наличие у общества разрешения на использование объектов животного мира в границах охотничьих угодий, а также выделенной территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесённым к объектам охоты, без разрешительных документов на использование лесных участков, на котором расположены охотничьи угодья, само по себе не свидетельствует об использовании данного лесного участка, поскольку, как было указано выше, право пользования животным миром не тождественно праву пользования лесами и другими природными ресурсами, поэтому право пользование животным миром может осуществляться отдельно от пользования лесами.

Имеющиеся в материалах дела обращения Общественной организации по вопросу согласования использования лесного участка Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Минобороны России для ведения охотничьего хозяйства в границах Кривского, Параткульского, Новосельского хозяйств (письма в адрес ОГАУ «Оборонлес» МО РФ вх. №* от **.**.****, ФГКУ «ТУЛХ» от **.**.****) не содержат сведений о том, что данный лесной участок каким-либо образом используется Общественной организацией, как это предполагает объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, из доказательств, положенных административным органом в обоснование факта самовольного использования лесного участка обществом и вины в этом ФИО1 не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что в период с **.**.**** по **.**.**** председатель Общественной организации ФИО1 самовольно использовал лесной участок площадью 7702 га в границах <...> участка №* и <...> участка №* Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Минобороны России – в границах Кривского, Новосельского и Параткульского охотничьих хозяйств (Далматовский район Курганской области).

Так ни обжалуемое постановление, ни материалы дела не содержат сведений о том, в чём выразилось самовольное использование спорного лесного участка со стороны общества, какие действия осуществлялись обществом на лесном участке, которые привели к его самовольному использованию (размещение объектов охотничьей инфраструктуры и др.), в чём именно заключается вина ФИО1 во вменяемом ему правонарушении.

При этом из объяснений ФИО1, данных им в ходе проверки **.**.****, при составлении протокола об административном правонарушении №*-ЦА от **.**.****, рассмотрении дела об административном правонарушении **.**.**** следует, что он последовательно отрицал использование обществом спорного лесного участка, указывая, что объектов охотничьей инфраструктуры общества на нём не имеется и обществом не возводилось. При рассмотрении жалобы ФИО2 указал, что при выдаче охотникам путёвок на охоту, данный лесной участок в путёвки не включается.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.12.2016 (дело № А60-52896/2016) было признано незаконным и отменено постановление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о назначении административного наказания от 07.04.2016 № 2/2016-ЦА о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ, вынесенное на основании обстоятельств, аналогичных обстоятельствам, послужившим основанием для вынесения обжалуемого постановления.

Поскольку по делу не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Учитывая, что копия постановления о назначении административного наказания от **.**.**** по делу №*-ЦА получена ФИО1 **.**.**** согласно уведомления о вручении, а жалоба на данное постановление подана в суд **.**.****, срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренный ст. 30.3 КоАП РФ, ФИО1 соблюдён.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица – председателя Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания от **.**.**** по делу №*-ЦА (резолютивная часть постановления объявлена **.**.****), вынесенное начальником отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу – старшим государственным лесным инспектором на землях обороны и безопасности Уральского федерального округа ФИО8 о привлечении должностного лица – председателя Общественной организации «Далматовское районное общество охотников и рыболовов» ФИО1 к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии путём подачи жалобы через Далматовский районный суд Курганской области.

Судья С.В. Бузаев