ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-5/2017 от 11.01.2017 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 12-5/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г.Абакан Республика Хакасия 11 января 2017 года

Абаканский городской суд в составе

председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,

при секретаре Кычаковой А.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Хакасия Федерального агентства по рыболовству Енисейского территориального управления от 24.10.2016 г. о привлечении Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ,

Огласив жалобу, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела Абаканский городской суд Республики Хакасия

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Хакасия Федерального агентства по рыболовству Енисейского территориального управления от 24.10.2016 г. ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ к административному штрафу в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФИО1 обратилась в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В жалобе указывает, что работы на объекте по реконструкции муниципальной дороги общего пользования Республики Хакасия, расположенной в Орджоникидзевском районе на участке дороги км. 25-км. 32+500 соответствующей автодороги Сарала – Приисковое, и объекте капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги подъезд к д. Капчалы в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия» проводились в рамках государственных контрактов, со сроками выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Проводимые на указанных объектах работы, а также мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания, были согласованы ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» в соответствии с требованиями действующего законодательства с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства. На этапе согласования заявки по осуществлению мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания в связи с проводимой реконструкцией автомобильной дороги Сарала-Приисковое, Росрыболовством был установлен срок выполнения указанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ, в то время как ГКУ РХ «Хакасавтодор» указывало реальный срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, при этом процедура согласования проходила до ДД.ММ.ГГГГ По результатам размещения ГКУ РХ «Хакасавтодор» заказа и протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление выпуска молоди водного биологического ресурса в качестве восстановительного мероприятия по возмещению ущерба, торги были признаны несостоявшимися, в связи с чем провести данные мероприятия в сроки установленные в договоре, не представилось возможным. При направлении ДД.ММ.ГГГГ в Росрыболовство повторной заявки, во включении заявки в ежегодный план проведения мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на 2013 г., было отказано. Также было отказано и во включении заявки на осуществление мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов связи с проводимой реконструкцией автомобильной дороги подъезд к д. Капчалы в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия по тому основанию, что проведение работ по искусственному воспроизводству в осенний период невозможно. Указывает, что финансовое обеспечение деятельности ГКУ РХ «Хакасавтодор» осуществляется за счет республиканского бюджета на основании бюджетной сметы, расходование бюджетных средств осуществляется учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством. Поскольку строительство указанных объектов было закончено, то последующее финансирование по законченному и введенному в эксплуатацию объекту на следующий год невозможно. Полагает, что причиной невыполнения ГКУ РХ «Хакасавтодор» условий согласований является установление Росрыболовством невыполнимых сроков и количества предъявленных согласований в процессе реализации компенсационных мероприятий, в связи с чем у ГКУ РХ «Хакасавтодор» отсутствовала реальная возможность выполнения данных мероприятий, что свидетельствует об отсутствии вины Учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения. Также ссылается на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу.

Защитник ГКУ РХ «Хакасавтодор» ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просила обжалуемое постановление отменить по изложенным в жалобе основаниям.

В судебном заседании представитель Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО2 считает постановление законными и обоснованными, возражает против удовлетворения жалобы, указывает, что вина ГКУ РХ «Хакасавтодор» полностью доказана, действия квалифицированы правильно, нарушений процессуальных норм не допущено. ГКУ РХ «Хакасавтодор» привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, поскольку административное правонарушение выявлено в результате проведенной проверки.

Исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8.33 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Целями данной статьи являются охрана животного мира с помощью специальных средств защиты среды обитания и путей миграции животных, предотвращение самовольного воздействия на сложившиеся популяции животных. Сфера действия данной статьи охватывает разнообразную деятельность производственного характера (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика), оказывающую влияние на среду обитания животных.

Законодательство РФ устанавливает как общие, так и специальные правила, регламентирующие указанную выше деятельность. Это Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", а так же Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 50 названного Федерального закона).

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 2, 4, 5, 6, 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические лица обеспечивают оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания. При установлении прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические лица предусматривают в проектной документации осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, а также непосредственно при строительстве обеспечивают выполнение последних.

Статьей 52 Федерального закона № 166-ФЗ предусмотрено, что лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов административного дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с планируемой с 2012 по 2013 г.г. реконструкцией автомобильной дороги Сарала – Приисковое на участке км. 25 – км. 32+500 в Орджоникидзевском районе Республики Хакасия и предполагаемым негативным воздействием планируемой деятельности на водные биологические ресурсы, ГКУ РХ «Хакасавтодор» произведено согласование проектной документации с Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Согласно оценке негативного воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, ущерб рыбным запасам в результате работ по реконструкции автодороги, складывающийся из потери ихтиомассы в результате гибели зообентоса непосредственно на площади работ в русле ручьев Каменный, Андрюшкина, Петров, а также от сокращения естественного стока при деформации поверхности водосбора, составляет в натуральном выражении 95181 кг. Для возмещения ущерба в объеме 95181 кг. потребуется вырастить 63500 шт. молоди хариуса.

Выданным Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству согласованием от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено осуществление ГКУ РХ «Хакасавтодор» следующих компенсационных мероприятий и мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания:

- компенсация вреда, наносимого водным биологическим ресурсам – руч. Каменный, руч. Андрюшкина, руч. Петров 2013 г. путем проведения работ по искусственному воспроизводству путем выпуска 63500 шт. молоди хариуса,

- выполнение водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом,

- обваловка рабочих площадок,

- соблюдение требований о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, предусмотренных ст. 65 Водного кодекса РФ.

В соответствии с поданной заявкой и договором на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РХ «Хакасавтодор» обязался в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить выпуск молоди хариуса в количестве 63454 шт. в бассейн реки Енисей в качестве восстановительного мероприятия для возмещения ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания при проведении работ по реконструкции автомобильной дороги Сарала – Приисковое на участке км. 25 – км. 32+500 в Орджоникидзевском районе Республики Хакасия.

Из письма директора ГКУ РХ «Хакасавтодор» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в установленный срок исполнить условия согласования в части проведения работ по искусственному воспроизводству биологического ресурса путем выпуска молоди хариуса в водные объекты рыбохозяйственного значения, не были исполнены. Повторно ДД.ММ.ГГГГ направленная заявка оставлена без рассмотрения в связи с пропуском срока.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РХ «Хакасавтодор» произведено согласование проектной документации по реконструкции автомобильной дороги подъезд к д. Капчалы в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия, предусматривающей строительство моста через реку Уйбат, являющуюся водным объектом первой категории рыбохозяйственного значения, и разбор существующего моста.

Согласно проектной документации, содержащей оценку негативного воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, ущерб рыбным запасам в результате работ по реконструкции автомобильной дороги, складывающийся из потери ихтиомассы в результате гибели зообентоса непосредственно на площади работ в русле и пойме реки, гибели зоопланктона в связи с распространением зоны повышенной мутности воды и сокращения естественного стока при деформации поверхности водосбора, составляет в натуральном выражении 43151 кг. Для возмещения вреда в объеме 43151 кг. Потребуется выпуск в Енисейский рыбохозяйственный район Западно-Сибирский бассейн выбор либо 4109 шт. молоди ленка, либо 28767 шт. молоди хариуса.

Согласно решению о согласовании данного проекта от ДД.ММ.ГГГГ, согласование произведено при выполнении ГКУ РХ «Хакасавтодор» следующих условий:

- компенсировать вред, наносимый водным биоресурсам и среде их обитания путем проведения работ по воспроизводству водных биоресурсов (выпуск на выбор либо 4109 шт. молоди ленка, либо 28767 шт. молоди хариуса в Енисейский рыбохозяйственный район Западно-Сибирский бассейн),

- предусмотреть мероприятия по защите водного объекта от попадания мусора в русло реки при проведении ремонтных работ,

- выполнить водоохранные мероприятия, предусмотренные проектом,

- соблюдать требования о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, предусмотренные ст. 65 Водного кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РХ «Хакасавтодор» в Федеральное агентство по рыболовству поданы заявки на осуществление мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания в связи с проводимой реконструкцией автомобильной дороги Сарала – Приисковое на участке км. 25 – км. 32+500 в Орджоникидзевском районе Республики Хакасия (повторная), реконструкцией автомобильной дороги подъезд к д. Капчалы в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия с целью включения их в ежегодный план проведения мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на 2014 г.

Между тем, ввиду несоответствия заявок требованиям, предъявляемым к их форме, утвержденной приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ, данные заявки оставлены без рассмотрения.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному по результатам проверки соблюдения ГКУ РХ «Хакасавтодор» требований природоохранного законодательства Российской федерации в части охраны водных биоресурсов и среды их обитания, проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Енисейского территориального отдела Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки выявлены нарушения ГКУ РХ «Хакасавтодор» требований природоохранного законодательства, а именно, после завершения в 2014 г. строительства объекта «Реконструкция муниципальной дороги общего пользования Республики Хакасия, расположенной в Орджоникидзевском районе на участке дороги км 25-км 32+500 существующей автодороги Сарала-Приисковое», не выполнены условия согласования от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работ по искусственному воспроизводству в счет компенсации ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам, а также на сданном объекте капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги подъезд к д. Капчалы в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия», сданного в эксплуатацию в 2015 г. не выполнены условия согласования от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работ по искусственному воспроизводству в счет компенсации ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам, чем нарушены положения п. 13 «Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.58 № 1045, п. 7 «Постановление Правительства РФ №380 от 29.04.2013 г. «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», ст. 50, ст. 53 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания», ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Нарушение ГКУ РХ «Хакасавтодор» вышеприведенных требований и норм, зафиксированные в акте проверки, нашли в суде свое подтверждение. Доказательств выполнения вышеприведенных требований охраны среды обитания водных биологических ресурсов на день выявления административного правонарушения Учреждением не представлено. При этом нарушение указанных выше положений образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении юридического лица ГКУ РХ «Хакасавтодор» ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, и привлечения его 24.10.2016 г. к административной ответственности, установленной данной нормой.

С учетом положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ оснований полагать вину юридического лица в совершении правонарушения отсутствующей, не имеется, поскольку из исследованных доказательств следует, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, ГКУ РХ «Хакасавтодор» и его виновность подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которые являются достаточными для юридической оценки административного правонарушения, получили надлежащую оценку административным органом в совокупности с другими материалами дела в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений требований ст. 28.2 КоАП РФ суд не усматривает. Порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушены, постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.

Поскольку по делу не было усмотрено обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а Учреждение приняло определенные меры для устранения допущенных нарушений, по делу правомерно назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере. Достаточных оснований для применения более мягкого вида административного наказания не усматривается, поскольку ГКУ РХ «Хакасавтодор» допустило ряд нарушений природоохранного законодательства, которые в своей совокупности представляют угрозу для среды обитания водных биологических ресурсов. По тем же основаниям совершенное правонарушение нельзя признать малозначительным.

Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Хакасия Федерального агентства по рыболовству Енисейского территориального управления от 24.10.2016 г. о привлечении Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.

Судья Ю.Н. Лоцкий